Мифы Китая. Фу-си

       Это - один из самых демократичных китайских мифов, поскольку милостиво допускает, что жизнь на земле возникла не только на территории современного Китая, но и в другой части свете, а именно, в Европе.
       Давным давно в долине Дуная, гласят древние китайские тексты, жили удивительные люди. Естественно до этой страны китайцы добраться никак не могли, поскольку эта страна была так далеко, что ни пешком, ни в повозке, ни на лодке до неё нельзя было добраться и можно было только «направляться туда в мыслях» либо увидеть по телевизору. В той стране не было ни правителей, ни вождей, ни членов Политбюро, ни криминала. Люди не имели ни стремлений, ни страстей, следовали лишь своим естественным желаниям, и поэтому все жили очень долго, красиво и весело. То есть, там располагался самый натуральный рай. Люди могли ходить по воде, не боясь утонуть, проходить через огонь, не боясь сгореть, летать по воздуху так же свободно, как и ходить по земле. Облака и туманы не мешали им видеть, раскаты грома не тревожили их слуха. Люди этой страны были чем-то средним между людьми и божествами, и их можно было считать земными шэньсянями - бессмертными. Одним из доказательств этого было то, что эти люди питались воздухом, то есть запросто обходились без пищи и воды.
В этой райской стране жила девушка, мадьярка. У неё не было имени, но все её звали Хуа-сюй-ши (урождённая Хуа-сюй). Однажды она направилась на восток погулять к красивому, заросшему травой и деревьями большому Болоту грома - Лэйцзэ, которое впоследствие превратилось в известное озеро Баден-Баден. Вдруг увидела она на берегу след ног сорок седьмого размера какого-то великана, по всей видимости равного своими физическими данными Гераклу. Удивилась и шутки ради наступила на этот след. Только ступила, внезапно почувствовала какое-то волнение. Потом она забеременела и родила мальчика, которого назвали Фу-си.
       Что же это за великан оставил свои следы на Болоте грома? Об этом история молчит. Но общеизвестно, что главным духом Болота грома был Лэй-шэнь - бог грома. Он был получеловек, полузверь с человечьей головой и телом дракона. Кто же, кроме Лэй-шэня, мог оставить следы в тех местах? Кроме того, по легенде, у Фу-си было «лицо человека и тело змеи» или «тело дракона и голова человека». Поэтому можно говорить о кровном родстве между Фу-си и Лэй-шэнем, т.е. что Фу-си и в самом деле был сыном бога грома.
 - А как же следы ног? - спросит дотошливый читатель с задатками криминалиста.
 - Очень просто, - ответит мифолог, - специально, чтобы ввести исследователей в заблуждение, наряду с драконьим телом у Лэй-шэня была пара обыкновенных человеческих ног, правда, очень большого размера.
Поскольку Фу-си был рожден полубогиней от самого настоящего бога, то нетрудно подсчитать, что божественности он имел на три четверти, то есть, на три четверти он был богом, а на четверть - человеком. Действительно, во-первых только бог точно знал, где находится европейская волшебная лестница, по которой поднимаются на небо (недалеко от Гавличкова Брода, что в Чехии), а во-вторых, запросто мог подняться по небесной лестнице наверх. Простые смертные лишь случайно могли натолкнуться на эту лестницу и сдуру начать восхождение. У них уже через несколько пролетов кружилась голова, в глазах темнело и они падали вниз, провожаемые злорадными комментариями богов. Сами же боги были отнюдь не дураки. Поднявшись на семь пролетов, они нажимали потайную кнопку и - бац! - включали небесный лифт, который с комфортом возносил их на небо, аккурат к ресторану Лэй-жу-льену. Конечно же, речь идет о Европе, потому что лестниц, ведущих на небо, было несколько. Например, в самом Китае этих примитивных устройств было несколько. Одно из них находилось на горе Куньлунь - нижней столице Тянь-ди. Одновременно эта лестница была самой недоступной, поскольку подножие гор было окружено глубоким и стремительным потоком реки Жошуй - Слабой воды и огненными вулканами и взобраться на них было чрезвычайно трудно. На небо, помимо Куньлуня, вели и другие горы. Ведь бессмертный Бо Гао поднялся на небо по горе Чжаошань, что к востоку от горы Хуашань и реки Циншуй. А в западной пустыне была гора Дэнбаошань, по которой прямо в небесный дворец поднимались местные шаманы-полубоги, то есть в каком-то смысле недочеловеки, чтобы узнать волю богов и передать её людям. 
Интересен тот факт, что помимо гор, на небо можно было подняться, используя еще два дерева - цзяньму, один из подвидов ливанского кедра и сюньму - гигантскую секвойю. Сюньму росла также в северной Америке, однако тамошние туземцы о волшебных свойствах дерева не ведали, поэтому использовали эти растения в небесных целях лишь китайцы. Некоторые исследователи, в основном новозеландские, безосновательно утверждают, что, де, на небо можно было подняться также по дереву фусан или жому, достигающих нескольких тысяч ли, однако они забывают о том простом факте, что деревья эти были весьма хрупки и верхушки их быстро ломались от порывов ветра, а посему ни за что не могли быть использованы в качестве подьемных приспособлений. А вот о дереве цзяньму следует сказать особо. Оно росло на юго-западе Дугуана, где, считалось, находился центр неба и земли. Это было удивительное место: что только там ни росло - рис, просо, бобы, пшеница; зёрна их были белые, гладкие, будто наполненные жиром. А сеять их можно было в любое время - будь то зима или лето. Там пела волшебная птица луань, гибрид соловья и канарейки, кружились в танце фениксы, самосжигаясь и тут же восстанавливаясь из пепла, собирались самые разные птицы и звери, в частности, было много утконосов и тапиров, потому что деревья и травы зеленели в Дугуане зимой и летом. Некоторые считают, что это место находится на месте Чэнду в современной провинции Сычуань. И по географическому положению и по описанию пейзажа это действительно несколько напоминает Сычуань. Само дерево цзяньму росло в самом центре долины и верхушка его, состоящая из нескольких кривых ветвей, терялась высоко в небе. Ствол был такой толщины, что его могли обхватить лишь сто пятьдесят человек. Вследствии того, что он был гладкий и полированный, простой человек никак на мог взобраться даже на один жэнь. Ну, а боги могли превращать руки в присоски, поэтому карабкались на дерево проворней обезьяны цзюнь, то есть, краснозадого гамадрила.
       В один прекрасный день Фу-си, как обычно, карабкался по волшебному дереву на небо. Надо сказать, что по утрам на небе, в банкетном зале, устраивалась диспетчерская, на которой боги отчитывались друг перед другом за прошедший день и получали новые задания. Однако высшее сообщество было донельзя демократическим. Председателем становились по очереди - сегодня Фу-си, завтра Линь-Бяо и так далее. А поскольку богов было ровно триста шестьдесят пять, то каждый из них четко знал, в какой именно день он будет вести собрание, записывать выступления прочих богов, протоколы и так далее. Раз в четыре года, двадцать девятого февраля, боги отдыхали. В этот день устраивали большой банкет, на который приглашали наиболее известных земных музыкантов, например, Моцарта, Орфея и Майкла Джексона. Именно в этот день Фу-си, слушая музыку Энио Морриконе, увидел прекрасную Нью-Ва, богиню ручейков Евразии и полюбил ее. По установившему обычаю, в таких случаях устраивались бега и претендент должен был поймать невесту. Если в течении года он не мог ее поймать, то совет богов рекомендовал претенденту отказаться от пассии и искать другую. Если бы Нья-Ва не захотела, то Фу-си ни за что бы ее не поймал - ведь с случае опасности богиня могла нырнуть в ручеек и исчезнуть. Но богине Фу-си нравился и поэтому уже в Багдаде она позволила себя поймать, а свадьба состоялась, конечно же, в Лас-Вегасе в донельзя пышной обстановке. На свадьбу жених подарил невесте придуманный им музыкальный инструмент, впоследствии названный гитарой. Первоначально у гитары было пятьдесят шесть струн, по числу сухожилий белого носорога, которого Фу-си использовал в качестве лошади. Конечно, играть на таком инструменте было дьявольски трудно, но Нья-Ва увлеклась им и очень скоро полностью освоила.
 - Нья-Ва, не играй, пожалуйста, такие грустные мелодии, - сказал Фу-си жене. Мне хочется плакать и горит душа.
 - Фу-си, какой ты привередливый! Разве ты не слышишь, как я сочиняю симфонию Цзяо-мя?
Фу-си невероятно оскорбился.
 - Слышь, ты. По-моему, ты слишком зарвалась.
С этими словами Фу-си схватил гитару и треснул богиню по башке. Хотя музыкальный инструмент был выдоблен из крепчайшей древесины дерева жому, все равно башка у богини была еще крепче, вследствие чего гитара раскололась на две симметрические части, и в каждой части было двадцать восемь струн. К сожалению, богиня оказалась упрямой и Фу-си пришлось еще дважды повторять эту процедуру, в результате которой гитара приобрела современный вид с семью струнами. Но нет худа без добра. На очередном заседании богов Нью-Ва была выбрана богиней классической музыки (прочей музыкой заведовала Цзи Лю). До сих пор в Пекинском Государственном музее хранятся партитуры ее симфоний и семи концертов для гитары с оркестром. Плохо лишь то, что ни один современный гитарист, пусть даже виртуоз, не в состоянии сыграть ее произведения.
       Вскоре у Нья-Ва родилась прелестная девочка, которую назвали Синь Пэн. Она, однако, оказалась смертной, а гадалка Ван Га из Чэндуня нагадала, что девочка в шестнадцать лет утонет. Родители целыми днями думали, как бы избавить любимую дочь от такой участи. Нья-Ва каждый день водила ее в бассейн и обучала плаванию, так, что Синь Пэн уже в тринадцать лет стала Олимпийской чемпионкой по кролю, брассу и на спине на всех мыслимых дистанциях.
 - Это как, интересно знать, она может утонуть, - с усмешкой думала Нья-Ва.
Однако, на всякий случай, когда дочери исполнилось шестнадцать лет, родители повезли ее в крохотную горную деревушку Тютяо, где жил знаменитый отшельник Бо - кладезь знаний. Каждый день Синь ходила к Бо и мэтр учил ее химии, физике, математике, а самое главное - философии - от Сократа и Платона до Гегеля и Канта. Очень часто учитель брал ее на прогулку и по дороге рассказывал интересные истории. В тот злосчастный день Бо с девушкой прогуливался по живописному ущелью, где текла горная речка. Увлекшись рассказом, Бо не заметил, что Синь отстала, любуясь цветком Ху. А девушка, перепрыгивая через валуны оступилась, упала, стукнувшись головой о камень, и, потеряв сознание, упала в ручей, да так неудачно, что голова ее оказалась полностью под водой. Естественно, через несколько минут Синь Пэн утонула. Увидев ее мертвой, Бо взобрался на скалу и бросился вниз, так как знал, что боги смерть Синь ему не простят и убьют страшной смертью. Долго Фу-Си и Нья-Ва горевали, но что поделать - жизнь-то продолжается. Они усыновили двух девочек и назвали их Синь и Пэн, которые впоследствии стали учительницами. Синь - учительницей химии, а Пэн - сольфеджио.


Рецензии