Ловкий камень и дуболомы

 /пьеса/

               
 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
-----------------------------------

НАСТАСЬЯ - ЗОЛОТА КОСА
ИВАНУШКА
МАТУШКА
БАБУШКА - ЗАДВОРЕНКА
ЦАРЬ
ЦАРИЦА
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ
ДЕВУШКИ - КОЛПИЦЫ


ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ
-----------------

/На троне ерзает Царь, устраиваясь поудобнее. В отдалении стоят слуги  -  Петран Большой и Петран Маленький./

ЦАРЬ. Эй, слуги!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Подходит ближе к трону). Ась, батюшка-царь!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Тоже подходит ближе). Аюшеньки! (Хоть отзывается на голос Царя, но пренебрежения своего не скрывает). Мы тута.
ЦАРЬ. Кто у нас Царь на острове Буяне?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Да я завсегда…. Как прикажет Ваше Буянское Величество.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Задирает нос кверху, петушится). Царица сказывала, что вы Царь. А уж как вы скажете, я не знаю.  (В сторону). Да мне и знать-то хочется не очень.
ЦАРЬ. Ну вот, как она сказывала, так оно и есть. Вам понятно?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Чего ж не понять? Приказывайте, Ваше Буянское Величество. Что нынче потребно? Ясное дело, приказ понимать не надобно. Его сполняй  -  и всё тут!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Понимать Царица не велела особенно. Она велела считать Царя Царем. А если Царь приказывает понимать, то я отказываюсь. Потому как очень трудно. Всё равно не в подъем осилить при моем маленьком росте.
ЦАРЬ. Ишь, ты! Отказываются понимать. Но раз считаете меня Царем, прощаю вас. Продолжайте считать.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. А чего считать? Сколько ни старайся,  тех же ворон больше не будет. Да и не любитель я заниматься подсчетами.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Хоть и вороны. Всё едино мне затруднительно.
ЦАРЬ. Молчать, дураки! Какие вам тут вороны?!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Известно ведь. Те, что в поле. Их там завсегда целая толпень.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Царица велела ублажать царя. Раз Царем приказано закрыть рот, то буду помалкивать. Насчет того, что Буянское Величество не дурак.
ЦАРЬ. Как так? Молчать насчет того, что Царь умный?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Приказано.
ЦАРЬ. Молчать!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Повинуюсь.
ЦАРЬ. (Озадаченно крутит головой). Дубина!  Как тебя понимать? Может, ты пройдоха, а я дурак?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Поясняю для непонятливых. Мы, Петран Большой и Петран Маленький, как раз дураки. А Царь не такой, он всё-таки не дубина. Или я не прав? Так пусть Царица всё-таки прикажет…
ЦАРЬ. Молчать! Олухи царя небесного!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Вопросительно).  Мм-м?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Утвердительно).  Мм-м!
ЦАРЬ. Теперь они мычат. Нет, вы посмотрите на них. Почему я должен смотреть на них? (Топает ногами). Марш на реку следом за царевной. Настасья – золота коса будет купаться. С ней девушки-колпицы. Станут все они плескаться в воде. Потом белиться и румяниться. Так вы глядите, чтоб их не обидели разбойники.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ.  Да мы всех, которые незваные…
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Петран Большой враз этих, которые незваные…
ЦАРЬ. Если оплошаете, от моих щедрот получите на орехи. Это вам обещаю.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Слушаюсь получать.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Царица сказывала, чтоб насчет Буянского Величества… Ну, и я, значит, того…

/Слуги уходят. Появляется Царица./

ЦАРИЦА. Где наша дочь?
ЦАРЬ. Настасья-золота коса ушла на реку. Несчастный я, несчастный!
ЦАРИЦА. (Укоризненно). Здравствуйте! (Объясняет Царю). Что страшного, если искупается она? Дело молодое. Пусть поразвлекается.
ЦАРЬ. Здравствуйте, Царица. Я потому несчастный, что у меня слуги олухи.
ЦАРИЦА. Есть которые поглупей. Есть которые поумней и меня  почитают превыше всего. Дело обычное. Стоит ли расстраиваться батюшке-царю?
ЦАРЬ. Слуги не берут с меня пример.
ЦАРИЦА. Они должны кричать и топать ногами?
ЦАРЬ. Кричать необязательно. Пусть не рассуждают.
ЦАРИЦА. Петран Маленький, небось, тарахтит без умолку?
ЦАРЬ. Олухи болтают и болтают.
ЦАРИЦА. Он старается.
ЦАРЬ. Такие умники. Прямо хоть ложись и помирай.
ЦАРИЦА. Обидно, значит?
ЦАРЬ. Естественно.
ЦАРИЦА. А мне вот не обидно. Думаю, у Царя головная боль, потому что притомился. Размышлять о государстве легко ли?
ЦАРЬ. Согласиться, что ли? Эх, где наша не пропадала?! Твоя правда.  Мне ли размышлять, когда вокруг полно умников! Сами разбирайтесь. Пойду себе дремать.

      /Становится темне. Светлеет. Иванушка удит рыбу. Появляется Настасья. С ней девушки-колпицы./

НАСТАСЬЯ. (Говорит Иванушке).  Что делаешь здесь?
ИВАНУШКА. Ничего не делаю. Рыбу ловлю.
ДЕВУШКИ. (Хором). Ах!
ИВАНУШКА. Ничего не делаю  -  они ахают.
НАСТАСЬЯ. Хочется им рыбки.
ИВАНУШКА. Потому ничего не делаю, что не поймал ничего.
НАСТАСЬЯ. И не поймаешь. Сегодня. Если только завтра…
ИВАНУШКА. Вот еще! Поймаю. Будет дело.
ДЕВУШКИ. (Хором). Ох!
ИВАНУШКА. (Говорит Настасье). Чего они?
НАСТАСЬЯ. Жалеют тебя.
ИВАНУШКА. Возьму и подсеку плотвицу. Либо окуня. Чего меня жалеть?
ДЕВУШКИ. Ух!
ИВАНУШКА. Ну,  и что на сей раз?
НАСТАСЬЯ. Собираются купаться. Уходить тебе пора.
ИВАНУШКА. Не пойду я.
ДЕВУШКИ. Ух!
ИВАНУШКА. Хоть режьте!
НАСТАСЬЯ. И царевну, значит, не послушаешь?
ИВАНУШКА. Так бы и сказали сразу. А то  -  ох! ух!

/Иванушка уходит. Затемнение. Когда становится светло, перед зрителями  -  Матушка. Появляется Иванушка./

МАТУШКА. Глядите на него! С лица пропал.
ИВАНУШКА. Помираю, Матушка.
МАТУШКА. Да с чего же?
ИВАНУШКА. Настасья – золота коса по сердцу мне.
МАТУШКА. Ишь, оно как! Садись лучше к столу. К блинам поближе.
ИВАНУШКА. Не стану есть. Не голоден. Помереть хочу.
МАТУШКА. Никак влюбился он? В царевну?
ИВАНУШКА.  Нет мне теперь жизни.
МАТУШКА. (Задумчиво). Разве сватов заслать в  царский терем?
ИВАНУШКА. Пора уж.
МАТУШКА. Однако нет поры. Наладился он!  Не думай про царские хоромы. Надобно иметь на примете крестьянскую избу. Допрежь времени как раз и не помрешь.
ИВАНУШКА. Там проживать согласен. Но коль не будет рядом  Настасьи… не будет мне  избы. Лучше сразу в речку  -  с головой.
МАТУШКА.  И не выныривать?
ИВАНУШКА. Побегу как раз на бережок. Прощай, значит.
МАТУШКА. Погоди нырять, торопыга. Схожу за Бабушкой-задворенкой. Она, глядишь, присоветует что.

/Матушка уходит. Затемнение. Когда становится светло, стоят Иванушка, Матушка и Бабушка-задворенка./

БАБУШКА. Есть такое дело. Как раз пропал он с лица.
МАТУШКА.  Какие у парня лета? Да вот охота ему в реку нырять.
БАБУШКА. Вижу:  не собирается выныривать.
МАТУШКА. Девичья краса что делает с людьми, а? Косит молодцов.
БАБУШКА. Пусть себе замахивается. Я вам на что дадена?
МАТУШКА. (Иванушке). Бежать на бережок не надобно. Бабушка не отказывает помочь.
ИВАНУШКА. Ноги сами торопятся.
МАТУШКА. Если ты  -  на реку, то и я  -  с крутого бережка.
ИВАНУШКА. Оставайся тут.
МАТУШКА. Нипочем не останусь.
БАБУШКА. Какая надоба всем нырять? Успеется. Пока пусть Иванушка подкрадется. Да унесет сарафан Настасьин.
ИВАНУШКА. А сумею?
БАБУШКА. Сумеешь, когда пойдет она купаться.
МАТУШКА. И тогда сдеется что?
БАБУШКА. Напрасное вам не сдеется. Выйдет послабление беде Иванушкиной.
ИВАНУШКА. (Загорается). Эх, красть так красть! Умыкну саму царевну!
МАТУШКА. (Бабушке-задворенке). Вот такой он у меня торопыга.
ИВАНУШКА. (Упрямо). Настасью не умыкну  -  помру.
МАТУШКА. Как тронешь царевну, так и поставишь на место. Не твоего ума дело  -  умыкать.
БАБУШКА. (Иванушке). Ты сарафанчик уведи.
МАТУШКА. Вторым шагом успокойся. Девушки не любят того.
ИВАНУШКА. Чего?
МАТУШКА. Чтоб их утаскивали без разрешения.
БАБУШКА.  (Иванушке). Сарафанчик, он каков? Не станет держать на тебя обиду. Тут и есть она, крестьянская ловкость. Мы хоть простые люди, однако не без царя в голове.
МАТУШКА. Верное твое слово, бабушка.
БАБУШКА. Поспешать не будем. Мы потихонечку, полегонечку. Оно и станет по нашей надобе.
ИВАНУШКА. Ишь, что говорят!
МАТУШКА. Толкуем: не будь жадным.
ИВАНУШКА. Понятно.  Не бери за один раз всё. Возьми только одежку. Ну, ин ладно. На том и порешим, чтоб сарафанчик умыкнуть, а любовь девичью не беспокоить.

/Затемнение. Становится светло. Появляются Петран Большой, Петран Маленький./

ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Опять царевна купается.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. С ней девушки. Нам велено всех сторожить. Смотри в оба.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ.  И где твои разбойники? Кого прогонять?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ.  Сторожим не без толку. Служба такая. 
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Нет охоты здесь торчать. По своим делам пойду.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Ты погодь. Кого-нибудь прогоним. Были бы сторожа, а разбойники найдутся.

/Появляется Настасья. Она в белой длинной рубашке./

НАСТАСЬЯ. Где наши румяна?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ.  (В сторону ворчливо). Кто как, а я им не сторож.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ.  Согласно цареву указу девушек охраняем. И румяна  -  тако же. Значит,  всё на месте. Верно, Петран Маленький?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (С деланной готовностью).  Где ж им быть?!  Царица сказывала: не следоват перечить Царю. Так что не положено исчезать румянам.
НАСТАСЬЯ. Теперь наденем сарафаны. Станем белиться да румяниться. Во дворец пойдем. Вы ступайте следом.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Молодцевато). Слушаюсь белиться, румяниться, идти с девушками во дворец!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. А еще  -  разбойников прогонять по дороге.  (В сторону сварливо).  Этот Петран Большой ничего не понимает. Самое главное и забыл.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Тянется перед царевной). Вестимо, надобно прогонять разбойников.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Стараясь выслужиться перед царевной).  Опять он не про то. (Отпихивает в сторону Петрана Большого).  Прогонять допрежь того и в походе  -  тако же!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Виновато стоя в стороне). Как велел батюшка-царь.
НАСТАСЬЯ. Молодцы! Не помешает бойкая охрана. Оно и девушкам спокойно, и мне.

/Настасья уходит. Появляется Иванушка./

ИВАНУШКА. Хожу, брожу. Никого нет. А хоть есть кусты?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Здеся имеются хоть девушки-колпицы, хоть кусты.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Хоть царевна. (Говорит Петрану Большому). Нынче прогонять его станем? Аль погодим денек-другой? На погляд больно крепок детинушка.
ИВАНУШКА. Настасья и девушки ейные без надобности мне.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. А чего потребно?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Уходит за спину Петрана Большого). Ответствуй, силушка твоя окаянная!
ИВАНУШКА. Скажу честно. Ореховый куст, что погуще.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Ишь, какая растения ему надобна! А с нами воевать станешь?
ИВАНУШКА. Нет нужды.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Задумчиво). Глядится мне, это не разбойник. Не похож.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Охотно). Твоя правда. Нынче гонять его зачем?
ИВАНУШКА. Вы гоняйте того лихого молодца, что на большой дороге. Он там идет себе и свистит лихим разбойным посвистом.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Разоряет, значит, всех? Ой-ей-ей!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Конечно, такого навестить невредно.
ИВАНУШКА. Гуляет он как раз на дороге, что ведет во дворец. Догоняйте! А то разбойники, глядишь, доберутся и до батюшки-царя.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Насчет куста. Верно говоришь? Придумки не придумываешь?
ИВАНУШКА. Как можно обманывать царевых слуг? Да еще насчет куста?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Говорит Петрану Маленькому). Не миновать нам.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Догонять?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Догнать. Схватить. И чтоб никаких на дороге больше посвистов!

/Царские слуги убегают./

ИВАНУШКА. (Поднимает сарафан царевны, рассматривает). Нужная одежка. Что присоветовали взять, то возьму и пойду за куст. Царевых слуг не обманывал: нужна растения. Где ж мне спрятаться, как не за кустом?

/Иванушка прячется. Появляются девушки. Они поправляют на себе одежду. Меж ними, не находя свой сарафан, бродит царевна./

НАСТАСЬЯ. Нет сарафана!
ДЕВУШКИ. Ах!
НАСТАСЬЯ. Оно, конечно, ах! Да ведь пропали и сторожа.
ДЕВУШКИ. Ох!
НАСТАСЬЯ. Пусть  -  ох! Но погнались они за воришкой. Не иначе.
ДЕВУШКИ. Ух!
НАСТАСЬЯ. Не надо вам печалиться. А надо бежать следом и нести мне сарафан.

/Девушки убегают. Появляется Иванушка./

ИВАНУШКА. Хожу себе, хожу. По сторонам не гляжу. А если на березку натыкаюсь, то обхожу.
НАСТАСЬЯ. Я не березка. Царевна.
ИВАНУШКА. То и плохо. Возьмешь да велишь сослужить тебе службу. Но мне, вишь, некогда.
НАСТАСЬЯ. А горюет царевна. Это тебе как?
ИВАНУШКА. Завсегда прискорбно. Каковскую сослужить службу?
НАСТАСЬЯ. Беги, добрый молодец! Помоги девушкам-колпицам!
ИВАНУШКА.  Что  за дело скорое?
НАСТАСЬЯ.   Возверните мне сарафан.
ИВАНУШКА. Чего ж зазря бегать?
НАСТАСЬЯ. Зазря? Ишь, какой умный!
ИВАНУШКА. Твои подружки вернутся пустыми.
НАСТАСЬЯ. Да откуда знаешь?
ИВАНУШКА. Возвращаются уже. Спроси: где одежка?

/Появляются девушки-колпицы./

НАСТАСЬЯ. Где мой сарафан?
ДЕВУШКИ. Ох!
ИВАНУШКА. Верно я говорил. Нет одежки.
НАСТАСЬЯ. (Девушкам). Значит  -  что? Промедлили?
ИВАНУШКА. Нет,  улётом бежали.
ДЕВУШКИ. Ух!
ИВАНУШКА. Вишь, что выходит. Поспешай не поспешай…
НАСТАСЬЯ. Тогда не переставать мне горевать. Плакать стану.
ИВАНУШКА. Чего ж зазря лить слезы?
НАСТАСЬЯ.  Не пойду во дворец без сарафана. Стыдно.
ИВАНУШКА. Что дашь, коль объявится твоя одежка?
НАСТАСЬЯ. Проси чего хочешь.
ИВАНУШКА. А выходи за меня замуж. И плакать не нужно.
НАСТАСЬЯ. (Плачет). Перед людьми неспособно в одной рубашке.
ИВАНУШКА. Полагаешь, я шучу?
ДЕВУШКИ. Ох!
ИВАНУШКА. Да не. Я серьезно. Вот одежка. (Достает из куста сарафан).
ДЕВУШКИ. Ух!
ИВАНУШКА. Так идешь за меня, царевна?
НАСТАСЬЯ. Ишь, быстёр!
ИВАНУШКА. Каков есть.
НАСТАСЬЯ. Иль нравлюсь тебе?
ИВАНУШКА. Ну?!
НАСТАСЬЯ. А ты мне…
ИВАНУШКА. (В сторону радостно). Кажись, по сердцу.
НАСТАСЬЯ. Что-то не очень.
ДЕВУШКИ. Ох!
ИВАНУШКА. Почему ж так?
НАСТАСЬЯ. Докажи, что достоиный.
ИВАНУШКА. Стать мужем?
НАСТАСЬЯ. Иной ты мне как раз не нужен.
ДЕВУШКИ. Ох!
ИВАНУШКА. Чем доказать?
НАСТАСЬЯ. Сюда сарафан! Без разговоров! (Топает ногой).
ИВАНУШКА. (Подает сарафан). Я перед тобой весь тут. Если службу сослужить, сказывай.
ДЕВУШКИ. Ух!
НАСТАСЬЯ. Не стал позорить меня перед людьми. То нравится мне. Не начал потом со мной торговаться  -  тоже хорошо. Ладно, добрый молодец. Засылай сватов во дворец. А там посмотрим.
ДЕВУШКИ. Ах!

/Становится темно.Светлеет.Царь. Слуги поднимают трон. Несут, спотыкаясь./

ЦАРЬ. Куда тащите мой трон, олухи?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Так что…поближе к окошку.
ЦАРЬ. (Ворчливо). Вчера тащили к двери. Сегодня  -  к окну. Я вам велел?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Для удобства.
ЦАРЬ. Какого еще удобства?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Справления дел государственных.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Царица сказывала.
ЦАРЬ. (Сомневаясь). Зачем ей сказывать? Понять затруднительно.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. А чего понимать? Раз Царица…
ЦАРЬ. (Топает ногами). Молчать!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Так я завсегда…
ЦАРЬ. (Покрутив головой). Значит, Царица…Ладно, тащите трон к окошку. Для государственного моего сполнения.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Молча? Иль дозволяется покряхтеть?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Зачем тебе? Звучно-то?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Государственное дело. Не грех постараться.
ЦАРЬ. Когда для удобства справления моего управления.. Ну, кряхтите. Однако не шибко.

/Слуги тащат трон. Царь усаживается, поерзав. Слуги уходят. Петран Маленький появляется снова./

ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Ваше Буянское Величество. Тут сватают Настасью  -  золоту косу. (Приглушив голос). Царицу звать?
ЦАРЬ. (В лад, приглушенно). Для какой надобности?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Для удобства справления. Раз будем выпроваживать.
ЦАРЬ. (Трясет головой, словно прогоняя наваждение). Ты куда? Я велел давать советы?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Одна голова хорошо, две…
ЦАРЬ. Молчать! (Машет кулаком. Впрочем быстро успокаивается). Кто там пришел? Зови.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Там один мужик…
ЦАРЬ. Будет и ему царское слово. Коль не против женихаться.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (В сторону). Кажись, получится правильно. Таков повод, что строгое слово мужику пойдет задешево.

/Петран Маленький уходит. Появляется Иванушка./

ЦАРЬ. Коль пришел, садись на лавочку.
ИВАНУШКА. Какую?
ЦАРЬ. Правильно говоришь. Нет лавочки. И в ногах правды нет. Садись тогда на пол возле трона. Оно тебе к свету поближе. И мне удобно для всяческого справления, не находишь?
ИВАНУШКА. Находить таковские трудности затруднительно. Однако так скажу: державное дело не одним лишь окошечком красно.
ЦАРЬ. Тоже верно. Может, есть желание чего-нибудь перекусить?
ИВАНУШКА.  Не столы столовать, не столы пировать пришел. Я,  Ваше Буянское Величество, сватаю Настасью.

/Появляется Царица. С ней  -  Петран Маленький и Петран Большой./

ЦАРИЦА. Кто-то меня звал? (Иванушке). Ты?
ИВАНУШКА.  Не, не я.
ЦАРЬ. Кто звал? (Показывает  исподтишка кулак Петрану Маленькому).
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Было у меня  таковское понимание.
ЦАРИЦА.  Послал ко мне Петрана Маленького. Выходит, запамятовал Царь-батюшка.
ЦАРЬ. (Косится на гостя Иванушку, отодвигается в угол трона). Значит, забыл.
ЦАРИЦА. (Умильно). Ну да это не беда. Я всё равно пришла.
ЦАРЬ. (Усаживается поудобней). Раз пришла… (Украдкой снова показывает кулак Петрану Маленькому). Будет на этот счет соображение. Давайте потихоньку справлять государственное дело.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Всегда готов.
ЦАРЬ. Чтоб тебе…(С сердцем бьет кулаком по трону). Комаришко прилетел. (Дует на руку).
ЦАРИЦА. (Умильно). Вижу, пришел гость.
ЦАРЬ. Сватает Настасью-золоту косу.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Лапотник!
ЦАРЬ. (Досадливо отмахивается). Нашего Буянского государства работник.
ЦАРИЦА. На конюшне стоит у тебя, Царь-батюшка, пегий конь?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. За тремя путами железными? За медными тремя? Зараз пышет изо рта пламя? Валит из ушей дым?
ЦАРЬ. (Досадливо Петру Маленькому). Таков есть.
ЦАРИЦА. Пусть добрый молодец сядет на коня. И выучит его тремя путами железными. А тако же медными тремя да тремя булатными. Тогда получит нашу дочь.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Умильно/. Удобно тебе, батюшка-царь?
ЦАРИЦА. (Умильно). Удобно, в самый раз.
ЦАРЬ. Ну… сгодится.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Иванушке). А тебе удобно? Ступай себе прочь, если возражаешь. Да знай там у себя работай (Вдруг прислушивается к чему-то, убегает).
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Что касается меня, прям и не ведаю. Как в таком разе подступиться к дымному коню?
ЦАРИЦА.Тебе, Петран Большой, и не надобно подступать. А ты, мужичок, если что давай без обиды. Продолжай. На поле паши.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Прибегает). К нам заморский королевич сватается. Звать?
ЦАРИЦА. Враз много дел делать? Голова у Царя-батюшки заболит. Поди, Петран Маленький, покамест развлеки заморского королевича. А ты, Петран Большой, к пегому коню проведи мужичка. Пусть подступается… (говорит молодому жениху) Тебя как звать-то?
ИВАНУШКА. Дома кличут Иванушкой. Спасибо, Царица-матушка, что дозволяешь к коню подойти.
ЦАРЬ. Дозволяем, дозволяем.

/Становится темно. Светлеет. Крыльцо царского терема. Настасья и девушки-колпицы./

ИВАНУШКА. (Бежит мимо крыльца). Держи его! Хватай!
НАСТАСЬЯ. Что, Иванушка, упарился?
ИВАНУШКА. (Останавливается, вытирает пот со лба). Кабы поймал пегого, он бы у меня попарился. (Убегает).
НАСТАСЬЯ. Бегает добрый молодец за конем. А нет того понятия, чтоб остановиться. Да умом пораскинуть.
ДЕВУШКИ. Ох!
НАСТАСЬЯ. Вижу, вы его жалеете. Тоже и мне хочется, чтоб Иванушка не парился. Ведь не в баню пришел. В царский терем. Свататься. Остановиться бы ему. Спросить у меня совета.
ДЕВУШКИ. Ух!
НАСТАСЬЯ. Были вы, мои подружки, белыми аистами, колпицами. Из дружбы ко мне обернулись девушками. Нынче вместе со мной водите хороводы. Желается вам сказать слово разумное, не иначе.
ДЕВУШКИ. Ах!
НАСТАСЬЯ. Не обучены вы нашенской речи.Ну да беда не велика. Выйду замуж  -  на досуге поучу вас. А пока громче покричите, когда опять побежит Иванушка.
ДЕВУШКИ. Ух!
НАСТАСЬЯ. Так покричите, будто стало мне плохо. Небось, споткнется, упаренный-то. Глянет в глаза невесте.
ИВАНУШКА.(Бежит, кричит). Держи его, окаянного!
ДЕВУШКИ. (Кто во что горазд). Ох! Ах! Ух! (Настасья медленно садится на приступочку, девушки машут руками, словно крыльями).
ИВАНУШКА. (Подходит к Настасье). Кто забидел тебя? Я ему!
НАСТАСЬЯ. (Резко встает). Ты и есть. Кто же еще?
ИВАНУШКА. (Растерянно). Пегий… хочу поймать…
НАСТАСЬЯ. Вот и нечего носиться взмыленным конем. Посмотрел бы на меня.
ИВАНУШКА. Правильно. Кто же против? Однако без пегого коня тебя не сосватать. Погоди. Выучу окаянного.
НАСТАСЬЯ. Нет, ты погоди. Эй, слуги! (Появляются Петран Большой и Петран Маленький). Иванушка перешиб коню путы? Железные, да медные, да булатные?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Так что от дыма и огня оборонившись, перешиб.
НАСТАСЬЯ. Где он завсегда овес ест у нас, этот пегий конь?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. У себя в стойле. Не в лугах же. Кто его пустит на травку?
НАСТАСЬЯ. Иванушка! Конь проголодается, вспомнит, где непременно ему еда и питье.  По привычке вернется  в стойло. Там ты его и поучишь знавать узду. Нет надобности бегать за ним. Понял?
ДЕВУШКИ. Ах!
НАСТАСЬЯ. На днях, подружки-колпицы, станете у меня  учиться нашенской речи.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Растерянно Петрану Большому). Кажись, завтра свадьба!
ИВАНУШКА. (Весело). А ты как думал! У нас все стараются.


               
ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ
--------------------

/Крыльцо царского терема. Царь, Иванушка, Петран Большой./

ЦАРЬ. Стою на крылечке. Смотрю по сторонам. И… (Трет лоб). Голова что-то…
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В поклоне).  Пусть приказывает Его Буянское Величество.
ЦАРЬ. Нынче не хватает мне…
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Соображаю, что половины царства. Дозвольте получить указания.
ЦАРЬ. Тебя не спрашивают. Пускай Иванушка скажет, коль всех обскакал.
ИВАНУШКА. Свадьба приключилась. Меня, крестьянского сына,  и дочь вашу наделили половиною царства.  Тут  царская голова и …
ЦАРЬ. Потерялась?… (Топает ногой). Петран Большой! Ответствуй! Куда потерялась?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Надо бы позвать другого слугу. Петрана Маленького. Хоть и пройдоха, но…
ЦАРЬ. Давай его сюда. Не видишь: у Царя тягостное томление?!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Рявкает). Явись сей же час, Петран Маленький! А то получишь раза!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Появляясь на крыльце). Ась?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. У Царя тягостное томление. А ты бьешь баклуши. Непорядок! (Засучивает рукава). Начинаю давать раза.
ЦАРЬ. Пусть Петран  Маленький начинает. Докладывай, пройдоха, что у меня приключилось!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Всенепремнно доложим. Вместе с Царицей.

/Он убегает. Появляется Царица и следом за ней  -  Петран Маленький с троном./

ЦАРИЦА. На крылечке Царю не хватает трона.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Подвиньтесь, Ваше Буянское Величество. Не хватает места….(Хитровато). Для трона!
ЦАРЬ. (Царице). Мебеля в буянском государстве пригодятся. А должон Царь ходить повсюду с троном?
ИВАНУШКА. (В сторону). А должны мы тако же повсюду...?
ЦАРИЦА. Царь наделил дочернего супруженца половиною царства. Теперь, значит, болит у него душа за остатошное.
ЦАРЬ. (Чешет затылок). И голова что-то…
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Указывает на трон). Вот оно Царю. Для успокоения справления.  Государственных дел.
ЦАРИЦА. Как выйдешь, батюшка,  на крылечко, глянешь окрест  -  так скорей садись на трон.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Авось, поутихнет томление.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Петрану Маленькому). Тебя не спрашивают! (Царю заботливо). Способнее так-то, Ваше Буянское Величество?
ЦАРЬ. (Поёрзав).  Можа, поспокойней. Однако…
ЦАРИЦА. (Подсказывает). …Остатошное не растерять бы, верно?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Не изволит ли батюшка-царь наградить способного слугу Петрана Маленького?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Ну, никак не смолчать пройдохе! (Петрану Маленькому). Это за что тебе отличие такое?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Кланяется Царю). Сообразил. В час царского недоумения позвал Царицу.
ЦАРЬ. (В сторону). Вот пристал! (Вздыхает). Будет тебе награда. Разрешаю постоять возле трона.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Получил свое. Пристроился возле трона. А как же я?  Эх, стать бы воеводой!
ИВАНУШКА. (Чешет затылок). А мне, значит,  время  управлять половиною царства.
ЦАРЬ. Знамо дело. Приданое не спрячешь в долгий ящик.
ЦАРИЦА. (Размышляя). Свадьбу, конечно, сыграли. Да повременить бы с разделами.
ЦАРЬ. Сгодится и повременить. Быть тогда Иванушке промышленником-ружейником.
ИВАНУШКА. Пошто нам с Настасьей ружейные дела?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Вот злодей на мою голову! Стану воеводой и как мне тогда без стволов? Без порохового припасу?
ЦАРЬ. (Иванушке). О ружейных делах… тебе потом обскажем.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Пристроившись возле трона, охотно подсказывает). У ружья ствол имеется. Туда можно вставить ветку сирени. (Кланяется Царице).  И  -  преподнести нашей матушке-царице.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Удивленно). Надобно так с ружьями? Им ведь пристало справлять службу. Насчет державного достоинства.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ.  Так надобно с матушкой.
ЦАРЬ. Советов много. Голова у меня одна. И она что-то… (Петрану Маленькому). Ты, быстрый говорун,  в сторонку отойди покедова. (Петрану Большому). А ты постой-ка возле трона. (Обращается к Царице).  Как считаешь, быть  воеводой Петрану Большому?
ЦАРИЦА. Не выслужился еще.
ЦАРЬ. (Петрану Большому, успевшему занять место возле трона). Выходит, и тебе неплохо постоять чуток подале. Допрежь воеводского звания.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Петрана Маленького Царица хоть сейчас произведет в воеводы. (Отходит от трона. Продолжает говорить в сторону). Он же как есть проныра… вояка с веткой в дуле. Попадется мне…
ИВАНУШКА. (Царю). Меня однако опечалили. С ветром бы мне спорить. На каком быстром коне. А тут хлопочи насчет ружей.
ЦАРИЦА. Иванушка! Кто же здесь супротив быстрого коня? А только видишь там гору? (Указывает рукой).
ИВАНУШКА. (Приставляет ладонь ко лбу). Там, кажись, три горы.
ЦАРИЦА. (Указывает рукой). На ту гору ходи. (Указывает чуть в сторону). И на ту гору ходи. (Опять указывает рукой). А на ту не ходи! (Грозит пальцем).
ЦАРЬ. (Царице). Что так-то?
ЦАРИЦА. Да там это… (Шепчет Царю на ухо).
ЦАРЬ. Ну?! Слышь, Иванушка! А на ту гору не ходи!
ИВАНУШКА. (В сторону). На ту гору не ходи? Теперь-то надо забраться туда непременно.  Какой там интерес у Царя с Царицей?

/Становится темно. Светлеет. Царский терем. Появляется Петран Большой./

ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Марширует). Ать-два!  Напра-во! Запевай! (Продолжая маршировать, поет).

Соловей, соловей, пташечка.
Таракан, таракан, таракашечка.
Воевал соловей с тараканами.
Накрывал тараканов стаканами.

(Останавливается).  К примеру, сделали меня воеводой. По такой поре как должно разговаривать с обычными слугами? (Кричит). Эй, Петран Большой! Сапоги мои начищены? Ответствуй! (Кланяется, говорит виновато). Батюшка-воевода, не прогневайся. Стоят они в прихожей. На левую ногу который, тот, как жар, горит. В голенище знай смотри и причесывайся гребешком. На правую ногу который, тот малость помятый. Я им раздувал самовар давеча. Сейчас надраю. Не сумлевайся. (Рявкает). Ах,  ты разбойник! Какое имеешь право гонять чаи?! Надобно всем примыкать штыки к ружьям. Пора идти на войну во славу Буянского Величества. На конюшню Петрана Большого! И взващивать его там прутами! (Робко). Пошто так-то, батюшка? Угоститься воеводе булочкой с духмяным кипяточком совсем не вредно. (Чешет затылок). Ладно уж, Петран Большой. Попью чайку. Но чтоб с сапогами  завсегда был полный порядок. (Снова принимается маршировать). Ать-два! Шире шаг! Выше ногу!

/Появляются Иванушка и Настасья – золота коса./

НАСТАСЬЯ. Это чем ты занят, Петран Большой?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. К примеру, стану завтра воеводой. Как должно у меня ходить войску? По струнке, не иначе.
ИВАНУШКА. А голос есть у воеводы?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Имеется. (Рявкает). Молчать! Дуболомы!
НАСТАСЬЯ. Высказывается,  ровно батюшка.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Как учили.
ИВАНУШКА. Где пребывает Его Буянское Величество?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Там, где трон.
НАСТАСЬЯ. А трон где?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Его потащил Петран Маленький. Чтоб стоял он у крылечка на лужке. Там Царь и Царица решили отдохнуть от дел. Которые завсегда государственные.
НАСТАСЬЯ. Да ведь нет никого на лужке!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Лужок был вначале. Потом Царь с Царицей ушли взглянуть,  хватает ли сенца на конюшне.
ИВАНУШКА. Заводил в стойло пегого коня, на каком скакал в гору. Нет на конюшне Царя с Царицей.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Да они пошли обсмотреть морское дно. Надоба посчитать, сколь поставлено там остожьев.
ИВАНУШКА. Трон-то поди…
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. На себе потащил Петран Маленький.
НАСТАСЬЯ. Куда?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Где морское дно стоит, туда потащил. Чтоб сел там батюшка-царь, посчитавши остожья. Чтоб отдохнул. И чтоб не болела у него душа за остатошное.
ИВАНУШКА. (Настасье). Порешили они с Царицей попридержать половину царства. Я согласен. А если опять что не так, восполню Царю остатошное. Верь мне.
НАСТАСЬЯ. (Смеется). Поверить недолго. А зачем ты в гору скакал на пегом коне? Зачем привел меня сюда?
ИВАНУШКА. Не велела Царица ходить на ту гору. Ну, вишь, взыграло у меня ретивое. Поскакал, взглянул с горы. Увидел…
НАСТАСЬЯ. Что?
ИВАНУШКА. Оттуда увидел родную избу. Захотелось мне до смерти…
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ.  Получить половину царства?
ИВАНУШКА. Возвернуться домой. Пусть отпустят нас Царь с Царицей. Станем у меня проживать. Там куда как сподручно. Хоть спроси у моей Матушки.
НАСТАСЬЯ. Не велено было ходить на ту гору? Это чтоб не вспоминал родную избу.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Ах, разбойник! Домой ему возгорелось! А кто будет ружья обихаживать?!
НАСТАСЬЯ. Печалишься, Иванушка?
ИВАНУШКА. Не мил белый свет  -  так тянет домой.
НАСТАСЬЯ. Твоя печаль – моя забота. Я жена твоя верная. Тебя понимаю и так тебе говорю: зря мы пришли в батюшкины палаты. Не отпустят нас в крестьянскую избу.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Правильно сделают. Ружейная промышленность в упадок придет, зачем мне тогда воеводство? Другое дело  -  воевать. Это воеводскому званию завсегда прилично.
ИВАНУШКА. Значит,  без спросу уйдем.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Пострадает  мое воеводство!
НАСТАСЬЯ. Ты вроде как дергаешься, Петран Большой? С чего бы?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Не Царь я, чтоб тут дергаться. Но только и у меня есть рассуждения.
НАСТАСЬЯ. Надобно поспешать. Иначе остановят нас, Иванушка.

/Иванушка и Настасья быстро уходят./

ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Бегает по терему туда-сюда).  Караул! Грабят!

/Становится темно. Светлеет.  Появляются Иванушка и Настасья – золота коса./

ИВАНУШКА. Солнце высоко, дом далеко. Отдохнем у реки. А то летим что птицы по весне.
НАСТАСЬЯ. Дружили со мной девушки, что раньше были аистами-колпицами. Как вышла замуж, потянуло их тоже в родные места. Домой, знать, и птицам спешить радостно.
ИВАНУШКА. Не они, глянь,  тянутся в поднебесье? Ишь, как ловко машут крыльями!
НАСТАСЬЯ. Они самые и есть. Навостри-ка, Иванушка, слух. О чем кричат колпицы?
ИВАНУШКА. Да чего там. Небось, поминают таболки с творогом и горячие расстегайчики. Они ведь заведены в царском терему. Или как?
НАСТАСЬЯ. Не о том клики. Другое мнится мне.
ИВАНУШКА. Небо слышу не очень. Воду  -  хорошо. Звенит струя на каменном перекате. Вещает про сомов в омуте. И насчет раков тако же.
НАСТАСЬЯ. И опять чудится мне другое.
ИВАНУШКА. Неуж промахнулся я?
НАСТАСЬЯ. Небо ты слушал. И – воду. Прислонись теперь к земле. Что она тебе скажет?
ИВАНУШКА. (Слушает землю). Ровно скачет кто.
НАСТАСЬЯ. Вот и мне такое мнится. Погоня близка
ИВАНУШКА. Шуму всё боле. Не туча идет с гор. То слуги царские табунятся.
НАСТАСЬЯ.  Хотят догнать, схватить нас. Надобно схорониться.
ИВАНУШКА. Не взлететь в небо колпицами. Что ли нырнуть с крутого бережка в омут?
НАСТАСЬЯ. Стой, где стоишь. Будешь камнем. Я подле тебя стану березкой. Нас велено искать, да ведь не грех и обыскаться царевым слугам.
ИВАНУШКА. Родины моей ради.   

/Становится темно. Светлеет. Березка и большой камень. Появляются Петран Большой и Петран Маленький./

ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Петран Большой! Хватай их!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Кого?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Иванушку и Настасью – золоту косу.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Так ведь нет никого.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Только что были здесь.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Что бы удержать! Где он проныра, а где – растяпа.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Сам-то? Руки расставил: подьте сюда, неслухи!  Ан руки – крюки. Беглецы скользнули промеж пальцев. Пропали напрочь. Вот и есть ты прямой растопырка.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Ща дам раза!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Он еще собирался быть воеводой. На конюшню Петрана Большого! Поставить там  завсегдашним помелом!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Грозно). Ща два раза дам!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Входит в раж). На конюшню Петрана Большого! Взващивать его там прутами!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Всё! Заслужил трёпку. (Решительно подступает к Петрану Маленькому).
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Очнувшись). А я что? Как раз ничего. Возвернусь – Царице доложу: Петран Большой не растопырка. Он не помело.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Давно бы так. Ты главное не забудь сказать то же самое при батюшке-царе.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (С деланным воодушевлением). Скажу: он, Ваше  Буянское Величество, не помело растопырчатое. (Хитро). А … совсем другое.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Замахивается). Какое?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Примирительно). Ладно уж. Никакое.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Коли так, погожу с трёпкой. Давай искать беглецов, как было приказано.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Чешет затылок). Где стояла царевна, там сейчас березка.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Вздыхает). А где стоял Иванушка, там нынче камень.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Ну так подними. Глянь, что под ним.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Поднимая и роняя камень). Ай!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Тяжелый?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Примерься. Урони себе на ногу.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. А ты б не поднимал его.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Сам говорил: подними.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Ну так подними.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Поднимая и роняя камень). Ой-ёй!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Тяжелый?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Прыгая на одной ноге). Ты попробуй поднять.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Что я тебе? Дурак, что ли?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. А я?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Поднимаешь.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Ах, ты! (Хватает камень, пытается кинуть его в Петрана Маленького).
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Отскакивает). Ты что? Он ведь тяжелый. (Убегает).

/Становится темно. Светлеет. Царь, Царица, Петран Большой, Петран Маленький./

ЦАРЬ. (Кричит). Молчать! Упустили Иванушку и Настасью! Я вас по что посылал?!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Говорит Петрану Маленькому). Молчать? Либо ответствовать? Подскажи, коль пронырливый.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Ты ответствуй. А я погожу.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Петрану Маленькому). Боюсь получить раза от Его Буянского Величества.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Петрану Большому). Про камень забыл? Разом больше. Меньше разом. Тебе какая разница?
ЦАРЬ. Вот дуболомы! Они разговоры разговаривают. (Петрану Большому). Тебе говорят: молчать. Это что? Царю всё как есть доложить? Или судачить с Петраном Маленьким?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Вытягивается в струнку). Как можно судачить? Это Петран Маленький придумывает. Тебе, говорит, надобно получать колотушки. Раз и другой раз.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. По заслугам и честь.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Петран Маленький проныра. Вот пусть и молчит крепче. Пускай Буянскому Величеству доложит, отчего не удержал Иванушку.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Ты не удержал.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Я слуга верный. Руки взял и расставил.
ЦАРИЦА.  Петран Маленький! Растопыривал руки Петран Большой?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Растопырка. он и есть растопырка. (Свистит). Фьюить – и нет Иванушки!
ЦАРИЦА. А получал колотушки Петран Большой?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Обязательно. Он своего не упустит. Его хоть сейчас на конюшню.
ЦАРЬ. Зачем?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Помелом махать. Обязательно.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Сам что мне твердил? Ты, дескать, не помело растопырчатое. Ваше Буянское Величество! Сегодня он говорит одно. Завтра  -  другое. Это как понимать? Молчит он?
ЦАРЬ. (Петрану Маленькому). Твердил?
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Обязательно. Потому что не хотел, чтоб он давал мне раза. А так пусть себе машет помелом на конюшне. Я не возражаю.
ЦАРИЦА. (Царю). Может, и хорош Царю Петран Большой, да только упустил Иванушку.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Радостно). Точно! Как растопырил он руки, так и пропала Настасья – золота коса. Лапотник этот с нею  -  тако же.
ЦАРИЦА. На конюшню Петрана Большого!
ЦАРЬ. (Задумчиво). Иванушка пропал. От кого получал колотушки Петран Большой.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Отпихивает в сторону Петрана Маленького). Это значит  -  я старался. Сполнял приказ Буянского Величества. А колотушки там такие, что поднимал камень.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. (Отпихивает в сторону Петрана Большого). То я старался. Сказал Петрану Большому: ты камень-то подними!
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Сказать не велик труд. Сам бы поднял, раз проныра. Камень вырвался да мне шмяк – по ноге! Тяжеленный  -  страсть!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. А кто подпрыгивал высоко?
ЦАРИЦА. Кто подпрыгивал?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Было дело. Коль камень тяжелый.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Нет, ты всё говори. Шмяк  -  это на первую ногу. Снова поднимать камень  -  уже на вторую ногу шмяк.
Дважды было дело.
ЦАРЬ. Не по душе мне тот ловкий камень.
ЦАРИЦА. Кому-то надобно и поучить Петрана Большого.
ЦАРЬ. С чего камень взялся учить моего слугу?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Уж так мне было не по душе. Не по ноге  -  тако же.
ЦАРИЦА. Ишь, ноги свои жалеет!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ.  Да он скоро забудет, куда упал камень.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (Упрямо). Не забуду!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Мне лучше знать. От тебя не убудет, коль подцепишь новых колотушек.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Пройдоха! Я у него виноват. А ты куда смотрел, когда встала береза?
ЦАРЬ. Какая береза?
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Камень был на том месте, где обретался Иванушка. Береза встала там, где была Настасья – золота коса.
ЦАРЬ. Что-то не по нраву мне и ловкий камень, и береза.
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Коль я виноват…тогда мне береза не нравится. (В сторону). Болтлив Петран Большой не в меру!
ЦАРИЦА. Всё мне понятно.  Настасья у меня  -  искусница. Ловко спрятались беглецы от погони.
ЦАРЬ. А слуги у меня  -  дуболомы. Обоих надо спровадить на конюшню.
ЦАРИЦА.  Обернулась Настасья березой, а Иванушка  -  камнем. Выходит, надобно слугам вновь пускаться вдогон.
ЦАРЬ. (Ворчливо). На конюшю их запустить неплохо. Плачет она по дуболомам.
ЦАРИЦА. Запустить недолго. А то, что Иванушка увел Настасью – золоту косу и полцарства впридачу? Это как Буянскому Величеству?
ЦАРЬ. (Задумчиво). Да еще и с ружьями будет незадача.
ЦАРИЦА. (Хитро Царю, кивая на Петрана Большого). И воевода станет ненадобен.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Дозвольте батюшка-царь сполнять военную службу. Ведь пропадем, коль случится что не так.
ЦАРЬ. Молчать! Сказано же: конюшня скучает.
ЦАРИЦА. Не дело чересчур утруждаться на конюшне. Пусть снова скачут слуги вдогон, коль не удалась погоня.
ЦАРЬ. Дуболомы! Скакать у меня! Утруждаться!
ЦАРИЦА. Петран Маленький! Петран Большой!  Как увидите березу и сбоку что, не зевать!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. Верно, что показался мне камень тяжелым.
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. Не тебе, а мне.
ЦАРЬ. (Рявкает). Молчать! Сполнять!
ПЕТРАН МАЛЕНЬКИЙ. То-то нам не по нраву пришелся камень. (Уходит).
ПЕТРАН БОЛЬШОЙ. (В сторону). Пришелся! Ему! Не по нраву! Да я не докинул до тебя тот камень, проныра. А то б он тебе пришелся! (Уходит).
ЦАРИЦА. Было б догнано, что убегло. А уж полцарства нам пригодятся.
ЦАРЬ. Хорош работник Иванушка, а? Кто дочерних женихов обскакал? Без него, матушка, нам с тобой будет не в подъем. Надо бы с молодыми по-хорошему, и станем тогда жить ладком...
ЦАРИЦА. Коль по-семейному нераздельно, тогда… Сама знаю, когда урону меньше. Оттого не сержусь, а накажу слугам объявить молодым: пусть они без обид проживают у нас рядышком. И матушка Иванушки вместе с ними...
ЦАРЬ. И пусть почаще в гости к нам ходят.

               








               









               



               
               

               







               




               





               




















Рецензии