Год литературы в моей зуевке

РАНДЕВУ С КРАЕВЕДОМ
Так оригинально была названа встреча учеников седьмого класса Зуевской школы со мной.
Состоялась она 19 декабря 2015 года в моем доме. Беседовали мы в горнице, где я как правило в свободное от  дел время провожу у компьютера, занимаюсь творчеством,  деревенской тематикой, в том числе и краеведением.
Поэтому наверно первым вопросом от моих гостей был такой «Как и когда я увлекся краеведением? Когда я стал селькором, а потом писателем?»
Я рассказал им случай, который заставил меня взяться за перо и на тетрадной бумаге написать заметочку в местную газету «Ленинский луч».
Вот тот случай:
В поселок «Березовый» я прибыл на работу киномехаником по направлению Утевского отдела культуры. До нового 1959 года оставалась неделя. Мне двадцать три года.
Фильм демонстрирую под новый год. Зрителей в зале под полную завязку. После фильма были обычно танцы, а тут все куда-то  уходили. Ушел и мой заведующий клубом - Леша Ильченко.
Перематываю пленку, девицы заявились. Пригласили  меня на вечер к Михаилу Батунину. Здесь вся поселковая молодежь.
Пили самогонку, закусывали студнем с квасом. Быстро все  захмелели, вразнобой заговорили, нескладно под гармонь запели.
Лешамой гармонист, здесь он любимец. Подогретый  самогонкой, он играет азартно. Выходят на круг ребята и девчата  самые бойкие. Дробят ногами они так истово - изба ходуном ходит.
Но тут ни с чего - гармонь зашипела вдруг, и... смолкла. Веселье угасло. «Что  с гармонью?» - думали мы.
Кто-то сказал, - «Не бывает ничего вечного».
Скучно проходили наши вечера теперь и в клубе. Да и люди без гармони во всем поселке скучали. В те годы жить без гармони в селе,  что тебе сегодня жить без телевизора или без телефона.
Поэтому, Леша и старался наладить свою гармонь. Помню, склеит ей меха, разведет раз, другой, а звуки у гармони и зашипели. Бросили мы эту затею. отправились в контору колхозную.
В должности главбуха был Лешин брат, Иван Владимирович Ильченко. Он нас подбадривает и советует вопрос с покупкой гармони решать с председателем колхоза.
Зашли к председателю, Пономареву Ивану Григорьевичу. Я его знал, он родом из Зуевки.
Доказываем ему, мол, без гармони жить в поселке нельзя. Под нее молодежь в клубе и поет, и пляшет, и танцует, и сценки ставит.
Председатель доводы наши слушает, отвечает  заученно «В колхозе денег нет. У нас на носу посевная, а там и уборочная...».
И решились мы с Лешей писать на председателя жалобу в  газету. Редактором «Ленинского луча» был Петр Карпенко. Посылая заметку, я, как ее  втор, сомневался «Напечатают, ли ее?» 
Напечатали. И был в поселке переполох. В колхозе прошло общее собрание, где голосовали единогласно за нашу правоту по гармони. И колхоз  выделил нам денег на покупку гармони.
В Утевском универмаге Леша ее выбирал из всех имеющихся в наличии. Выбрал самую лучшую.
Молодежь в клубе воспрянула и жизнь в поселке ожила.

Интересовались ученики и природой в окрестностях  Зуевки.
Приводил я им примеры из ее бывших красот, которые им и не снились. Взять нашу речку Ветлянку, где было воды чистейшей - через края. Русло в реке было промытым и глубоким. Мы тогда в Ветлянке лошадей купали, глубина в реке была — дна не достать. И лошади свободно плавали, ногами не доставая дна. Раздолье водное было в Ветлянке, а ее русло было обрамлено берегами крутыми, не заросшими, не замусоренными, как теперь.
И степи тогда были ковыльными, с лугами цветущими. Свалок бытовых в степи и в окрестностях Зуевки тогда тоже не было. А наша Зуевка в годы нашего детства была чистенькой, уютной. Улицы в ней так же, как и теперь располагались. Вдоль речки Ветлянки.
Пять улиц было (Кулевки нет), с домами саманными в основном, с крышами соломенными. Церковь в Зуевке была высокая, Красивая, в центре села, а рядом с ней озеро «Теплое».
О народе работящем, незлобивом, дружном живущем, мы говорили, сравнивали прежний народ с нынешним.
О колхозах вспомнили, где все селяне находили себе работу по душе или по способностям, начиная с малого и до старого.
Меня спросили о моих занятиях в колхозе, а также с года какого я начал работать?
И тут наверно мой возраст и моя первая работа пастьба свиней совпали с возрастом моих юных гостей. Они в седьмом классе учатся. А я после седьмого класса в тракторный отряд поступил водовозом, а через год — горючевозом, трактористом, и так, до призыва в армию.
А учиться дальше: в общеобразовательной школе, потом в институте, пришлось мне, работая уже киномехаником.
И мы с учениками договаривались, что и они будут такими же трудолюбивыми и целеустремленными по жизни, как многие люди моего времени. Ребята они сообразительные, понимают, что в их время без учебы и без приобретения хорошей специальности легко можно пропасть. Сегодня в селах нет добрых дядей, коими были колхозы, которые много забот людских брали на себя, много социальных вопросов решались.

P. S. - А ниже читайте мнение другое, которое тоже имеет право на существование.
Оно называется «Год литературы шагает по стране».

В рамках районного фестиваля «Степная муза». 16 октября в необычном формате состоялась встреча с краеведом Иваном Межениным.
Год литературы шагает по стране. Наш литературный десант во главе с заведующей Зуевской модельной сельской библиотекой Г.А. Останковой  бодро зашагал  к Ивану Яковлевичу Меженину… домой. Иван Меженин – один из тысячи наших земляков. В его судьбе отразилась история не только степного села Зуевки, это биография Гражданина России. Иван Яковлевич – неординарная личность, богатый своей крестьянской мудростью и болью за всякий недогляд в доме, на улице, в селе, в стране, на которых, собственно и держится вся Россия.  На протяжении почти полувека Иван Меженин творчески разрабатывает историческую тему рождения села. Чтоб на судьбу не грешить потом. /Вот, мол, судьба показала фигу/. Должен мужчина построить дом, сад посадить, написать книгу. Иван Яковлевич так и сделал: дом поставил, сад посадил, написал книгу, а еще имеет персональный сайт.  «Чтобы не быть Иванами, не помнящими своего родства», краевед Иван Меженин призывает любить свою малую родину, знать ее историю. Ребята задавали вопросы краеведу, говорили о проблемах села и предлагали пути их решения. Интересная состоялась встреча.








Рецензии