Человечище, достойный поклонения

Полтора века прошли, с тех пор , как его не стало. А забывать о его подвиге жизни не хочется, наоборот, хочется узнавать об этом Человеке всё больше и больше. Николай Гаврилович Чернышевский чего только  не вытерпел: два года в Петропавловской крепости, приговорён к 7 годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири.19 мая 1864  на Мытнинской площади над Чернышевским был произведён обряд «гражданской казни», после чего его отправили на каторгу. Около 20 лет томился Чернышевский сначала в Нерчинских рудниках, потом на поселении в Вилюйске. Только в 1883 году( за 6 лет до смерти) ему было разрешено переехать в Астрахань. Осенью под именем секретного преступника №5 его вывезли из Вилюйска. Все эти годы связь  с миром была письмами, которые приходили «раз в год по обещанию», полная изоляция ото всех родных. И всё-таки Николай Гаврилович  жил полной творческой жизнью, рождая гениальные мысли, борясь за лучшую жизнь для трудового народа.

Чернышевский был сыном священника. Он родился в 24 июля1828 года в городе Саратове, там же окончил саратовскую духовную семинарию. В 1846 году поступил  на историко-филологическое отделение Петербургского университета. Годы учения совпали с годами жесточайшей реакции в России, нарастали крестьянские волнения. Революции 1848, 49 годов на Западе сильно подействовали  здесь на передовые круги молодёжи, началась борьба за  освободительное движение, поиски революционной теории. Именно в эту пору у Чернышевского сложилось революционно- материалистическое мировоззрение и сформировались его общественно-политические убеждения. Читая о революциях1848-1849 годов, он по его словам, стал «партизаном социалистов и коммунистом, стал крайним республиканцем».  И действительно трудно было не стать революционером, когда вся Европа горела устремлениями к правам и свободам. Революции шли во Франции, Австрии, Венгрии, Чехии, Хорватии, Воеводине, Трансильвании, Словакии, Галиции, Словении, Ломбардии, Германии, Италии, в Папской области, Польше, Молдавии. Во Франции и Англии началось движение за избирательные реформы.

В Чернышевском окончательно созрела ненависть к деспотизму, крепостничеству и самодержавию. С 1851 по 1853 годы Чернышевский работает преподавателем русской словесности в саратовской гимназии.  Потом он едет в Питер, сотрудничать с «Современником», запрещённым в России. Его издаёт Герцен в Лондоне. Поэтому сначала Николай Гаврилович печатается в «Отечественных записках». Но работа в «Современнике» его привлекает больше. В нём опубликованы: «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Лессинг», «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Июльская монархия», «Капитал и труд» и др.( С 1856-1860г) С приходом Чернышевского в «Современник» журнал стал центром общественно-политической борьбы того времени, боевой трибуной  революционной демократии. Ленин писал о Николае  Гавриловиче: « он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя – через препоны и рогатки цензуры – идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей». Чернышевский становится идейным вдохновителем и вождём назревавшей в 60-х годах19 столетия в России народной революции. Вокруг «Современника» и Чернышевского  с Некрасовым группируются  наиболее передовые и революционные силы страны. Соратниками их против самодержавия и крепостничества становятся : Добролюбов, Михайлов,  Шелгунов и др.  Идеи Н. Г. Чернышевского способствовали формированию революционно –демократического мировоззрения таких писателей, как Шевченко и Вовчок - на Украине, Налбалдян – в Армении, Николадзе и Чавчавадзе – в Грузии, Сераковский – в Польше.

В 1861 году Чернышевский написал прокламацию «Барским крестьянам», где он обличал царизм и призывал крестьян к восстанию. В  статье « Письма без адреса» в 1874 году, запрещённой царской цензурой Николай Гаврилович ясно обрисовал  крепостнический характер реформы 1861 года. К этому времени страна стояла на грани «пугачёвщины», народ шёл против помещиков и крепостного строя. Чернышевский меняет свою деятельность  на организацию революционного подполья, занимается революционной агитацией в политических прокламациях. Поездка в 1859 году в Лондон имела целью выработать вместе с Герценом согласованный план действий революционных сил России. Чернышевского ненавидели крепостники и либералы. Царское правительство решило пресечь деятельность Николая Гавриловича. Он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость в Алексеевский раввелин. 1,5 года длился бездоказательный неправый суд, в знак протеста Чернышевский голодал 9 дней. Ищейки ничего не нашли, всё было хорошо спрятано. Однако следователи подкупили предателя Костомарова, который, подделав почерк подсудимого, изобразил прокламацию, якобы написанную Чернышевским. «Правда да милость царствует в судах», проговорил Николай Гаврилович , когда его вели на «гражданскую казнь». Это было название нового  декрета , выпущенного царём накануне казни. Так он был осуждён на  20 лет( 2 года – тюрьмы, 7 лет- каторжных работ в руднике и 11 лет поселения в Сибири).

Огромную роль в духовном развитии юного Чернышевского сыграла русская литература и особенно передовая –Герцен, Белинский. В Петербурге он сблизился с петрашевцами, с ними он обсуждал вопрос возможности революции в России. Здесь велись беседы о жестокости самодержавия, изучались произведения Герцена. У Герцена и Белинского учился Чернышевский не только политике, но и философии. Он был знаком с сочинениями Белинского, выражавшими его материалистические позиции. Он знал «Письма об изучении природы» Герцена, где их автор,  по словам Ленина « вплотную подошёл к диалектическому материализму».  Продолжая материалистическую линию в русской философии Белинского и Герцена, Чернышевский поднял её на новую высшую ступень – до уровня « цельного философского материализма» Ленин. Он ненавидел буржуазных либералов, любящих рассуждать о свободе и равенстве, оставляя нетронутой сущность социального строя, основанного на порабощении и угнетении народа. Мирно устранить колоссальную машину эксплуатации Николай Гаврилович не считал возможным. В период « освобождения» крестьян Чернышевский  беспощадно разоблачал русских либералов, стремившихся сохранить и монархию, и власть помещиков. В прокламации «Барским крестьянам» он призывал народ к вооружённому восстанию, как единственному, верному средству достижения действительной свободы. Он стремился к установлению демократической республики, которая откроет путь к социалистическим преобразованиям страны. Возможность осуществления социализма Чернышевский связывал с  русской крестьянской общиной. Изучая историю философских учений, Николай Гаврилович понимал, что ни в одной философской системе прошлого нельзя найти готовое теоретическое оружие, которое можно было бы всецело использовать в борьбе трудящихся за революционное преобразование мира. Однако он сознательно причислял себя к идеологам трудящихся масс. В своих статьях Чернышевский указывал на то, что экономическое неравенство между людьми породило классовое деление общества, угнетение и господство  одного класса над другим и борьбу между ними.

Проповедь материалистической философии Чернышевского оставила неизгладимый след в русском обществе. Последовательно выступая против религии и идеализма, Николай Гаврилович развил дальше, укрепил и превратил в ещё более острое оружие материализм в русской философии. Находясь на каторге и в ссылке, Чернышевский не переставал следить за развитием философской мысли в России и Европе. Даже по отрывочным сведениям, доходившим до него через письма, приходившие к нему крайне редко.

Чернышевский был не только крупнейшим материалистом, но и выдающимся диалектиком. Он последовательно проводил идею материального единства мира, отмечая, что это единство включает в себя и различия, и противоречия. Человеческая природа обнаруживается в двух качествах – физических и нравственных. Соединение вроде бы различий – это общий закон природы. Количественные изменения переходят в качественные. «Ни в одном исторически важном деле, -   пишет он, -  успех не даётся без борьбы.»  «Пагубна или благотворна война?» - спрашивает Чернышевский в другой своей работе. « Отвлечённо нельзя ответить на этот вопрос. Есть войны, которые пагубны для народа. Это войны захватнические, грабительские. Есть и другой род войн – благотворные, справедливые, например, война 1812 года, которая была спасительная для русского народа. История движется медленно, но всё-таки почти всё своё движение производит скачок за скачком.»

Выступая, как страстный борец за высокую идейность и народность искусства, он фактически был предшественником марксизма-ленинизма в этой области.

Выступая против основ крепостничества и царизма, Чернышевский вёл последовательную борьбу во всех областях, в том числе в области этики и морали. Он выступал не только против религиозно-феодальной морали, усыпляющей человека всевозможными баснями о потусторонней жизни, но и против  буржуазно- мещанских взглядов, пронизанных  стремлением обогащения. Эгоист противопоставляется  личности, не отрывающей интересы личные от общественных. Особенно ярко это разобрано в романе «Что делать?». В этом романе также изображение реальной действительности тесно переплетается с предвидениями и мечтами о будущем. « Оно  светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него.»

 Царское правительство стремилось приглушить голос Чернышевского – после опубликования романа в «Современнике», роман был запрещён цензурой и не переиздавался до 1905 года. Но номера журнала с текстом романа «Что делать ?» переходили из поколения в поколение. Роман оказывал влияние на революционные слои населения. Плеханов писал, что « почти в каждом из выдающихся социалистов 60х и 70х годов была немалая доля рахметовщины». Нелегальное заграничное издание романа находилось в юношеской библиотеке  В.И. Ленина, который по свидетельству Н.К. Крупской, знал до мельчайших подробностей «Что делать?»

Цель воспитания Чернышевский видел в подготовке нового человека – активного общественного деятеля непоколебимого защитника интересов народа. Считая религию врагом науки и прогресса, одной из идейных основ эксплуатации и угнетения, Николай Гаврилович требовал освободить школу от преподавания какой бы то ни было религии.

Задача нравственного воспитания по Чернышевскому заключается в том ,чтобы поднять и развить чувство патриотизма и гуманизма, любовь к труду и ненависть к тунеядству, честность и правдивость, способность сочетать слово с делом.

«Содействовать славе не переходящей, а вечной своего отечества и благу человечества – что может быть выше и вожделеннее этого?»

Николай Гаврилович Чернышевский – великий русский революционный демократ, мыслитель, учёный, писатель, литературный критик. Наш удивительный соотечественник!


Рецензии