Причины колебаний и катастроф цивилизаций

     В модели простого взаимодействия однородного населения аграрных стран с кормящим ландшафтом существует эффект запаздывания, и потому возможны циклические колебания. После сведения лесов истощение плодородия почвы в разы, длящееся годами, вынуждает переходить к подсечно-огневому земледелию, отводить землю под пары или применять севообороты (опять же, до всего этого додумались не сразу), а в нестационарных условиях, о которых обычно идет речь в контексте анализа истории цивилизаций, запаздывание может быть значительным.
     Среди представителей наук, редукционная зависимость закономерностей которых от законов физики весьма опосредованная, распространена чрезмерная увлеченность простыми одно-двухфакторными моделями, хотя вычислительная техника и развитие итерационных алгоритмов давно уже позволяет более адекватно описывать реальные процессы. Применение моделей с уменьшенным числом параметров может оправдываться тем, что позволяет выявить параметр, который в данном конкретном случае оказался решающим, однако неправомерно рассчитывать на то, что так будет всегда. Кроме того, при этом необнаруженными или необъясненными окажутся случаи сложной взаимосвязи разных параметров, особенно их нелинейного взаимодействия. Есть много неучтенных взаимодействий, вследствие которых в крупномасштабных социальных системах могут возникать колебательные процессы и катастрофические явления.
     Пример первый - взаимодействие конфликтующих способов ведения хозяйства. На границе между территориями, заселенной оседлыми земледельцами и кочевыми скотоводами (то есть в период от приручения лошади и до полного завоевания центра Евразии Россией и Китаем), существовала незаселенная полоса в сотни километров шириной - так называемое Дикое поле, положение которой в зависимости от климатических изменений и многих других факторов могло изменяться очень существенно. Хотя земледелие на одной и той же территории позволяло прокормить население, более чем в 10 раз большее, чем при занятии только скотоводством, однако мобильность конных скотоводов, не привязанных к запасам и посевам, и их меньшая обремененность физическим трудом позволяли им перемещаться быстрее и на гораздо большие расстояния, а в результате - собирать армии, сопоставимые по силе с армиями гораздо более многочисленных земледельцев, при этом в полосе рейдовой доступности таких армий скотоводов ведение земледельцами своего хозяйства становилось невозможным (из-за поголовного угона в рабство или разграбления всего нажитого). В ходе многовековой борьбы скотоводы (например, монголы) практиковали сплошное уничтожение городов-крепостей, в которых земледельческое население укрывалось от их набегов и которые были или могли стать центрами крупных государств, опасных для кочевников. В свою очередь, излишек земледельческого населения, не утрачивая свою этническую идентичность, склонен был основывать на степных территориях мало уязвимые для нападений милитаризованные поселения со скотоводческим типом хозяйства (казаки), постепенно сменяющимся на земледелие по мере иссякания ресурсов вытеснявшихся исконных кочевников. В конце концов из-за невозможности при кочевом образе жизни обеспечить конкурентоспособность своего оружия по сравнению с новым оружием эпохи промышленной революции, по своей природе привязанным к производству в городах, последний процесс дошел до конца, и кочевая вольница прекратила свое существование.
     Пример второй - экономика стран с высокими климатическими и транспортными издержками производства может быть эффективной только в условиях протекционизма (см.: Паршев, Почему Россия не Америка), при этом существуют группы товаров, которые в силу природных условий физически не могут быть произведены на этих территориях. Врожденная меметическая восприимчивость элиты и политически активной части населения этих стран (см.: Ричард Докинз, Вирусы мозга) делает их уязвимой для капиталозависимых торговых элит стран с меньшими географическими издержками. В результате подкупленная элита и одураченный плебс меняют законы, границы распахиваются для беспошлинного ввоза дешевых товаров, местное производство разоряется, и местное население начинает вымирать (что мы и наблюдаем в постперестроечной России), пока территория не становится непригодной для эксплуатации, затем на ней могут снова возникнуть автономные политические образования с восстановлением хозяйства.
     Пример третий - колебания в связи с распространением таких психических вирусов (см.: Ричард Броуди, Психические вирусы), как прозелитические религии жизнеотрицающего содержания. Так, распространение христианства в Византийской империи резко увеличивало долю не участвовавшего в воспроизводстве населения и невоеннообязанного монашества, в отдельные эпохи составлявшего до трети всего населения. Это неизбежно приводило к экономическому упадку и военным поражениям от соседних стран, где воспроизводство населения не ограничивалось. В конце концов, зависимые от капитала и этологического статуса императоры ограничивали экспансию монастырей (чему уделяли большое внимание русские цари, возможно, еще наслышанные о династически и конфессионально близком для них византийском примере), и империя возвращала часть утраченных позиций, пока это еще было возможно.
     Пример четвертый - циклическая смена ведущих психологических типов в общественных структурах различного уровня по следующему из соционической модели "закону смены квадр" - общества, в которых представители той или иной квадры (четверки психологических типов с облегченным взаимодействием) играют ведущие роли и устанавливают правила игры, более удобные для себя, чем для других квадр, последовательно сменяют друг друга в одном и том же порядке. Когда эти изменения происходят плавно, когда - революционно или катастрофически. Вот пример плавных изменений: хотя формально марксизм был одним и тем же идейным направлением, нельзя не заметить, что при распространении революционных идей в царской России ведущую роль играли люди одного склада, в гражданскую войну выдвинулись люди другого склада, в эпоху индустриализации и коллективизации ведущую роль играли уже другие люди, при "застое" произошла еще одна смена типажа людей у руля, соответственно - систематически менялась и политическая практика, пока догматизированный марксизм-ленинизм, скроенный по вкусу людей совсем других психологических особенностей, не утратил популярность настолько, что был легко заменен на более удобный для преобладавших к этому времени в бюрократических верхах гайдаро-чубайсовский капитализм, что повлекло быструю смену ролей типов в остальном обществе - это уже революционно-катастрофическое изменение.
     О различиях между праворукими и леворукими, между функциями левого и правого полушарий мозга наслышаны многие. Меньше людей знает о различиях между экстравертами и интравертами. В соционической модели, которая оказалась очень эффективной в практической психологии и является развитием Аушрой Аугустинавичуте идей, изложенных в работе Карла Густава Юнга "Психологические типы", кроме экстраверсии-интраверсии, учитывается еще три основных параметра-различия: сенсорность-интуитивность (в зависимости от предпочтения мозгом непосредственной информации от органов чувств или обобщенного прошлого опыта), мышление-чувствование (параметр существенно скоррелирован с половыми различиями) и особый влияющий на образ жизни параметр рациональность-иррациональность (в независимо возникшей американской школе Майерс-Бриггс предпочитают близкий, но несовпадающий с этими параметр решение-восприятие, который более удобен для определения при тестировании, но, как оказалось, имеет гораздо меньшую предсказательную силу). Закон смены квадр интересным образом коррелирует с закономерными циклами развития этносов, на большом эмпирическом материале установленных Львом Гумилевым.
     Для многих стран с высоким уровнем жизни либеральными режимами характерен стремительный рост компактно живущих диаспор иммигрантов не только за счет въезда, но и за счет несоизмеримого с аборигенами собственного размножения. Есть очень существенная причина такого явления. Информационная среда аборигенов (СМИ, книги и производное от них общение) перегружены мемами прямой и косвенной рекламы, программирующими людей на вредные привычки, значительно сокращающие жизнь и снижающие ее качество, на "защищенный секс" и на другие формы саморазрушительного или отвлекающего от размножения поведения. Перегруз этот является следствием примитивного коммерческого расчета рекламодателей, что рекламное время окупается лучше всего, когда реклама дается на наиболее распространенном языке, с привлечением образов, близких большинству населения. СМИ, коммерческого книгоиздания и рекламы на языках иммигрантов практически нет, к тому же они маловосприимчивы к суггестии на языке аборигенов, являющемся для них неродным, и к тому же обычно вообще еще не знают его в своем детстве, проходящем в условиях гетто или парохиальной изоляции. Разумеется, если мемы аборигенов плохо распространяются среди иммигрантов, у последних долго консервируются представления о характере половой жизни и структуре семьи, оставшиеся от стран своего происхождения. Тем более, что такие высокоинфекционные религии, как ислам, собственными структурами распространения мемов дополнительно способствуют консервации таких представлений. Отметим, что в наших СМИ практически не обращалось внимание на такое нетривиальное явление последних десятилетий, как вытеснение первоначального христианства исламом среди афроамериканцев настолько, что ислам среди них уже преобладает.
     Для природы не важно - природе всё равно, у какой звезды возникшая разумная жизнь освоит ресурсы того или иного скопления звезд - ведь каждая из этих форм жизни будет реализацией заложенных в природе (физических законах нашей вселенной) возможностей. Зато для дальнейшей судьбы человечества это даже очень важно.
     Если решающие ареалы обитания займут особи, инфицированные высокоинфекционным вирусным мемплексом, запрещающим развитие и применение высокотехнологических исследований в любых областях вроде генетики, астрономии, палеонтологии, психологии, создающих опасность разоблачения и депрограммации вирусного мемплекса (не возбраняется только для создания и усовершенствования оружия), и запрещающим ограничение размножения на репродуктивном этапе, что оставляет единственную возможность адаптации к ограниченным земным ресурсам - войну с применением той или иной совокупности ОМП, то на человечестве можно будет поставить крест, или полумесяц, или что-то в этом роде, а ресурсами других тел Солнечной системы смогут воспользоваться только инопланетяне, разведавшие обстановку здесь с помощью своих орбитальных обсерваторий и (при необходимости) последующих зондов.
     Альтернативный вариант - если победа достанется особям, инфицированным другим, конкурентным вирусным мемплексом, программирующим на победу любой ценой, но допускающим инфицирование посторонних только как результат ошибки или ограниченных обстоятельств, что исключает возможность такой победы без крупномасштабного применения заранее подготовленного ОМП.
     В обоих случаях, здравомыслящие личности, не подвергнувшиеся дегенерации, сопутствующей доместикации вирусными мемплексами, обречены на уничтожение, и радость победы клинических идиотов неизбежно окажется весьма преходящей, как преходяща победа популяции бродильных бактерий над собственным питательным субстратом. Но у бродильных бактерий есть споровая стадия, имеющая какой-то шанс попасть в новые субстраты, а этим идиотам природа такой возможности уже не даст. Суммарная вероятность этих двух путей пока видится как гораздо большая чем 50%, и не видно факторов, способных переломить ситуацию в тот достаточно узкий период времени, когда это еще будет возможным.
     Что такое вирусные мемплексы, можно прочитать в книге создателя Microsoft Word Ричарда Броуди "Психические вирусы", ее я нашел открыто выложенной в интернете, другие книги с изложением основ меметики на должном уровне по-русски почему-то не издавались. Впрочем, понятно, почему не издавались - это противоречит близорукому пониманию своих интересов лицами и группами лиц, практически полностью захватившими контроль над экономикой России после меметической спецоперации под кодовым названием "перестройка" (см, например, в книге Сергея Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием в России сегодня"), проведенной с использованием технологий НЛП; вследствие неизбежных впечатлений участников спецоперации о таком ее успехе книг по НЛП сейчас издается хоть отбавляй.
     Религиозное сознание людей, считающих себя принадлежащими к некоторой конфессии, хотя знают лишь очень немногие из ее догм и почти не участвуют в ее обрядах, по меметическо-генетическим параллелям аналогично состоянию носителей хронических инфекций, временно протекающих в скрытой форме (СПИД и т.п.), или лично устойчивых к этим инфекциям, но распространяющих их (туберкулез и т.п.). Понятно, что такие способные протекать в латентной форме инфекции гораздо опаснее, чем сразу активно проявляющие себя.
     Догматические религии возникли и очень успешно распространялись еще в эпоху, когда СМИ еще не существовало, но результат был более чем материальным - из-за отдельных догм, оказывающихся идиотскими или преступными при современном непредвзятом анализе, были истреблены миллионы людей, уничтожены неисчислимые количества накопленной информации (чего стоит одна только Александрийская библиотека) и, возможно, начало эры технического прогресса было отдвинуто на сотни лет (почитайте, например, о поднятом с затонувшего 2000 лет назад греческого корабля проржавевшем в монолит "механизме Антикиферы", устройство и назначение которого недавно были установлены с помощью трехмерного ЯМР, или о парфянских электрических батареях). Причем эти догмы никуда не делись - они и сейчас являются неотъемлемыми частями вероучений самых влиятельных конфессий, только временно "в политических целях" от них отвлекается внимание или они виртуозно перетолковываются - т.е. тормозится экспрессия мемов. Но постоянно возникают новые толки, требующие "борьбы с лицемерами и возвращения к истинной вере", вновь активирующие эти разрушительные мемы, причем нередко такие толки возникают и распространяются тайно (см., например, об антисистемах у Льва Гумилева в книге "Этногенез и биосфера Земли"). Причем появление и усовершенствование СМИ чрезвычайно облегчило распространение патологических мемов - возникшая в газетную эпоху тенденция падения популярности религий, обусловленная научно-техническим прогрессом, стремительно обращается вспять за счет применения новых СМИ и других технологий репликации, обладающих гораздо более мощным суггестивным действием.
     В процветающих ныне догматических религиях, перед которыми пресмыкаются президенты, банкиры и владельцы СМИ ведущих стран мира, присутствуют, например, апокалиптические мемы, фактически гипнотически программирующие людей приближать катастрофу земной цивилизации (за счет применения различного оружия массового поражения, вплоть до нанороботов) или не препятствовать ей в надежде на наступление рая "во исполнение пророчеств" - рая, которого, конечно же, не будет, в отличие от катастрофы, дыхание которой уже чувствуется. Например, мне однажды жутко было наблюдать, как на моих глазах человека, когда-то явно участвовавшего в научной программе ядерных испытаний, пытались завербовать ходящие по подъездам молодые агитаторши "Свидетелей Иеговы", причем со словами "Конец света надо приближать"! В данном случае повезло - я имел возможность вмешаться, этот человек очень давно не имеет отношения к ОМП и на пенсии, кроме того, внушаемость этого человека уже была использована другой конфессией, в которой апокалиптический мем пока латентен. Но подъездов и улиц много, и люди в них живут и по ним ходят разные, и разные люди попадаются на конце провода по наугад набранным номерам (этими тремя способами пытались завербовать лично меня, но могут быть и другие способы), а активных членов прозелитических апокалиптических сект уже миллионы... В подобных условиях совершенно необходимы активные действия людей, сумевших депрограммировать себя и ощущающих свою ответственность за судьбу цивилизации, для меметической дезинфекции остальных людей. Это не пессимизм - это мотивация к действию!
     Разумеется, я читал книгу "Древняя Русь и великая степь" - это была первая из прочитанных мной книг Гумилева, прочитал я четыре его книги. Хорошо и убедительно пишет. Что касается признания им положительной роли системных религий - с точки зрения исторической науки, он правильно делал, что примерял влияние каждого фактора именно к данному месту и данному времени. Понятно, что каждая письменная религиозная система образована не только совокупностью основных догм (которые мутируют или дополняются крайне редко), но и совокупностью выводимых из них толкований и их сравнительных значимостей - мутациями скорости экспрессии мемов и другими вторичными процессами, которые происходят очень часто и могут приводить к тому, что основополагающая меметическая установка перетолковывается наоборот - например, как прямые указания евангелий Ивану Ильину в своей известной работе о противлении злу силою удалось вывернуть наизнанку с помощью вторичных толкований, формально оставаясь в рамках христианской доктрины.
     Вообще, в отличие от физических и математических теорий, наличие и однозначность (непротиворечивость) следствий из которых обеспечивается строго определенным количеством аксиом, религиозные доктрины очень сильно избыточны и поэтому неизбежно кишат внутренними противоречиями, позволяющими при достаточной изворотливости делать из них совершенно противоположные выводы. Но тем не менее, способность принятия человеческим сознанием тех или иных выводов (а следовательно, и успех тех или иных толкователей религий) зависит от нашей человеческой психологии, которая подчиняется определенным закономерностям, и поэтому изменчивость практических последствий бытования тех или иных религиозных систем всегда остается в определенных рамках.
     При этом стоит отметить, что в отличие от историков, для которых важно как можно точнее проанализировать действующие силы исследуемого момента, нам следует заботиться и о том, чтобы не повторять ошибок прошлого, и о том, чтобы прямо или косвенно влиять на будущее - в первую очередь, в интересах продолжения жизни на Земле и жизни земного происхождения в космосе (Солнцу светить осталось где-то 4,5 миллиардов лет - столько же, сколько уже существует Земля), а в непротиворечащей этому мере - в интересах выживания своего человеческого вида, и так далее, и лишь в последнюю очередь - в интересах своей личной жизни, именно такой последовательности требует ответственный подход к жизни.
     Разумеется, нельзя не учитывать инстинктивно выработанный способ ускорения эволюции через эмоциональный тонус, облегчающий выживание при высоких своих значениях и ускоряющий вымирание при низких значениях - в особенности опасность наличия низкого эмоционального тонуса у людей, имеющих доступ к оружию и другим опасным для окружающих факторам (такой механизм ускорения отбора в эволюции работал только при индивидуальном отборе, а при групповом может приводить к эксцессам). Но это ещё не повод распевать "всё хорошо, прекрасная маркиза!" и игнорировать риски при наличии значимых для будущего факторов, на которые есть возможность повлиять в конкретный момент.
     О материальных последствиях принятия решений людьми с различными меметическими сдвигами по фазе знаком не понаслышке - мне, бывшему жителю Грозного, обычно приходится ютиться в подсобке института, где я работаю. С учетом моего опыта мне благодушные жизненные установки некоторых людей, ничего этого не знавших и не видевших, представляются неадекватной паранойей "до сих пор бегающих и смеющихся". Несмотря на всё это, я обычно не теряю чувства юмора, мне регулярно приходят в голову юмористические пародии на известные песни, афоризмы и коротенькие анекдоты, которые я, за редкими исключениями, доверяю только ушам друзей и своей бумаге. Когда появится реальная возможность их публикации, может быть, я и попытаюсь ей пользоваться для повышения эмоционального тонуса человечества. Положительные эмоции ценны и тем, что значительно облегчают дезинфекцию патологических мемов, комической абсурдности которых люди в загнанном, подавленном состоянии обыкновенно не замечают, а в радости сквозь призму хорошего юмора достаточно легко обнаруживают. [1]
01.12.2009 - 08.12.2009
[1] http://elementy.ru/lib?context=20451&discuss=430806


Рецензии