Старообрядцы готовят 400-летие Аввакума
В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».
Убедившись в неуступчивости Аввакума, царь сослал его в Мезень.
В 1653 г. Аввакум с семьёй был сослан в Тобольск, а затем в Даурию, на границе Монголии.
29 декабря Аввакум с семьей и домочадцами был привезен на Мезень.
Аввакуму приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Поэтому, категорически не согласен с мнением Умерова Ш.Г. из МГУ о том, что русская проза началась лишь в XIX веке.
Старообрядцы начали готовить его 400-летие
23 октября завершил свою работу Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви. Среди прочих постановлений собор самые пространные определения касаются 400-летия со дня рождения признанного вождя старообрядчества, протопопа Аввакума, который в старообрядческой традиции почитается как священномученик и исповедник.
Собор постановил, в частности, построить в селе Григорово (Нижегородская область), где родился будущий духовный наставник старообрядцев, часовню, посвященную его имени. Помимо этого, в Пустозерске, в месте ссылки и смерти протопопа Аввакума, будет установлен крест-голбец — надгробный памятник в виде креста с кровлей.
В числе памятных мест, связанных с жизнью протопопа Аввакума, присутствует Казанский собор на Красной площади в Москве: после бегства в 1651 году из Юрьевца-Повольского от паствы, возмущенной радикальной проповедью священнослужителя, Аввакум жил в Москве у своего друга, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, служа в соборе и подменяя Неронова на время его отлучек.
В связи с этим собор РПСЦ постановил: «Поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа Аввакума, на Казанском соборе, что в Москве на Красной площади».
Собор также определил начать работу по составлению полного собрания сочинений протопопа Аввакума. Редакцию предстоящего издания собор поручил известному исследователю древнерусской литературы доктору филологических наук Наталье Понырко, автору книг и множества публикаций, посвященных личности старообрядческого святого.
Для организации научной и исследовательской работы РПСЦ намерена обратиться в Институт русской литературы Российской академии наук — «Пушкинский дом», в собраниях которого хранятся житие протопопа Аввакума, а также многие его сочинения — например, «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Сочинение о богородице» и другие.
К юбилею запланированы написание иконы священномученика Аввакума с клеймами его жития, а также издание текстов церковных служб новопрославленным святым, в том числе и свщмч. Аввакуму.
Старообрядческий собор запланировал также объявить конкурс на разработку графического символа (логотипа) к предстоящему юбилею и издать памятную медаль, посвященную 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.
РПСЦ намерена снять документальный фильм, посвященный духовному вождю старообрядчества. К юбилею будет запущен интернет-сайт, создан благотворительный фонд, издан художественный фотоальбом о местах, связанных с жизнью свщмч. Аввакума.
В церковных торжествах, посвященных памятной дате, ождается участие представителей различных старообрядческих согласий, в том числе делегации Белокриницкой митрополии — Русской православной старообрядческой церкви в Румынии, отношения с которой в начале 2000-х годов ухудшились настолько, что в 2008 году Архиерейский собор, Освященный собора и Духовная комиссия Белокриницкой митрополии всех древлеправославных христиан приняли решение о временном прекращении молитвенной связи с Московской митрополии РПСЦ. После 2010 года диалог между двумя старообрядческими церквями возобновился.
В постановлениях собора РПСЦ приглашение делегации Белокриницкой митрополии во главе с митрополитом Леонтием на торжества по случаю юбилея протопопа Аввакума обозначено отдельным пунктом.
В рамках юбилейных празднований запланированы также другие мероприятия.
Протопоп Аввакум. Жизнеописание
Аввакум Петрович Кондратьев родился 20 ноября 1620 года в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника.
В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен во диакона.
Словарь Брокгауза и Эфрона так описывает его личность:
«Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву».
В 1652 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники.
В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.
Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в «книжном исправлении». Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Никон и его справщики завели те «новшества», которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.
Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. От более сурового наказания — расстрижения — его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.
Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви, царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не «соединиться», то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но ненадолго.
Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.
В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».
В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая на соборе, собравшемся для суда над Никоном, после тщетных увещаний расстригли и анафематствовали за богослужением в Успенском соборе. В ответ на это Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Расстрижение Аввакума было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Опального протопопа пытались разубедить; очередная попытка увещания Аввакума произошла уже пред лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но протопоп твердо стоял на своем.
Сообщники его были казнены. Однако Аввакум был лишь наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Здесь в земляной тюрьме Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей.
14 апреля 1682 года они были сожжены в срубе в Пустозерске.
«Капитоновщина» самое раннее и самое загадочное явление русского раскола. Возникнув в 30х гг. XVII века, оно быстро распространилось по территории Вологодского, Костромского, Ярославского и Владимирского уездов, а к 70м гг. XVII века практически все уезды Центральной России, Сибирь и Поморье были в той или иной мере охвачены проповедью капитонов. Т. е. еще за долго до появления официально известного раскола существовала целая цепь еретических общин, проповедовавших то, что впоследствии станет основной доктриной старообрядцев.
Итак, во главе общины раскольников стоял мятежный старец, строитель монастыря чернец Капитон. Еще в 30е гг. XVII в. «по природным пргшетам» он предсказал скорый приход антихриста. Чтобы спастись от грядущей напасти, Капитон предложил отказаться от Святых Таинств и Церкви. Строгостью монашеской жизни Троицкий строитель привлек на свою сторону множество единомышленников. В 1639 г. Капитон был арестован и сослан в Тобольск, откуда бежал в начале 40-х гг. XVII в. на родину.
Среди учеников Капитона был некий великий и премудрый Вавила, о котором позже в одном из раскольнических сочинений говорилось: «Бысть родом иноземец, веры люторския, глаголати и писати учился довольновременно в славней парижстей академии, искусен бысть в риторике, логике, философии и богословии; знал языки латинский, греческий, еврейский и славянский».
...
Смерть Аввакума, как ни странно, оказала благоприятное влияние на движение. Она активизировала стремление к самопожертвованию («умереть, а веры Христовой не оставить»). Факты переписки Аввакума с соратниками по поводу самоубийств «во имя веры» достаточно известны. Его высокий авторитет превращал эти письма в практическое руководство к действию, оспаривать которое было безполезно. Именно поэтому часть «капитонов», отвергавших самоубийства, начинает искать союза с «поповцами» игумена Досифея противников Аввакума и «капитонов кшарского устава».
Однако противники самоубийств оказались в меньшинстве. Более того, они постепенно теряют свое влияние на Севере в своей «вотчине раскола». Вскоре пламя староверческих гарей охватывает весь Север.
...
В конце 1660-х годов, когда начались первые массовые самосожжения, Аввакум Петров находился в ссылке в Пустозерске. Там он провозгласил себя «протосингелом русской церкви» (Прим.: местоблюститель патриаршего престола - греч.). В качестве такового он и рассылал свои «окружные послания». В Пустозерск многие обращались со своими недоумениями и на все получали четкие ответы и указы. На вопрос по поводу самосожжений Аввакум однозначно благословил самосжигаться и объяснил, что в отличие от самоубийц, «сожегшие телеса своя, души же в руце Божии предавшие, ликовствуют со Христом во веки веком самоволъные мученики».
Советы Аввакума подхватили его ревностные последователи и сочинили «духовный стих»:
О братие и сестры, полно вам плутати и попам выкуп давати; елицы есть добрия, свое спасение возлюбите и скорым путем, с женами и детьми, в царство Божие теките. Радейте, не ослабейте; великий страдалец Аввакум благословляет и вечную вам памятъ воспевает: «Теците, теците, да вси огнем сгорите».
Так главный авторитет и идеолог раскола Аввакум, находясь в заточении в Пустозерске, уже в 1670-е годы фактически благословил самосожжения и тем самым способствовал их распространению. Самоубийство было объявлено добровольным мученичеством и тем самым оправдано. Среди прочих способов предпочтение было отдано «смерти в огне», и для поощрения именно этого вида самоистребления наряду с мотивом мученичества был изобретен и еще один. Самосожжение стали трактовать, как второе крещение, «крещение огнем».
...
Самоуморение стало первым видом самоистребления. Оно началось в Вязниках, то есть там, где начинал свою проповедь беглый монах Капитон, но вскоре проникло в другие места и более всего укрепилось в Нижегородском и Костромском уездах. Василий Власатый, уроженец Юрьевец-Повольского уезда одним из первых стал проповедовать «пощение до смерти». От Василия Власатого получил свое название особый толк - волосатовщина, а вскоре возникли толки морелыциков и сожигателей.
Морелыцики строили особые полуземлянки для массовых самоуморений, где замуровывали людей, согласившихся на «пощение до смерти», зачастую с малыми детьми. Они назывались «морельни», и самые известные из них были построены в Чернораменских лесах, в Заволжье.
...
Сожигатели чаще всего тоже строили особые избы-сараи без окон для массовых самосожжений, которые они трактовали как второе, «огненное крещение».
...
В 1682-1684 гг. начались гари в Поморье, в местечке Доры, где поселился некий беспоповец Андроник. Ему удалось организовать целую серию самосожжений и при этом самому остаться живым. Об этих гарях пишет поповец Евфросин в своем «Отразительном писании».
...
Так как стрельцы спасали людей от огня, а не сжигали их, то можно думать, они были посланы в Доры, где уже сожглись 437 человек, не для «массовой карательной операции», но чтобы предотвратить еще одну гарь. Они сделали все, что могли, чтобы спасти людей. Но современные поповцы считают героем одержимого Андроника, который уговорил пойти на страшную смерть более 500 человек, а стрельцов, которые спасли 153 человека, они называют «слугами сатаны» и «руками антихриста».
https://refdb.ru/look/2503147.html
Протопоп Аввакум
http://www.proza.ru/2014/11/12/1746
На филологической конференции в СПбГУ
http://www.proza.ru/2014/03/13/6
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ (состоявшегося в граде Москве 21-23 октября 2015 г. по н. ст.)
http://rpsc.ru
Свидетельство о публикации №215112500934