Ба! Знакомые все лица! Ламарк

Есть на севере Франции, в провинции Пикардия, в департаменте Сомма, в округе Амьен, в кантоне Альбер, заштатная, ничем не примечательная деревня-коммуна (1) Базентен, с населением – вы будете смеяться – 77 человек. Язык не поворачивается назвать городом.

И никто и никогда не узнал бы о существовании этого миленького местечка, за исключением счастливцев, кому припало судьбой там родиться, жить и умереть, если бы не один блистательный уроженец той земли.

1 августа 1744 года  в обедневшей дворянской семье очень древнего рода потомственных военных одиннадцатым ребенком появился на свет мальчик. Эта счастливая оказия как раз и случилась в этом славном Базентене, о чем и сегодня можно обнаружить знак, проехав по центральной улице поселения, названной в честь этого гениального местного уроженца.  Мальчик получил изысканное имя Жан Батист Пьер Антуан де Моне шевалье де Ламарк (Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet chevalier de Lamarck).

Трудно сказать, по какой причине родители решили вопреки сложившейся семейной традиции отдать мальчика вместо военного в духовное училище: в иезуитскую школу  города Амьен. Но, на то уж видно была воля Господа, духовного лица из шевалье Ламарка не получилось. Он сбежал.

Это сегодня в России служба в армии воспринимается чем-то вроде наказания. Юноша Ламарк поступает на службу во французскую армию и прямиком направляется на театр военных действий. Впрочем, все закончилось вполне благополучно. Отдав военной службе не то 6, не то 7 лет, Ламарк решает стать врачом. Ни где-нибудь, в Париже, естественно.

Но молодого человека мало интересуют человеческие болезни и страдания, юную душу будоражат различные естественные науки, особенно ботаника и зоология. Слова биология тогда в языке еще не существовало, его и придумает чуть позже как раз таки Ламарк.

Уже через десять лет появляется трехтомный труд Ламарка «Флора Франции», наделавший много шума в научных кругах и принесший ему известность и членство в королевской Академии наук Парижа.

Время летит быстро. 14 июля 1879 года доведенная до исступления неурожаем 1798 года и растущей безработицей, умело подстрекаемая безумной аристократией и молодой буржуазией, толпа парижских люмпенов штурмовала Бастилию.  Началась великая французская революция, которую Ламарк горячо поддержал. Немного странно для потомственного дворянина, но не очень удивительно  для тех лет национального умопомрачения.

В 1793 году революционной властью был создан национальный Музей естественной истории на базе Королевского ботанического сада, где трудился Ламарк. По административной линии Ламарк пошел в гору, а вот научный профиль ему пришлось сменить. Говорят, зоологией ему пришлось заняться вынужденно. Но, оглядываясь назад, мы понимаем, что это была его самая счастливая карта, выпавшая по капризу судьбы, и, в конечном итоге, обеспечившая ему научное бессмертие.

В 1800 году на вступительной лекции к зоологическому курсу, читанной Ламарком в Музее естественной истории, впервые прозвучала его эволюционная концепция происхождения жизни, получившая дальнейшее обоснование и развитие, с претензией на статус научной теории, в его самом главном труде всей жизни «Философии зоологии», оформленным в виде двухтомника и изданным в 1809 году.

Оставшиеся годы своей жизни Ламарк много и плодотворно трудится. Но почтенный возраст берет свое. К несчастью он полностью теряет зрение.  Последние книги Ламарка под диктовку записывает его дочь Корнелия, остававшаяся вместе с ним до самой смерти. 

Жан Батист Пьер Антуан де Моне шевалье де Ламарк скончался всеми забытый и в нужде 18 декабря 1829 года в возрасте 85 лет. Могила ученого не сохранилась.

В качестве иллюстрации я поместил горельеф на памятнике Ламарку у входа в Парижский ботанический сад, на котором изображен слепой Ламарк и его дочь Корнелия. У основания выгравированы слова, якобы однажды произнесенные ею в порыве отчаяния: «Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец».

Я задумал и постараюсь осуществить небольшое исследование, посвященное некоторым аспектам научной судьбы эволюционной теории, а также последствиям и изменениям в общественном сознании, вызванным ее явлением на свет.

Понятно, что начать наш рассказ необходимо было с французского научного гения Ламарка, впервые и обоснованно заговорившем об эволюции, механизме, при помощи которого сформировалась жизнь.

Как это часто случается в науке: рассуждения Ламарка об эволюции мало кто заметил и принял в серьез. Но были и те, кто воспринял их в штыки. Существует такая байка, будто Наполеон грубо отчитал Ламарка, когда тот преподнес ему в дар свою «Философию зоологии», и тем самым довел его до слез.

Современная теория эволюции твердо ассоциирована в сознании с атеистическим мировоззрением. Однако Ламарк не был безбожником. У него сложились такие весьма оригинальные,  но, впрочем, широко распространенные в то время представления (Вольтер, Жан Жак Руссо), которые получили название в научной  философии деизма.

Бог сотворил мир, считали деисты, а затем отправился на покой. А мир живет и развивается по определенным законам, хотя и установленным Творцом, но функционирующим в дальнейшем без всякого Его участия. Одним из таких законов, ставших причиной многообразия животного и растительного мира, считал Ламарк, и является эволюция.

По его представлениям весь существующий и видимый мир есть результат взаимодействия материи и природы.

«Бог сотворил материю, создал различные виды ее и наделил каждый из них свойством неразрушимости, присущим всем сотворенным предметам. Следовательно, материя будет существовать до тех пор, пока на это есть воля Творца, а природа, при всей ее власти над материей, не может ни уничтожить, ни прибавить хотя бы малейшую частицу к тому количеству ее, которое было сотворено… Сущность материи – служить основой вещества…. Материя составляет основу всех тел, всех их частей, будучи единственной их субстанцией, и так как существуют различные виды материи, в зависимости от больших или меньших различий способа их сочетания или соединения в одном теле, в зависимости от особого, присущего каждому из них состояния сочетания или соединения, в зависимости, наконец, от их отношений между собой и с окружающей средой, то тела, образуемые этими видами материи, должны обладать особыми свойствами и иногда давать начало своеобразным явлениям» (2).

«Природа или порядок вещей, который ее образует, является вторым и вместе с тем последним из сотворенных предметов, доступных нашему познанию, ибо все остальные наблюдаемые нами предметы представляют собой результат деятельности природы. Так как мы сами составляем часть огромного ряда ее созданий, нас должно сильно интересовать изучение причины возникновения всех их. Итак, природа является самым важным понятием, которое человек может охватить своей мыслью. Природа – это сила, вечно деятельная, но повсюду и во всем ограниченная; она способна создать величайшие вещи, но в каждом отдельном случае всегда поступает одинаковым образом, никогда не внося изменений в те деяния, которые она осуществляет. Это сила сотворенная, неизменная и из всех вещей, имевших начало, – единственная, существование которой не имеет предела до тех пор, пока это угодно ее Верховному Творцу. Наконец, это порядок вещей, существующий во всех частях физической вселенной» (2).

Животные и растения не были созданы такими, как мы их видим, считал Ламарк, но они есть результат развития или эволюции из некоторых исходных более простых форм, движущей силой которой являются естественные законы природы.

Эволюция совершается в силу двух основных причин: из-за стремления всего живого к прогрессу, которое есть внутреннее и неотъемлемое свойство всего живого, и под действием изменений жизненной среды. Т.е. некая внутренняя, таинственная сила заставляет живой организм совершенствоваться и усложняться, так сказать, вертикальная составляющая развития, а действие природы – изменений жизненной среды – создает многообразие видов, как бы горизонтальная составляющая.

Изменения среды могут вызвать появление у животного новых свойств, которые передаются по наследству. Классический, школьный пример с жирафом, предок которого имел обычную шею. Но чтобы добыть себе еду в условиях ее недостатка в африканской саванне первичное существо – прожираф – было вынуждено тянуться к съедобным веткам выше на дереве, и постепенно его шея и передние ноги стали такими, какие можно видеть сегодня.

Однако эти представления и теории Ламарка не произвели на научное общество того времени никакого впечатления и не оказали никакого влияния. А вскоре были благополучно забыты. Хотя и время пришло, но не появился еще в просвещенной Европе ум, который оценил бы теорию эволюции в качестве мощнейшего оружия в борьбе с клерикализмом.

(1) Коммуна (фр. commune – «община») – единица пятого уровня административно-территориального деления во Франции; община жителей населённого пункта. В других странах французской коммуне соответствуют муниципалитеты, приходы и т. п. Во Франции насчитывается около 36, 5 тысяч коммун со средним населением 380 человек.
(2) Ламарк. Аналитическая система положительных знаний человека, полученных прямо или косвенно из наблюдений. Издано в Париже в 1820 г.


Рецензии
Есть большая книга Веры Корсунской "Три великих жизни" (Л-д: Детская литература, 1968) о Карле Линнее, Ламарке и Дарвине.
Кто интересуется ролью идей Ламарка в современной теории эволюции, советую смотреть новости про ЭПИГЕНЕТИКУ.

Леввер   10.10.2017 14:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Лев.
Я постараюсь выкроить время и со всем познакомиться. Не с Верой Корсунской, естественно.
Ламарк у меня - отдельная глава одной большой темы, которую я разрабатываю и надеюсь довести до конца. Другие главы: Пилтдаунский конфуз, Немецкая овчарка, Недостающее звено, Ота Бенга, Человек из Небраски, Дело об обезьянах.
Кот.

Кот Базилио 2   10.10.2017 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.