Муза и вдохновение

                МУЗА И ВДОХНОВЕНИЕ               

   Говоря о Музе, мы чаще всего сбиваемся на дорогу банального штампа. Вольно или невольно мы начинаем дробить и мельчить понятие Музы. Мы предполагаем, что рядом с человеком пишущим обязательно должен быть кто-то земной, его вдохновляющий. А между тем Бодлер – не нам чета – сказал: «Вдохновение зависит от регулярной и питательной пищи». Это, конечно, крайность, граничащая с зубоскальством. Но сермяжная правда в этом утверждении есть: голодное брюхо к наукам глухо. А та ширпотребная советская сказка, что художник непременно должен был голодным – не более, чем сказка. Вспомните, какие объёмы имел Гюго, Мопассан, Рафаэль, Крылов, какие объёмы имел Астафьев. Только одно это служит доказательством, что художник может быть сытым с точки зрения физиология, но голодным с точки зрения творчества. И тут совсем не обязательно, чтобы рядом был человек, его вдохновляющий. Человек понимающий – да, человек помогающий – да. Но всё-таки не будем путать божий дар с яичницей. Вдохновение – это небесный огонь, который даётся Богом. И даётся он разным людям на разные сроки. И если тебе дан огонь только на период бурной молодости, когда всё кругом цветёт и пахнет, то позднее – хоть какая земная муза рядом будет, хоть целый гарем из этих муз – ты ничего уже не сотворишь. А если небесный огонь дан тебе на всю жизнь – ты будешь дерзать независимо от того, есть кто-то рядом или нет. Безусловно, что легче работать, если рядом поддержка. Но это – всего лишь поддержка, это помощь, достойная всяческой благодарности. Но это – не муза. Один человек не может в себя вместить это огромное понятия.
         Муза для меня – это Россия с её полями, горами, морями. Вот эта великая муза всегда меня вдохновляла и, надеюсь, будет вдохновлять.
 


Рецензии