Формула Счастья. Валентин Губарев

Ссылка на оригинал http://www.proza.ru/2015/10/18/1488
(размещается с согласия автора)


Хороший рассказ подобен доброму вину. Точно так же, как  искряной виноградный напиток настаивается в деревянных бочках для достижения нужного спиртового градуса и  обретения янтарной прозрачности, так и рассказ  «вызревает» в голове  у писателя, до тех пор, пока не приобретет необходимые для восприятия естественность и  ясность.

После бокала марочного вина, спиртовой настой виноградной лозы, смешиваясь с кровью человека, разносит по всему телу тепло, наполняет сознание умиротворением, придает чувствам характер непосредственный и веселый. Выпитый бокал вина – это капелька удовольствия.

После прочтения душевного рассказа, полученная информация, попадая в сознание человека, сливается там с музыкой души, и дух человеческий, по сути своей бунтарский и  разрушительный, наполняется, вдруг, настроением созерцательным и созидательным. Прочитать хороший рассказ – это маленькое счастье.

Соединение душевного и телесного возможно, если эти две вещи – вино и рассказ, совместить, при условии достижения совершеннолетия, конечно.

Итак, я начинаю…

Продолжительность жизни имеет непосредственную связь с мозгом. Чем больше у тебя мозгов - тем меньше ты проживешь. Ящерицы и вороны, допустим, живут больше ста лет, декоративные японские рыбы и морские ежи – двести лет, безмозглые медузы – вообще бессмертны. Средняя же продолжительность жизни человека – около восьмидесяти лет. Мы – разумные существа, помрем,  а  безмозглые  ящерицы и вороны будут ползать по нашим кладбищам и каркать.

Начало для  рассказа, прямо скажем, не очень веселое. Дело в том, что так было задумано. Сначала нужно настроить читателя на философскую волну, но перебарщивать с этим не следует. Ибо нетленная аксиома разумной жизни прямо говорит – градус ни в коем случае нельзя понижать, повышать можно, а понижать – ни, ни. Иными словами, если вы начали пить…,то бишь, читать, с грустного «градуса», то повышать настроение «градусом» веселым можно, понижать же свои эмоции и далее  душераздирающими сентенциями не рекомендуется, так как мрачными мыслями можно отравиться еще похлеще, чем алкоголем.

Есть  на земле одно живое существо, занимающее промежуточное место между воронами и человеком. Существо это – собака.

Рассказ мой о собаке по кличке Альма. Альма появилась у наших соседей  - Сергея Ивановича и Раисы Павловны Дубининых, забавным щенком. Когда она подросла, то превратилась в красивую немецкую овчарку. Собакой она была умной, за территорией двора ни на кого не бросалась, попусту не лаяла, к нам, как к соседям, относилась вполне лояльно и даже позволяла угостить себя чем-нибудь вкусным. Сергей Иванович, поначалу, сделал в нижней части калитки небольшое отверстие, прикрытое куском резины, чтобы Альма могла по собственному усмотрению выбегать на улицу и снова заходить во двор. Но проход этот не понадобилось. Дело в том, что на калитке имелся простой запор  в виде защелки. Для того чтобы зайти во двор нужно было нажать вниз на ручку, защелка выходила из паза и калитка распахивалась. Альма, довольно быстро научилась это устройство отпирать, ударяя по ручке лапой.  Каждый раз, когда она забегала во двор, калитка оставалась открытой, что вызывало недовольство со стороны Раисы Павловны, все время боявшейся, что их обворуют. « Альма!» – упрекала она собаку - «либо научись закрывать за собою калитку, либо заходи во двор как собака, а не как люди!». Альма смотрела на хозяйку умными глазами, лаяла, лизала ей руки, но упорно продолжала заходить во двор как люди.

Как-то, в начале лета, соседи задумали заменить покосившийся забор и полностью его снесли. Осталась только калитка. Все, кто приходил в гости к Дубининым, попадали во двор как угодно, но только  не через входную дверцу. И лишь Альма примерно выбегала и забегала во двор исключительно традиционным способом, стуча каждый раз металлической защелкой.  Раиса Павловна говорила: « Если слышу, как кто-то ломится напрямик, через кусты сирени, значит это сваты идут. Если стукает калитка, значит это Альма».

Затем, когда установили новый, красивый забор, настала очередь и для новой калитки. Раиса Павловна попросила мужа сделать  защелку таким образом, чтобы та открывалась при нажатии на ручку не вниз, а вверх. Сделано это было специально для того, чтобы исключить проделки собаки.

В день запуска в эксплуатацию нового входа во двор, Раиса Павловна, коротавшая послеобеденное время за чашкой чая  c вишневым вареньем, услышала стук защелки и, посмотрев кто пришел, чуть не подавилась косточкой от вишни. Во двор, виляя хвостом, забежала Альма. Теперь собака открывала ворота, поддевая защелку  вверх носом.

Но, без сомнения, апофеозом всего стал случай произошедший через месяц после заборостроительной эпопеи. В конце лета к Дубининым приехали сваты, два дня они бурно отмечали рождение внука и затем, неожиданно, уехали. Нас в это время дома не было, и вечером мы обнаружили оставленную в заборе, около почтового ящика, записку.  Раиса Павловна уведомляла нас, что они уехали дней на десять к сватам, просила кормить собаку, рыбок и поливать цветы. В этой записке, выставленной на всеобщее обозрение, подозрительная Раиса Павловна сообщить местонахождение ключа от двери дома, естественно, не могла. Вышла она из положения просто и изящно, сама того не зная, оставив потомкам шедевр современной прозы. Пляшущим, с шатающимися из стороны в сторону буквами, явно нетрезвым почерком Раисы Павловны внизу было дописано: «Где ключ, спросите у Альмы».

«Мозг у женщин меньше, вот и спиваются они быстрее»- констатировала факт моя супруга, местоимением «они», как бы невзначай, выводы себя за рамки группы риска.

На следующий день мы зашли во двор к Дубининым, нас радостно встретила  доброжелательная Альма. Мобильных телефонов в то время еще не изобрели и мы, для очистки совести, походя по двору, посетовали на безалаберность и неадекватность пьяной женщины, мысленно спели реквием рыбкам. Уже собравшись уходить, я погладил Альму и, очевидно, для очистки совести, по привычке все доводить до конца, спросил: «Альма, где ключ от дома?».

Овчарка мгновенно развернулась и, пробежав несколько метров, уткнулась носом в резиновую калошу.
 
В калоше был ключ.

Рыбки выжили.

Вино, даже будучи заключенным в стеклянную тару, продолжает жить своей жизнью. Об этом процессе виноделы говорят: «Вино дышит». Но бутылка и вино это не единое целое. Разная природа у этих двух субстанций. Соединены они по воле человека.

Душа человеческая, несмотря на то, что опутана телом, как веригой, все же живет самостоятельно.  Тело и душа  разной природы. Соединены они по воле Бога.

Тело человеческое требует удовольствия, душа – счастья  и часто путается человек, часто удовольствия и счастье означают для него одно и то же.
 
Где найти ориентиры?

Та записка  незабвенной Раисы Павловны  сохранилась у нас до сих пор.
В простых словах на клочке школьной тетради – формула счастья, и человеческого, и собачьего. Не может несчастливый человек написать такое. Не может у несчастливого человека собака быть практически членом семьи.

А в чем счастье собаки? Формула этого счастья проста и незатейлива. Счастье собачье в том, что собака не может пережить своего хозяина. Умирая, собака знает, что обожаемый ею хозяин жив и здоров и она выполнила свое предназначение.

Может это и есть ориентир, когда,  читая выцветшие буквы: «где ключ, спросите у Альмы», я вспоминаю свой родной край, добрых соседей моих, преданную им собаку и грешная, гордая замутненная и задыхающяяся душа моя, хотя бы на мгновение обретает смирение и начинает дышать.

*********************************************

Уважаемые читатели! Вы можете свои мысли, пожелания и комментарии оставить в виде рецензии либо здесь, либо непосредственно на странице автора, Валентина Губарева. Ссылка на оригинал дана выше.


Рецензии