Тебе радоваться надо!..

«Тебе радоваться надо!..»

Протоиерей  Иоанн  Миронов, Александр  Раков, Православный Санкт-Петербург

26.11.2015

Благодарим Господа за то, что снова на дворе мирная осень и что, как и прежде, мы имеем возможность беседовать с нашим мудрым и добрым отцом Иоанном Мироновым...

- Дорогой батюшка, я знаю, что каждый день жизни в 89 лет даётся вам с великим трудом. Но вы, несмотря на слабости и недуги, продолжаете нести людям неизмеримую духовную пользу. Вам помогает молитва или Господь Сам решил про­длить вашу нелёгкую жизнь?

- Я думаю, что Сам Господь так изволил. Сколько болезней я перенёс, ты знаешь... А вот Господь даёт мне такое долголетие. Я и не думал, что проживу больше, чем папа мой прожил, но именно так и вышло. Я полагаю, что это за молитвы духовных моих чад: они просят Бога, чтобы я ещё немножко пожил. А я думаю: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

- От многолетних трудов на православной ниве может ли устать душа?

- Она радуется, радуется! Как я вхожу в храм и вижу, что он полон народу, - я приветствую верующих: «Радуюсь за вас, что опять мы в доме Божием! Благо мне приметатися в дому Божием, чем жить в селениях грешничих». Это великое счастье, что Господь даёт ещё встречу со своими духовными чадами.

- А почему во мне радости нет, батюшка?

- Вот говоришь это, а сам смеёшься, - значит, и ты радуешься. Со мною даже ты радость обрёл.

- Вы говорите мне: «Саша, у тебя опять искушение». Но ведь я стараюсь не грешить, и у меня, хотя я младше вас, прибывают болезни. Жить всё труднее: у каждого свой возраст. Вы считаете, что в 68 лет я ещё мальчишка, а мальчишка этот страдает не меньше вас. В мои годы папа мой уже в землице был.

- В твои годы я ещё до двенадцати ночи совершал требы. Куда только не ездил - и к больным, и на исповедь, и на освящение дома... Старался... Матушка греет-греет ужин, а меня всё дома нет. Потом она уже в церковь начинает звонить, а ей говорят: «Не волнуйтесь, приедет батюшка, никуда не денется».

- Батюшка, вы мне как-то рассказывали, как вы ехали с владыкой Иоанном (Снычёвым) на трамвае...

- Он моложе меня был... Мы с ним вместе служили в Суйде, ещё в 1950-1951 годах. Там был деревянный храм, потом его сожгли при Хрущёве... Митрополит наш тогдашний Григорий (Чуков) - Царство ему Небесное, великий был подвижник и молитвенник! - назначил молодого иеромонаха Иоанна (Снычёва) в Суйду. А в помощники ему меня определил - тогда ещё семинариста. Я читал там на клиросе... Хор был хороший в том храме... Мы приезжаем, помолимся, иеромонах Иоанн проповедь скажет - люди его очень любили. А потом возвращаемся на Варшавский вокзал, оттуда надо ехать на трамвае. А иеромонах-то всегда носил длинную одежду, скуфейку свою... И вот одна дама на трамвайной остановке решила поддеть церковника. Говорит отцу Иоанну: «Карл Маркс сказал, что религия - опиум для народа!». Это она нам как бы вызов делала. И тут я ей отвечаю: «А нам Христос сказал: вы свет миру!» Садимся в трамвай. Будущий владыка говорит мне (а мы тогда все друг друга отцами называли, независимо от сана): «Ну, отец Иоанн... Ну ты и дал!.. Смело отрезал безбожницу!». Я ему: «А что нам бояться! Она приводит слова Маркса - я привожу слова Христа, а Христос для нас превыше всего». Будущий митрополит очень удивился тогда.

- Батюшка, вы говорите, что во мне нет радости. Это правда. Но состояние здоровья влияет на настроение православного? Или он должен от боли весело плясать?

- Плясать не надо.

- У меня одна радость - когда слышу ваш милый голос по телефону.

- Ох-хо! «В терпении вашем стяжаете души ваши» - Господь говорит нам так. Я сколько пострадал разными болезнями. И не думал, что останусь жить. Одним только воспалением лёгких - три раза. Свинка какая тяжёлая была в зрелом возрасте: меня же на носилках из дома вынесли - лекарство не то врач прописал... Потом звонит, извиняется, а я уже принял это лекарство, мне намного хуже стало, и меня отправили в инфекционные бараки. Уже и матушка приехала с облачением, чтобы меня обрядить для похорон, а я вот сорок лет после этого живу. Раз надо - значит, надо - Господь держит.

- Недавно наша корреспондент писала, как четверо онкологических больных бросились в окно и разбились насмерть. Они не выдержали невыносимой постоянной боли. Как её вытерпеть, батюшка?

- Да как? - молиться. Вот помню, когда я мочекаменной болезнью страдал... Не знал, как вытерпеть! Тоже думал: вот сейчас упаду нарочно, ударюсь виском и умру. Но это была бы смерть незаконная. А боли при мочекаменной болезни - это именно то, что называется «адские боли». А мне и наркотиков никаких не давали, только водичку такую, чтобы вышел камень. И несколько катетеров делали - ничего не помогало! Я тогда в Петрозаводске служил, молодым был ещё... И думал я, что могу не выдержать - убьюсь. Наконец решил: пойду, хоть немножко прилягу, нет сил никаких, точно непрестанно ножами меня режут. И прилёг я на кровать и вижу: входят три монахини - как с иконы видом. Я думаю: «Господи, кто же смог их пропустить в больницу? Уже поздно, ночь, больные спят...» Они-то спят-храпят, а у меня такие мучения!.. Неделю никто не видел, чтобы я улыбнулся. А монахини-то входят в палату и начинают бродить между койками. Я потом понял: у какой койки они останавливались, те больные вскоре поправились, а мимо каких прошли мимо, те умерли. Подходят к моей кровати, и тут начинается у них как бы консилиум, точно у докторов. Одна говорит: «Этого больного надо ослабить». Я услышал это и сразу начал молиться: «Ослаби, остави, прости мне согрешения моя вольныя и невольныя». Другая говорит: «Его надо отпустить». И только я мог спросить: «Кто же это мне такую радость принёс?» - она отвечает: «Ирина». И потихоньку поворотились к двери и ушли. И с этого момента стало мне легче, легче... А потом - раз! - и камень выскочил.

- Так это святые женщины были?

- Наверное. Я с тех пор всегда молюсь сёстрам - святым мученицам Ирине, Агапии и Хионии. У них такая благодать: от мочекаменной болезни людям помогать. У меня и бабушку звали Хионией.

- Вы знаете, батюшка, я не пью уже более 30 лет и даже думать об этом забыл. Но вдруг каждую ночь мне стало сниться, будто я выпиваю. Бесовские штучки?

- Бывает, что и бесы пакостят, бывает и другое... Отец Иоанн Кронштадтский уж какой был святой, а он жаловался на дурные сны: мол, видит венчание каких-то старых, беззубых... Такому-то праведнику - и то кошмары посылались! Почему Господь и учит, как пагубно верить снам! Сон пришёл и ушёл, а ты помолился, встал и работай.

- Так ведь каждую ночь, батюшка!

- Ну и ничего! А ты опять помолись. «Молитесь, да не внидете в напасть. Дух бодр, а плоть немощна» (Мф.26,41). Я снам не верю. А молитва твоя - как была, так ты и молись. Некоторые и во сне молятся Иисусовой молитвой!

- Вот, батюшка, я принёс вам свою 17-ю за 14 лет книгу: «Монашеское царство. Письма-откровения». Несмотря на усталость, есть будущие задумки. А вы то благословляете меня писать, то нет. Конечно, вы меня жалеете...

- Жалею, потому что ты жалуешься, что у тебя денег нет на издание. Выиграй грант, и у тебя будет денег на все книги.

- У американцев гранты брать, что ли?

- И Путин, наш президент, даёт гранты, так что ты не гневи Бога. Вот книга про Глинских старцев - архимандрит Иоанн Маслов написал, Царство ему Небесное... И эта книга выиграла грант. Напечатали такую замечательную книгу в тысячу страниц.

- Мою книгу «Поэзию любят красивые люди» тоже перепечатали, а сейчас её воруют и торгуют ворованным все кому не лень.

- Пусть торгуют. Тебе радоваться надо.

- Почти 19 лет вы являетесь духовником нашей редакции, и польза от вашего окормления огромная. НО НАСТАЛО ВРЕМЯ, КОГДА ГАЗЕТА СТОИТ НАД ПРОПАСТЬЮ ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА ДЕНЕГ. ВЫ НЕ МОГЛИ БЫ ОБРАТИТЬСЯ СЕЙЧАС К БОГАТОМУ БЛАГОТВОРИТЕЛЮ, ЧТОБЫ НЕ ЗАГУБИТЬ БОЖИЕ ДЕЛО?

- Я всегда говорю: если надо, Господь даже дворцы нам построит. Привожу тебе псалом: «Надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижутся вовек» (Пс.124,1).

- Я подошёл к депутату - Милонов есть такой...

- ...Он хороший! Он меня поздравил, и через газету я благодарю Милонова.

- ...А мне он пообещал: «Я тебе дам грант в 300 тысяч рублей!» Я обрадовался... И до сих пор жду - уже второй год!

- А ведь обещанного три года ждут - так пословица русская говорит. Три года не прошло ещё, так что жди.

- Батюшка, я всё реже слышу в трубке ваш бодрый голос, ещё реже стал приезжать к вам. Вы вошли в мою душу, и я даже представить себе не могу своё одиночество. Вы учите меня: «Сашенька, терпи! Терпи и радость, и горе. Господь всё творит на пользу наших грешных душ».

- Правильно!

- Трудно, дорогой духовник, а порой и невозможно. Но ваш пример открыл дорогу к Богу тысячам православных. Сколько людей получили от вас помощь через молитву, даже не зная об этом!

- Молитва наша, конечно, слабая. А как молились подвижники наши! Сегодня посмотрел фильм по «Союзу» о преподобном Серафиме... Господи, да нам разве сравняться с такими светильниками, которые были одухотворены благодатию Духа Святаго!.. И какая радость, что нам такие примеры Господь дал - Преподобного Сергия, преподобного Серафима, Нила Столобенского... А земля Российская пропитана кровью мучеников и исповедников. Поэтому благодарим Господа за наших молитвенников.

- Но вас, батюшка, любят не просто по внешнему виду - люди получают реальную пользу от ваших молитв, они это чувствуют и понимают.

- Святейший Алексий I, когда я ещё учился, приезжал к нам в Академию и сказал: «Будьте хорошими пастырями, потому что народ никогда не обманешь! Как бы ты красиво ни говорил, как бы ты красиво ни служил, но если у тебя нет веры в Господа, ничем ты человека российского не приманишь».

- Жизнь для простых людей становится с каждым днём всё хуже. Старцы говорят, что надо готовиться к великим испытаниям. Старец Иона (Игнатенко) (†2012), у которого мы с вами побывали в Одессе в 1998 году (и приложились тогда к мощам ещё одного вашего знакомца - прп.Кукши), он открыто говорил, что после хаоса 2014-2016 годов начнётся мировая война. А после неё в России появится царь. Выдержим ли мы то, что нас ожидает?

- Про это я ничего не скажу, не знаю. Не предсказатель. Я об одном всегда спрашиваю у верующих: все ли сыты, все ли имеют уголок? И мне отвечают: все сыты, все в тепле, батюшка! Я очень благодарен Господу за это: пока мы живём, всё у нас есть и всё нам дано. Нужно только благодарить Господа. Если научимся благодарить Господа, то Господь продлит мир и оттянет наказание. Или Он время казней отодвинет, или мы постараемся это время приблизить. Всё ли понятно я говорю?

- Всё понятно, но мне, честно говоря, кажется, что мы приближаем страшное время.

- Приближает всех нас
Каждый пройденный час
Ближе к гробу!..
...Так отбрось суету,
Не стремись ко греху
Так безпечно,
Чтоб в юдоли земной
Обновиться душой
К жизни вечной.

Мы должны стремиться к тому, чтобы обновиться душой.

- Вы меня недавно порадовали в телефонном разговоре. Я вам жалуюсь на болезни свои, а вы говорите: «Сашенька, нам будет там так хорошо!..» Я думаю: «Ну, ладно, батюшка - понятно, будет там, а я-то за что, такой грешный?».

- А я ещё грешней тебя.

- На днях я выступал в библиотеке перед детьми разного возраста. И один парнишка по бумажке задал вопрос: «Что такое Родина?» Я ответил: «Спроси у родителей». А вы что сказали бы?

- Я сказал бы: «Родина - она там, где тебе тепло, где тебе радостно, где окутан ты любовью, окутан чудной природой, - вот это наша Родина, наша Россия». Детям я так говорю, чтобы им было понятно: «Родина - это там, где мы согреты теплом. И даже когда мы были в ссылке, мы были согреты любовью наших родителей».

- Дорогой и любимый отец Иоанн! На стене у меня рядом висят два портрета - родного папы и родного духовника. И люблю я вас одинаково - вы слились в моей душе воедино. Уже скоро мы отпразднуем ваше 90-летие...

- Ой...

- ...а там и до столетнего юбилея близко. Как научиться у вас ТАК любить Бога и людей? Я счастлив, что Господь подарил мне великого духовника. Давайте опять вместе споём:

Сто лят, сто лят,
Нех нам жие сто лят...

- Это ты по-польски поёшь, а мне больше нравится по-чешски:

Сто лет, сто лет
Живо, живо нам!

- Живите, батюшка, нам на радость и велию духовную пользу, а ваши чадушки будут усердно молиться за вас!

- Помоги Господи!..

Вопросы задавал главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Александр РАКОВ

ПРОТОИЕРЕЮ ИОАННУ МИРОНОВУ

Течёт молитва плавно и неспешно,
Всплывая из сердечной глубины.
И немощным, и страждущим, и грешным
Молитвенники нынче так нужны!..

Мы знаем: нелегка дорога к Богу,
Но верим горячо, что в трудный час
Придёт наш пастырь добрый на подмогу,
Утешит и помолится за нас.

Среди соблазнов суетного мира,
Где бедам и раздорам нет конца,
Мы почитаем вовсе не кумира,
А любящего, мудрого отца.

Татьяна ЕГОРОВА


Рецензии