Тук, тук, тук... - 3

Не прошло и пяти дней, как к ним на завод назначили нового секретаря партийной организации. Лида по-прежнему работала машинисткой. Теперь объектом её внимания был молодой инженер, который тоже обратил на неё внимание.

Как-то после работы он пригласил её в кино. Она согласилась. И после этого они начали встречаться. Лиде парень понравился. А ещё его тоже звали Сергеем, также, как и её первую любовь. Сергей читал ей стихи, рассказывал смешные истории, дарил цветы. Лида была счастлива. Родители, видя такую перемену в дочери, тоже радовались и ждали, когда же Лида сообщит им, что они с Сергеем решили пожениться.

Но... началась война...

Первым на фронт ушёл отец. А потом и Сергей. Так они и не успели расписаться. Решили, что распишутся, когда закончится война. Почему-то тогда все думали, что война долго не продлится.

Лида и мама остались одни. Вскоре, после окончания медицинских курсов, Лида устроилась работать в госпиталь медсестрой. А их завод начал выпускать снаряды для фронта.

Потянулись тревожные, серые дни, с ожиданием беды и чего-то более страшного.

Сначала отец писал письма с фронта. Потом письма прекратились. А вскоре пришла похоронка... Лида с ужасом вдруг увидела, как постарела её мать... А ещё Лиду беспокоил мамин кашель - сухой и с надрывом.

- Мама, сходи к врачу - просила Лида.

- Некогда, доченька. Потом, как-нибудь...

А от Сергея писем не было вообще. Это только после войны Лида узнала, что Сергей погиб в первом же бою.

Всю войну Лида проработала в госпитале, как и все, с полной отдачей. Ухаживала за ранеными, помогала врачам при операциях. О доносах она и не думала. Ей уже казалось, что это было давно, в прошлом и что этим заниматься она уже никогда не будет.

Мама, к сожалению, до Победы не дожила. Лида осталась совсем одна.

Вечерами, сидя одна в комнате, она прислушивалась к весёлым голосам, празднующих Победу. Люди пели, веселились, отмечали этот Великий День. Кто-то, кто пришёл с войны, отмечал этот День скромно. А на второй день шёл уже устраиваться на работу. А у кого-то это празднование было затяжным. Солдаты пили, отдыхали, отсыпались и считали, что они имеют на это полное право. Вот это очень злило Лиду. Она считала, что бедные их жёны. Ведь они мучаются, работают целыми днями, стирают, готовят, ухаживают за детьми, еле сводят концы с концами. А эти... Только и знают, что напиваться.

Вскоре Лида ушла из госпиталя и устроилась опять на свой завод машинисткой в машбюро. Опыт она имела и сама работа ей нравилась. В машбюро работали шесть женщин, почти такого же возраста, как и она. С одной из них Лида подружилась. Сначала всё началось просто с симпатии. Но постепенно появилась дружба и она день ото дня крепла. А вскоре Лида и Вера, а именно так звали её подружку, были неразлучными. Ходили везде вместе и, как все девушки, откровенничали о своём, девичьем.

Как-то, придя на работу, Лиду вызвал к себе начальник первого отдела. Лида очень удивилась и заволновалась. Начальник был краток. Он напомнил Лиде о её помощи Марии Ивановне, которой уже нет в живых, и намекнул, что теперь она должна помогать ему. А если откажется, то... Лида поняла, что отказываться нельзя.

- А куда мне приносить докладные письма? - спросила Лида.

- Около клуба есть дверь с узкой щелью на двери. Этот кабинет принадлежит первому отделу. Вот в эту щель и будете бросать свои докладные и, обязательно, подписанные.

- Хорошо - ответила Лида.

А придя в машбюро, она долго думала, анализировала, взвешивала все "за" и "против". Печатала и думала...

- Ну, вот. Опять началось. Хотя... Есть и плюсы. Во-первых каждый месяц будет доплата к основному заработку. А во-вторых? Я внештатный работник первого отдела. И это уже хорошо. А потом? Никто ведь не узнает. Сведения о таких работниках держатся в полном секрете. А Вера? А что Вера? Она же ничего не узнает. Ну, что ж. Ладно, буду писать докладные.

И с этого дня Лида каждую неделю опускала докладные в эту узкую щель на двери. Всё, что слышала... Всё о чём ей рассказывали... Всё, что видела... Всё отмечалось в этих докладных.

Потом она заметила, что не одна она такая. Есть и другие работники, которые делали тоже самое. И это её успокоило.

Шли годы. Лида и Вера вышли замуж. У Веры родился сын. Потом через год родилась дочка. А у Лиды с мужем детей не было. Лида переживала, завидовала Вере и упрекала в бездетности мужа.

Муж прожил недолго. Сказались боевые ранения, полученные на фронте. И Лида опять осталась одна.

С Верой они общались всё реже и реже. А вскоре Вера уволилась с завода и их общение совсем прекратилось.

Лида ушла в себя. Ходила всегда хмурая и её очень раздражало, если кто-то веселился или смеялся.

Больше ни с кем она не сближалась. И подруг она решила больше не заводить.

- Одной легче - так решила Лида.

Жизнь в стране менялась на глазах. Люди жили, радовались жизни. Влюблялись, женились. Рождались дети. Дети подрастали. Родители старели...

Вот и у Лиды, а теперь для всех Лидии Николаевны, на глазах все соседские детишки выросли, а их родители уже нянчили внуков. А, глядя на себя в зеркало, Лида тоже отмечала своё старение.

А вот и пенсия наступила. Её не уволили с завода, а предложили поработать лифтёршей. На что она с радостью согласилась.

Но вскоре эту работу пришлось оставить. От постоянного мельтешения людей и грохота лифта, у неё стала болеть голова. И она решила уйти на пенсию. Но... Пенсия была маленькой и её это никак не устраивала. После недолгих размышлений она решила зарабатывать привычным для себя способом. Писать докладные на соседей своего дома. А куда отсылать эти докладные, она узнала у своей приятельницы по дому, которая этим занималась уже несколько лет.

- За это ведь платят, понимаешь. Пусть и небольшие деньги, но они не помешают - объясняла приятельница Лиде.

- Да? Наверное, ты права - прикидывалась неопытной в этом деле Лида.

И опять Лида занялась своим привычным для себя делом.

Время пролетело быстро. Изменилась страна, изменились люди. А Лидия Николаевна какая была, такая и осталась. Нелюдимая, хмурая. Только вот докладные она уже не могла относить куда следует. Ноги болели. Её приятельница какое-то время за ней ухаживала. А потом и её не стало...

- Да-а-а. Осталась я совсем одна - сама себе сказала Лидия Николаевна.

.............................................

А за окном весело щебетали воробьи, слышался смех детей, разговоры прохожих, гудки проезжающих машин...


Рецензии
Здесь все не так-то просто. Скорее всего характер. И обстоятельства. Ведь ее подцепила на "крючок" Мария Ивановна, которая заметила, что девочка голодная. Лидочка ненавидела сытых соседей. Она сломалась еще маленькой. Голод породил в душе ребенка ненависть. Ненависть впоследствии стала привычкой. Она полностью убила эмпатию. Люди для Лиды всего-лишь предмет манипуляции. Еще страх. Сыграл свою роль. Ей же было сказано: если не согласишься, то... И в материальном плане тоже немаловажный аргумент для стукача. Она получила ад при жизни и мученический конец. Именно "получила", а не заслужила. Почему я так говорю? Отвечу - это моя субъективная оценка. Я могу, вернее всегда сострадаю. Даже самый отпетый негодяй имеет право на защиту. Еще я допускаю, что героиня - недалекий человек. Большого ума там и на горизонте не видно. Мне ее жаль, как и жалко тех, кто пострадал от доносов. А Марию Ивановну мне не жаль. Я и сам могу ненавидеть.

Любовь, это сильный рассказ! С уважением и симпатией. Игорь.


Игорь Струйский   03.11.2021 14:46     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Игорь!
А Марию Ивановну мне тоже не жаль.
Спасибо, Игорь!
От всей Души!

Григорьева Любовь Григорьевна   03.11.2021 17:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.