Сучан

       1970 год. Я - инженер технического отдела 4-го корпуса (капитан) Железнодорожных войск, в июне месяце был направлен в г.Сучан (ныне Партизанск) для контроля за установкой балок пролетных строений моста через реку Сица (сейчас Тигровая).
       Прибыв в батальон майора Эвентова В.Б., узнал, что кран ГЭК-80, доставленный из Читы, уже начал установку балок. Установкой руководит главный инженер бригады - подполковник Мамонтов Владимир Георгиевич.
       Поехал на место установки. Смотрю: паровоз с зацепленным краном с балкой "в зубах" движется к мосту. Спрашиваю Мамонтова: "Вы пути проверили? Какой радиус кривой?" Он отвечает: "Валера! Все нормально! Прорвемся! Я раньше в танковых войсках служил, не такое делали..."
       Только он это произнес, как кран закачался, а потом вместе с балкой рухнул под откос. На платформе прикрытия в это время был только один солдат (было время обеда и все солдаты попрыгали к термосам с едой, привезенными старшиной). Когда платформа качалась из стороны в сторону, солдат бегал с одного ее края к другому, не зная, в какую сторону прыгать.
       Кран упал с высоты, примерно 8 метров, только пыль пошла. Паровоз, тянущий весь этот обоз, саморасцепившись, поехал дальше. Мамонтов меня спрашивает: "Солдата не убило?"  Побежали к месту аварии. Смотрим, солдат встает из пыли, жив-здоров. Владимир Георгиевич говорит: "Валера, пойдем ёбнем по стакану водки и пора докладывать в Москву". Пошли... Ё... Доложили... Как раз это был день выборов. Куда и кого выбирали, не помню. Подъехал состав с водкой, которую везли шахтерам на праздник - День выборов. Сопровождающие слезно просили пропустить состав, но куда там - все рельсы перекорежило...
       Понаехала комиссия... Прибыл восстановительный поезд... Кран разбирали по частям. Потом, гораздо позже, его собрали и ограничили грузоподъемность. Железобетонная балка длиной длиной 24 метра и весом около 100 тонн раскололась пополам. Вытащить ее даже танками восстановительного поезда не представилось возможным. Вероятно, она до сих пор так и лежит под откосом...
       Всю вину Владимир Георгиевич принял на себя, сказав, что самостоятельно торопился установить балку. Получил выговор, что не очень строго, так как смертей не было. Потом он получил и звание полковника и дослужился до пенсии. Хороший и честный был человек - настоящий полковник.
       Меня командир корпуса генерал Прибов Ф.И. приказал понизить в должности, но потом, разобравшись в моей невиновности, отменил приказ, но выговор объявил для профилактики и в назидание.
       Так мне запомнился приморский Сучан, тихий шахтерский городок...


24.11.2015                Москва


Рецензии