Когда на город опускается ночь

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. Блок

Когда на город опускается ночь, все вокруг стремительно преображается, суета дня уступает спокойствию и чарующей тишине. Звезды на небе, свет фонарей, иллюминация создают атмосферу уюта и некого волшебства…
Мы уже и не задумываемся, что очарование ночи это своеобразный дуэт тьмы и света. Для нас привычно и естественно, что фонари в темное время суток освещают наши улицы. Спорим, что мало кому в голову приходила идея остановиться и рассматривать фонарь. С одной стороны это глупо, прибор как прибор, что в нем интересного, но с другой стороны, даже фонарь имеет свою историю…
Как вы думаете, когда в нашем городе зажегся первый фонарь, осветив путь усталому путнику? Многие из Вас сразу же вспомнили про трамвай, я права? И правильно. Во многом, именно благодаря трамваю, в нашем городе появился свет, свет электрической лампы. Случилось это в 1898 году.
А начиналось все летом 1895 года. В Орёл приехали три представителя компаний, которые намеревались построить в Орле первые трамвайные линии. Среди них был предприниматель Ф.Ф. Гильон. Дабы выиграть конкурс, кроме строительства трамвайных линий, он предложил городской думе и ещё ряд полезных городу дел. Среди них была и установка, бесплатно, электрических фонарей по трассам будущих трамвайных линий. В итоге 29 ноября 1895 года был заключен договор с Орловской городской думой о строительстве и содержанию электрической станции в г. Орле, которая предназначалась для обеспечения электричеством трамваев и освещения городских улиц.
Работа закипела: укладывали трамвайные рельсы, по улицам устанавливали пятьдесят электрических фонарей с дуговыми лампами, силой в триста свечей каждая, и подвешивались провода на деревянных с чугунным цоколем столбах. Кроме этого шло строительство первой орловской электростанции, которая начала работать в сентябре 1898 года. А 4 октября состоялось и первое пробное включение уличного освещения. С 31 октября электрический свет осветил Болховскую улицу. А вскоре был пущен и трамвай, и освещение появилось на протяжении всех его линий по улицам: Московской, Новосильской (Пушкинской), Болховской, части Садовой (Горького), Свербеевком пер. (Пионерская) и на Кромской (Комсомольской) улицах.
«Электрическое чудо» начинало свою работу сразу после захода солнца и завершало ее в час ночи. И мало кто вспоминал о том еще недавно фонари на улицах зажигались каждый вечер вручную специальными людьми –фонарщиками, которые заправляли своих подопечных конопляным маслом, в шутку называемым «фонарным». Свет, конечно, получался условным – фонари выполняли, скорее, функцию маяков. Близко к ним старались не подходить. «Далее, ради Бога, далее от фонаря, и ... сколько можно скорее, проходите мимо ... он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим маслом», – предупреждал Н.В. Гоголь. То есть мало того, что света почти нет, так еще и держитесь от фонарей подальше. Бывало, что часть масла фонарщик отливал для того, чтобы съесть его с кашей, тогда освещение становилось особенно тусклым. Позже, эту проблему, казалось бы, решили, в масло стали добавлять медицинский спирт. Фонарная заправка со спиртом горела весело и ярко. Но возникла новая напасть - любители крепких напитков, поэтому заправку для фонарей нарочно делали максимально отвратительной на вкус. Страшно и подумать, что в нее добавляли. Впрочем, выпивох такие мелочи не останавливали. Правда, по свидетельствам очевидцев, лицо глотнувшего фонарную смесь с минуту сохраняло жуткую гримасу. Когда ее наблюдали окружающие, они очень впечатлялись увиденным. Видимо, так в российском лексиконе появилось слово «офонареть».
Но вернемся к фонарям электрическим. В районе улиц с электрическим освещением с 1898 года подключались к сети и частные абоненты. В 1901 г. в Орле зажигалось 50 дуговых электрических фонарей. К 1910 г. число их достигло 66. Однако ещё преобладали керосиновые фонари, которых к тому времени насчитывалось 850. С 1913 года электрические фонари устанавливались уже на окраинах Орла, стать абонентом могли все желающие, город стал освещаться и в ночное время. Общее количество фонарей возросло до двухсот семнадцати. Постепенно дуговые фонари заменялись более сильными — полукиловаттными лампами накаливания. Со временем лампы накаливания сменили люминесцентные лампы, а их в свою очередь ртутные дуговые. Менялся внешний вид, конструкция фонарей. И сейчас в нашем городе присмотревшись можно увидеть как современные варианты, так и сохранившиеся еще с советских времен. Сегодня новые технологии диктуют свои условия, и старые фонари постепенно заменяют светодиодными. Новые фонари всем хороши и горят ярче и электроэнергию экономят, но нет в них индивидуальности, присущей их предшественникам. Мнение мое личное, но пластмасса видится мне бездушным мертвым материалом. Опять же повторюсь, мнение мое личное.
В прошедшей истории города был и такой интересный факт. В 1926 году город испытывал острые проблемы с электроэнергией, из-за маломощности (1320 квт.) городской электростанции и растущей потребности в энергии. И у дежурного на электростанции была обязанность следить за состоянием луны и облачности на небе и производить, по надобности, включение и выключение уличных фонарей. Освещать город при хорошем лунном свете запрещалось. А жителей города штрафовали за использования лампочек свыше 25 вт. Согласитесь, сегодня такое даже трудно и представить.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.