Баллада о златом дожде

ABRAXAS

Забудьте, аргивяне, робость и страх!
Решил я напевом старинным
Зачатье воспеть в безыскусных стихах
Персея - Зевесова сына.
Помогут мне пусть в начинаньи благом
Любовной поэзии муза -
Эрато - и бьющая светлым ключом
Элиды краса - Аретуза.
Свирепый Акрисий когда-то царил
Над градом Аргосом преславным.
Отважен, умен и расчетлив он был
И, прозван людьми Богоравным,
Успешно творил войн и мира дела
Бесстрашный аргосский владыка -
Лишь сына царю подарить не смогла
Супруга его Эвридика.
Акрисий с женою молились богам
И им приносили без счета
Богатые жертвы, но боги мольбам
Не стали внимать отчего-то.
Лишь дочку царица царю родила.
Промучившись долго, стеная,
Из белого чрева ее извела,
И имя дала ей - Даная.
Даная росла не по дням - по часам -
Скромна, и умна, и пригожа.
Дал цвет золотой Зевс ее волосам,
Киприда - златистую кожу.
Вся в золоте словно купалась она,
Окутана дымкой златою -
Взрастала, как роза, резва и стройна,
Лелеема царской четою.
Однажды оракул царю предсказал:
Коль сын у Данаи родится,
Акрисию смерть - неожиданна, зла -
От внука руки приключится.
Царь в терем Данаю велел заключить
Подземный, немедленно, медный
И верной охране ее сторожить
Тогда неусыпно. Он, бедный,
Не ведал, что сам Громовержец Зевес,
Следивший за девой с рожденья,
Призрел на Данаю с лазурных небес
И к пленнице без промедленья
Решил - шутки ради! - проникнуть в подвал
Под видом дождя золотого,
Что, звонко журчащий, ее омывал.
Она, без единого слова,
Покорно златым отдалася струям,
И, в лоно Данаино сея
Посев свой небесный, сын Кроноса сам
Зачал с ней героя Персея.
О внука рожденьи узнав, в ярый гнев
Акрисий пришел. С роком споря,
Младенца и дочь он, в ларец повелев
Забить, приказал бросить в море.
Но море прибило ларец к берегам
Серифа - тирана Диктиса
Владенья - который (о, слава богам!)
В Данаю тотчас же влюбился.
А что было дальше - об этом, друзья,
Поведаем вам, правды ради,
Когда отдохнем, я и лира моя
Чуть позже, в отдельной балладе./1/

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ По одной из версий мифа о Данае, дочь царя Аргоса Акрисия в действительности забеременела и родила сына Персея не от золотого дождя (и не от верховного бога древних эллинов Зевса, сына Кроноса, проникшего к ней в узилище под видом золотого дождя), а от своего родного дяди Прета (Пройта), брата-близнеца отца Данаи Акрисия, царя Аргоса, отца трёх дочерей, на двух из которых женились  братья-герои Мелампод и Биант.

Сын Абанта и Аглаи, Прет враждовал с братом-близнецом Акрисием ещё в материнском чреве. Достигнув совершеннолетия, он поделил Арголидское царство с братом, получив Герейон, Мидею и Тиринф. Одноглазые великаны-киклопы (у римлян - циклопы) выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе. Согласно античному географу Страбону, киклопов было семеро, их звали брюхорукими, они пришли в Грецию из малоазиатской области Ликии. Ведя войну друг с другом, братья Пкрисий и Прет якобы первыми изобрели такой вид защитного вооружения, как щиты. В конце концов, Прет был изгнан Акрисием из Аргоса, отправился в Ликию к тамошнему царю Иобату и женился на его дочери Сфенебее (у Гомера - Антии). Рассказ о Прете и Беллерофонте приводит Гомер. По другой версии, действие мифа о Беллерофонте локализуется в Аргосе. Тесть, встав во главе ликийского войска, вернул зятя-аргивянина на родину, и Прет захватил Тиринф.

Жена Сфенебея (по одной из версий, дочь не Йобата, а Афиданта) родила Прету трех дочерей: Лисиппу, Ифиною и Ифианассу (по другой версии, жена родила Прету только двух дочерей - Элегу и Келену).

К дочерям Прета сватались «панэллины» (по выражению поэта Гесиода). Дочери Прета отказались принимать участие в обрядах в честь бога вина Диониса, который в наказание наслал на царевен безумие. По другой версии, дочери Прета впали в безумие, ибо хвалились, что красивее богини Геры, супруги Зевса. Согласно Акусилаю, царевны оскорбили изваяние Геры и в наказание за это обезумели, вообразив себя коровами. Проблуждав целый год в состоянии безумия, дочери Прета укрылись в пещере, расположенной в Ароанских горах. Мелампод исцелил царевен от безумия в храме Артемиды Гемерасии в Лусах (Аркадия), или, по другой версии, на берегу реки Луса, где они в благодарность за исцеление воздвигли храм Артемиде. После исцедения дочерей Прета от безумия Меламподом, одна из царевен погибла, а двух других Прет отдал в жены братьям-героям Бианту и Меламподу. Согласно Полианфу Киринейскому, дочерей Прета исцелил от безумия сын Аполлона - врачеватель Асклепий (у римлян - Эскулап), за что Зевс поразил его насмерть своей молнией (хотя впоследствии оживил и принял в олимпийский пантеон в качестве бога медицины).

Лусийская область (ro-u-si-jo a-ko-ro) и лусийские вожжи (ro-u-si-je-wi-ja a-ni-ja — Lousiewiai haniai) (именуемые так по типу или месту производства) упоминаются в микенских текстах.

Впоследствии у Прета родился сын Мегапенф (отомстивший за гибель отца его убийце Персею - возможно, своему сводному брату, если верить версии о том, что Даная зачала и родила Персея от своего родного дяди Прета).

После исцеления своих дочерей от насланного на них Герой (или Зевсом) безумия, Прет воздвиг богу Аполлону, отцу Асклепия и брату Артемиды, храм в Сикионе. Кроме того, он построил в Сикионе храм Геры (чтобы умилостивить ее)и воздвиг два храма Артемиде в ее двух ипостасях - «Девичьей» и «Кроткой». Чертоги дочерей Прета показывали у моря близ Аргоса. По одной из версий мифа, Прет был убит Персеем (возможно, свои незаконнорожденным сыном), который затем был, в свою очередь, убит законорожденным сыном Прета Мегапенфом (возможно, сводным братом Персея).


Рецензии