Делать жизнь с кого

Серго Орджоникидзе, Григорий Константинович, которого никто из друзей так не называл. Он был для всех друзей Серго. В советское время все знали, что Орджоникидзе ведал промышленностью СССР, а вот что у него было медицинское образование, не знал никто. Он же в сибирской ссылке до революции работал врачом. Вообще Серго был удивительный человек, настоящий коммунист, до конца преданный делу партии. Его кристальная чистота, прямота и скромность снискали горячую любовь к нему всех, с кем он общался.  Эта же прямота и честность перед партией заставила его убить себя  в 50 лет. Григорий Константинович, занимаясь промышленностью страны, понимал, что для того, чтобы выстоять рядом с буржуазным окружением, надо наращивать производство, увеличивать темпы выпуска станков, тракторов, самолётов.  А это вело из-за чрезмерной торопливости порой, к поломкам, выходу из строя части цехов, даже к гибели рабочих. Его в подобных случаях принуждали искать вредителей, которых не было. Орджоникидзе упорно не подавал списки тех, кого любой другой, чтобы выгородить себя, назвал бы «врагом народа». Серго был для этого слишком честен, чтобы взваливать вину на кого-то, понимая, что никто не виноват, понимая, что рабочие ещё много чего не умеют, а инженеры не достаточно ещё обучены. Страна молодая, недавно кончился НЭП, образование ещё плохое, а руководить производством трудно. Это требует и знаний, и умений, и времени. Вокруг же арестовывались и расстреливались и без того ещё мало обученные кадры, обвиняемые во вредительстве, халатности, когда дело было лишь в неумении, делать то, что от них требовали. Орджоникидзе, который прежде был очень дружен со Сталиным, ещё со времён разгрома Деникина, стал всё чаще выступать на разного рода партийных заседаниях против массовых расстрелов. Сталин его неоднократно одёргивал, называя это гнилым либерализмом. Он даже потребовал, чтобы Серго явился-таки на пленум  19 февраля 1937 года со списком тех, кто мешает нормальному развитию производства в машиностроении и докладом, что для этого делается. 18 февраля 1937 года Орджоникидзе застрелился у себя дома, оставив записку, где в очередной раз пытался объяснить, почему он таких списков не приносит. Накануне  он был у Сталина, где надеялся в 1001 раз уговорить его, что нельзя рубить с плеча, что расстрелы не помогают работе, а только мешают делу. Надо бороться с канцелярщиной, бюрократией – вот враги нового! Но Коба его не понял, а даже отругал. Вот после этой беседы Серго и покончил счёты с жизнью, надеясь, что хоть этот поступок подействует на Сталина.

Газета «Правда» на другой день написала добрые слова о нём и сообщила, что Серго умер от сердечного приступа. Однако смерть Серго ничего не изменила,  Сталин уже 19 февраля1937 года, говоря о нём на конференции, не забыл упрекнуть покойника в либеральном подходе к «врагам народа» и тут же потребовал от тех, кто занимался расстрелами « очистить от этой нечисти советскую промышленность».

Григорий Константинович вступил в партию в 1903 году. И с этого времени он всю свою жизнь отдал беззаветной борьбе за дело рабочего класса, за победу Коммунизма. Сначала партия ему поручала распространение  революционной литературы. По поручению Ленина он организовал транспортировку через Иран партийной литературы из-за границы в Россию. В 1906 году он впервые встретился со Сталиным, а в 1910 году Серго познакомился с Лениным. К этому времени он уже неоднократно сидел в тюрьмах за участие в противоправительственных выступлениях вместе с рабочими. Именно из-за этого ему пришлось уехать из России в Париж, где он и узнал Ленина. Там Григорий Константинович посещал ленинскую школу, где  Ильич читал лекции по политической экономии, по аграрному вопросу, по теории и практике социализма.

На У1 Всероссийской партийной конференции в Праге в 1912 году Г.К. Орджоникидзе сделал доклад с предложением по сплочению всех партийных организаций России и созданию общероссийской партийной организации в единую. С заданием Ленина он едет сразу же в Россию, а 14 апреля 1912 года его в очередной раз арестуют в Петербурге. Приговорённый к трём годам каторги и вечной ссылке в октябре 1912 года он был переведён из камеры предварительного заключения в Шлиссельбургскую крепость, где пробыл до октября 1915 года, после чего был отправлен этапным порядком в Восточную Сибирь, в Якутск. Там он пробыл до 1917 года. Всего за 15 лет подпольной, революционной деятельности Серго пробыл в тюрьмах, на каторге и в ссылках более 8 лет.

С июня 1917 года Григорий Константинович снова в Петрограде. Он в составе Петроградского комитета РСДРПб и в Исполнительном комитете Петроградского совета.

В период, когда Ленин прятался от врагов в «Разливе» Орджоникидзе дважды по поручению партии ездил к Ленину. На У1 съезде партии он выступил с требованием неявки Ленина на суд контрреволюционного Временного правительства.

24 октября 1917 года Серго принимает активное участие в вооружённом восстании. Красногвардейские отряды , руководимые Григорием Константиновичем, наносят под Пулковым решительное поражение войскам Керенского  и Краснова, пытавшимся повести наступление на Петроград.

В 1918году он назначается Совнаркомом РСФСР чрезвычайным комиссаром Украины. На Украине он проводит большую работу по созданию местных органов Советской власти.

В июле 1919 года Орджоникидзе был направлен на Западный фронт в качестве члена Реввоенсовета 16 армии. Осенью1919 года вместе со Сталиным, Ворошиловым и Будённым он был послан ЦК на Южный фронт для организации разгрома Деникина. В качестве члена Реввоенсовета 14 армии Серго непосредственно руководит боями под Орлом, организует борьбу за освобождение Донбасса, Харькова, за изгнание белых со всей Левобережной Украины.

В начале 1920 года он член Реввоенсовета  Кавказского фронта. Как уполномоченный ЦК и Советского правительства он руководит освобождением Северного Кавказа, Азербайджана, Армении и Грузии от интервентов и их пособников – мусаватистов, дашнаков и меньшевиков. В апреле1920 года частями Красной Армии был освобождён Баку, а в феврале 1921 года – Тифлис. За заслуги в этих боях Серго награждён орденом Красного Знамени.

Последовательное проведение в жизнь ленинской национальной политики дало возможность советским республикам Закавказья в декабре 1922 года объединиться в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Это был ещё один шаг к образованию СССР.

В конце 1930 года партия переводит Г.К.Орджоникидзе на работу по руководству социалистической промышленностью. Он сначала – Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР, а с 1932 года – народный комиссар тяжёлой промышленности. На своих постах Cерго смело выдвигал на руководящие должности способных молодых людей. Он активно защищал от НКВД свой наркомат Тяжёлой промышленности. Но ещё при жизни Серго НКВД арестовал и расстрелял его родного старшего брата Папулия, который в своё время давал рекомендацию в партию Григорию Константиновичу. А смерть самого Орджоникидзе стала гибелью не только для его семьи, но для его друзей. Жену Серго Зинаиду Гавриловну Павлуцкую приговорили к 10 годам заключения. Осуждены были и второй брат Иван и  Зинаида Орджоникидзе его жена тоже (в 1938 году). В 1941 году был арестован третий брат Константин, репрессирован был и племянник Орджоникидзе Георгий Гвахария, директор Макеевского металлургического завода. Пострадали не только родные, но и друзья.  10 июля был арестован и расстрелян директор комбината «Криворожсталь» Яков Весник, он был личным другом Серго. Жену Весника отправили в ссылку в Казахстан, а сына отдали в детский дом.

Лица, составлявшие протокол о смерти Г.К.Орджоникидзе, как бы от паралича сердца, Каминский и Ходоровский – начальник лечебных учреждений Кремля и доктор Левин – профессор- консультант Кремлёвской больницы были тогда же в 1938 году в феврале –мае расстреляны.

После смерти Сталина начались реабилитации невинных жертв репрессий.  Среди них были и родственники Григория Константиновича Орджоникидзе. Кого-то реабилитировали посмертно, кого-то выпустили из тюрем. Так брат Константин остался жив, живы были и родственники Ивана и сам Иван больной, постаревший в этом аду, всё-таки уцелел. Очень обидно, что настоящие преданные советской власти люди, всю жизнь отдавшие  борьбе за счастье человечества, искренне служившие идее. Ни в чём не преступившие закон и не поступившись совестью, оказались уничтожены той системой, ради которой они существовали. Серго Орджоникидзе – один из ярчайших примеров героев, достойных поклонения, ранняя смерть которого вызывает горечь в душе любого честного человека.

 


Рецензии