Мир после похищенья Персефоны

ABRAXAS

КОру умыкнули.
В мире стало пусто.
До весны уснули
Половые чувства.


ПРИМЕЧАНИЕ

Кора (др. греч. "дева", "девушка" - поэтому в сфере лесбийской любви направленность полового влечения на молодых девушек, сексуальное пристрастие к девушкам вообще и малолетним девочкам - в частности, именуется сексологами "корофилией"), она же Персефона (др.-греч. Персефонэ, встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта, у римлян - Прозерпина или Либера) в древнегреческой мифологии — богиня плодородия и повелительница царства мёртвых, супруга бога мертвых и преисподней Аида (Гадеса, у римлян - Плутона), брата Зевса (у римлян - Юпитера) - главы олимпийского пантеона.

В микенских текстах Персефоне, возможно, соответствует божество qe-ra-si-ja (Перасия), либо богиня pe-re-swa (Пресва).

Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. Вероятно, у завоевателей греков догреческий культ Персефоны постепенно слился с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой (аналогу римской богини плодородия Цереры). Дальнейшее развитие греческой религии превратило Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохранялась на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Коры-Персефоны Аидом-Гадесом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером, делавшим его известным только узкому кругу посвященных.

Персефона — дочь Деметры и Зевса. Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо ещё Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.

Супруга Аида-Плутона, который похитил её и унёс (или увез) в своё подземное царство (по Гигину, Персефона-Прозерпина была похищена Аидом-Плутоном с помощью Зевса-Юпитера).

Существовало несколько локализаций места похищения Коры Аидом. По наиболее популярной версии, похищение Персефоны богом подземного царства произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной на острове Тринакрия (Сицилия). В крупнейшем городе сицилийских греков - Сиракузах - Коре был посвящен источник Киана, расположенный в том в месте, где разверзлась земля под колесницей умыкнувшего Кору владыки мертвых. По другим версиям, Аид спустился под землю с похищенной Корой на территории материковой Греции - либо в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.

Богиня плодородия Деметра искала похищенную дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид, по требованию Зевса, отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чём сообщил Гермес) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови бога вина, виноделия, пьянства и священного неистовства Диониса (Иакха), растерзанного гигантами (или кентаврами). Персефона, с момента похищения ее владыкой мертвых отказывавшаяся от пищи, проглотила гранатовые зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида.

Чтобы успокоить Деметру, пребывавшую в безутешном горе от утраты любимой дочери, Зевс (согласно одному из гомеровских гимнов и Псевдо-Аполлодору) решил, что Персефона будет проводить две трети года в сонме богов (и в том числе - Деметры) на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие же полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.

В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Девы (Коры), дабы быть отовсюду видной своей матери Деметре.

Согласно некоторым античным поэтам, Зевс во время свадьбы Аида и Персефоны отдал Коре, как свадебный дар невесте, либо остров Тринакрию-Сицилию, либо беотийский город Фивы, либо полуостров Кизик.

Персефона почиталась как владычица подземного царства, обитающая, по одним источникам, под землей, а по другим - на краю света. Согласно восточно-римскому (византийскому) автору Суде, Персефона родила от Аида дочь Макарию (богиню блаженной смерти). Согласно орфикам, Кора родила от Аида также богинь мести Эринний (Эвменид). От Зевса, совокупившегося с Персефоной в виде змея, она родила Сабасия.

Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. С древних времен считается, что миф о похищении Коры-Персефоны Аидом-Гадесом символизирует смену времён года.

Кроме имени "Кора", Персефона почиталась и под другими именами: Деспина, Лептинида, Обримо, Праксидика.

По одному из мифов, прозвища "Кора" и "Персефона" носила Афила — дочь Зевса и Реи. Согласно этому мифу, Зевс преследовал свою мать Рею (отождествляемую с фригийской богиней Кибелой, Великой Матерью или Матерью Богов), превратившуюся, чтобы ускользнуть от распаленного похотью сына, в змею, сам превратился в змея, связал Рею гераклейским узлом и совокупился с ней (символом этого совокупления Зевса с Реей считается жезл Гермеса, представляющий собой итифаллос, или эрегированный фаллос, переплетенный двумя совокупляющимися змеями), а затем в облике змея овладел и своей дочерью от Реи - Афилой. По одной из версий мифа, Афила-Кора-Персефона имела два глаза на лбу, птичий клюв на затылке и рога.

Спутницами Персефоны были нимфы Иаха (Яхе), Левкиппа и Фено (Файно). Нимфа Каллигенейя была приставлена Аидом сторожить Персефону, чтобы Кора не попыталась бежать из подземного царства.


Рецензии