Зимнее мгновение из детства

   

      Наконец-то наступили зимние каникулы. Текущая зима  была  богата снежными заносами, холодом и морозами.   На улице была ясная морозная погода.
      Я и  мой старший  брат Шурка   с радостью  ждали тетю Валю.  Тетя Валя — сестра  нашей мамы. Она была высокой худощавой женщиной и была старше моей мамы на два года. Наша мама  решила отправить  нас к бабушке  в гости.   Бабушка имела  двух сыновей и двух дочерей и семеро внуков.  И в эти зимние каникулы она пригласила всех своих внуков в гости. Это была для нее хорошая и довольно хлопотная затея для встречи всех внучек и внуков в ее  деревенском доме.
      Бабушка жила в доме вместе со старшей дочерью и самой старшей внучкой Людмилой.    Наша тетя  была еще и моей крестной, она работала в колхозе. Я любила ее за ее  хорошее отношение ко мне. Мне было 9 лет, я училась во втором классе, а мой брат Шурка  - в четвертом классе. 
      Тетя Валя приехала  в наш лесной поселок, когда во дворе просветлело. Мы были уже готовы к поездке и ждали ее. Во двор она въехала на  лошади, запряженной в сани, на которых лежали сено и овчины.   Наша тетя привезла их деревни нашей семье овощи, соленья и молочные продукты. Моя  мама поблагодарила свою сестру за гостинцы — это была необходимая помощь нашей семье.   Родители наши  работали в леспромхозе. И у нас росла еще трехгодовалая сестренка  Надюшка, а денежных средств не хватало, так как отец сестренки, наш отчим,  любил выпить спиртные напитки и часто в доме вел себя неблагоприятно и недостойно по отношению к своей жене и  детям. И помощь из деревни была приятной для хозяйки дома.
     Мы собрались с радостью, я натянула свои новые валенки, которые мама недавно купила мне. Тетя окутала мою голову вязанной теплой  шалью, и я смотрела на весь мир сквозь щелочку  у глаз.  Женщины переживали, чтобы мы не замерзли в такую погоду во время  путешествия в дороге.  Мы уселись в сани,  тетя укрыла нас овчинами, попрощавшись с нашей мамой, дернула вожжи. Лошадь  пошла спокойным шагом  от нашего  дома. Мы махали маме руками  и кричали:  «Мама, до свидания! Пока!»
     Наш поселок находился в лесу, где жили рабочие, которые валили лес, обрабатывали его и отправляли этот лес на грузовых машинах. Многие рабочие и их семьи жили в бараках, а некоторые имели свои собственные дома, дети малые посещали детские сады и ясли, дети постарше ходили в школу. И вокруг поселка был лес.   Я вижу часто во сне этот небольшой поселок и вспоминаю  эти года, где я познавала реальную жизнь. Это был один  из этапов моей детской жизни.
     Мы выехали на тракт, по которому  лошадь ускорила свой шаг и затем побежала по дороге. Дома закончились и начался сказочный лес по обе стороны дороги.  Все деревья были  в снежном кружеве. По дороге из под саней выбегала снежная  поземка. Изредка навстречу ехали  пустые лесовозы или же нас перегоняли машины с лесом.  Мы сидели в тепле под овчинами и толкали друг друга, постоянно болтали между собой  и кричали.  Иногда тетя забавно кричала нам : « Дети, сидите спокойно!» Лошадь бежала, иногда фыркала и из ее рта шел  горячий пар. 
     Лес закончился, мы проехали две деревни, все было в снегу и высокие сугробы у каждого дома. В каждом доме топились печи,  из труб валил дым и прямолинейно шел   к небесам.  И кругом тишина, только иногда навстречу  попадались дворовые собаки и встречали нас  своим громким лаем! 
      И вот последний этап нашего пути — это снежное большое поле, где летом  росла рожь или пшеница, а сейчас зимнее  снежное белое поле с горизонтом в морозной дымке, и где жил  свободно и гулял по полю  ветер.
       Наше движение по полю сопровождала снежная обильная поземка, и снег от движения   падал на наши головы и сани. Это были последние несколько километров путешествия по полю. И вот показалась бабушкина деревня.  «Все! Мы приехали!» - кричал Шурка и толкнул меня в бок. Бабушкин дом  был предпоследний в деревне. И перед домом  расстилалось это  большое снежное поле.
      Лошадь остановилась около дома. Мы спрыгнули и отряхнули себя от снега. Бабушка прибежала навстречу к нам и увлекла нас в дом, чтобы обогреть нас  домашним теплом.
      В большой кухне стояли все наши двоюродные братья и сестры. Все улыбались! Все приехали к родной  бабушке на зимние каникулы. Бабушка была очень довольна видеть всех нас вместе в своем доме.
       Мы жили все дружно и весело проводили  каникулярное время: бегали, катались с горок, рыли снежные городки в огороде. Приходили сырыми от снега, наши шаровары застывали от  холода. Бабушка заботливо потом сушила наши одежды, варежки и валенки на горячей русской печи. По вечерам мы  рассказывали интересные истории и байки, шумели и крепко засыпали после дневных прогулок на полатях; мылись в черной деревенской бане, ели  бабушкины каши, похлебки и пироги, и свежий деревенский,  выпеченный  в русской печи, хлеб. Это было наше детство и наша родная бабушка, которая очень любила своих  внуков.
      И теперь мы  остались все без матерей и отцов, без теток и дядюшек, мы потеряли некоторых из двоюродных братьев и сестер. Но мы, все оставшиеся в живых,   до сих пор дружны   и не забываем то время, когда мы были вместе. И наша бабушка — бабушка Люба  принимала нас всех вместе, чтобы мы не забывали родственные связи и учили этому своих детей и внуков.

26 ноября 2015 г.   Пермский край.      


Рецензии