Больше водки - меньше ям

   В первые годы после войны на базары ездили отец с мамой. Иногда они брали с собой и меня. Ездили в  основном на базары районных городов Западной Беларуси. Здесь либо еще не было колхозов, либо они организовывались не в такой жуткой форме как в 30-е годы. В результате у сельских жителей были излишки продуктов, которые они вынуждены были продавать, так как до Хрущева деньгами в колхозах не платили. В лучшем случае колхозники в конце года получали на трудодни какую-то произведенную продукцию. 
   
   Родители ездили на базары в города Молодечно, Красное, Радошковичи, Рубежевичи, Ивенец, Столбцы, Раков, Койданово. Для удобства базары в этих городах организовывались в разные дни недели. В Молодечно и Красное можно было добраться поездом. В остальные города добирались на грузовой машине с высокими бортами и откидными сидениями. В определенный день и час, в определенное место приходила машина. Как правило, за рулем был один и тот же водитель. На машину садились обычно одни и те же торгаши, и машина отправлялась. Дороги были страшные. Порой машина застревала и тогда пассажиры ее вытаскивали. От водителя требовалось большое мастерство.
   
   Сейчас, осмысливая эти поездки, удивляешься – как они могли быть организованы в суровые сталинские времена. Ведь машина была государственная. С торгашей брались наличные деньги. Благо, что на всех контрольных постах стояли русские люди, готовые за определенную мзду закрыть на все глаза. На дорогах машину порой останавливал гаишник, водитель ему что-то  платил, и машина следовала дальше. Рассказывали, что на каком-то посту стоял неподкупный литовец. Его нашли в лесу надутого насосом.
 
   По приезду на рынок машина останавливалась в определенном месте, назначалось время отъезда. Приехавшие торгаши занимались продажей, обменом, покупками. Водитель от нечего делать шатался по рынку и позволял себе пропустить один-другой стаканчик самогона. Женщины укоряли его:
– Ванюшка, что ты делаешь? Тебе же нас обратно домой вести.
– Ой, бабоньки! Не волнуйтесь! Больше водки – меньше ям.

  Возвращение домой представляло собой что-то невероятное. Все пассажиры чем-то отоварились. Кроме всего прочего, в кузове машины и куры, и гуси с утками, и телята, и поросята. И вся эта живность порой вела себя по-свински. Люди не обращали внимания на эти  неудобства. Они были в веселом настроении и от выпитой чарки, и от удачной продажи, и от выгодной покупки, от встречи с родными и близкими. У каждого было масса впечатлений, которыми они здесь же делились. В общем, скучно не было. Порой пелись песни. Сама езда представляла собой гонку с препятствиями. Водители, прошедшие  войну, были опытными и отчаянными. Всякое препятствие в виде огромной лужи удачно проходилось не за счет осторожности, а за счет большой скорости. По приезду в Минск водитель останавливался по требованию. Свиньи и телята за отдельную плату развозились по домам.


Рецензии