Вместо эпилога - 5 апреля 2006 г

Мой Отец, Виктор Александрович Кабанов, был выдающимся ученым, одним из ярких представителей мировой науки и гордостью России. Его безвременная кончина потрясла многих людей во всем мире.

Его огромный научный вклад и влияние на последующее развитие науки о полимерах, очевидно, будет обсуждаться его соратниками, учениками и последователями. Я счастлив, что могу причислить себя к их числу.

Однако, сегодня я хочу остановиться на том, каким папа был человеком. В своей жизни я не встречал людей, подобных папе, которые пользовались уважением и любовью такого большого числа самых разных людей, вне зависимости от их образования, социального положения, рода занятий или национальности.

Папа был одинаково любим и самыми простыми людьми, и крупнейшими учеными, партийными руководителями и представителями мировой индустрии, людьми военными и гражданскими, людьми искусства и науки.

Я думаю, что причина в том, что он уважал в людях человеческое достоинство и умел находить с ними общий язык, не подстраиваясь, а на основе общечеловеческих ценностей и принципов, которые он удивительно тонко чувствовал и которым он никогда не изменял.

Он также обладал необыкновенным даром присутствия. Высокий, красивый и обаятельный человек, он запоминался даже тем людям, которые встречали его всего один раз.

Он говорил негромко, но всегда точно к месту, и умел обратить внимание на вещи, которые меняли уровень и направление разговора. Даже среди людей, имевших, казалось бы, противоположные интересы, он умел находить угол зрения, при котором эти интересы совпадали или не противоречили друг другу. Он, безусловно, «стрелял по целям, которые никто не видел».

Он также обладал способностью исключительно просто и точно сформулировать глубокую концепцию. И это относилось не только к науке, но и к разным аспектам жизни. Мне запомнилось его высказывание: «В науке можно обокрасть только нищего». Прошло немало лет, прежде чем я понял и прочувствовал смысл этой фразы. Про выборы в Академию наук папа говорил: «Проблема не в том, чтобы выбрать достойного – достойных много – проблема в том, чтобы не выбрать недостойного».

Папа был очень щедрым и не только в том, как он делился научными идеями с другими. Он оказал поддержку и помощь огромному количеству людей. При этом действовал самоотверженно и бескорыстно, и всегда руководствуясь принципами: поддерживал за дело и помогал тем, кто этого, по его мнению, заслуживал.

Он был замечательным другом и товарищем. Он рассказал мне, что в юности на него произвела огромное впечатление книга Ремарка «Три товарища». Следуя этой книге, он был романтиком и даже идеалистом в дружбе, и всегда боролся за своих за друзей до конца.

Он был самоотверженным человеком, из тех, кто первым делал шаг вперед перед строем. Во время войны он был мальчиком. Вернувшись из Чернобыля, он признался мне, что в юности у него было чувство неловкости перед товарищами, прошедшими войну, на которой он не был. Чернобыль стал его войной, где он познал чувство фронтового братства и служения Родине. Он был гражданским человеком, но заслужил уважение военных и других участников ликвидации последствий аварии.

Он был замечательный муж, отец, брат и дед. Его гены продолжаются в трех прекрасных внучках. Его близкие никогда его не забудут.


А. В. Кабанов, Омаха-Москва-Чапел Хилл, 2011-2013 г.


На фотографии: В. А. Кабанов во время первой командировки в США в 1957 г. Виктору Александровичу было всего 23 года.

Глава из "Повести о Настоящем Отце"
(Впервые опубликована в книге: Академик Виктор Александрович Кабанов. Человек, ученый, эпоха / Составитель проф. А.В. Кабанов. — Москва: Физматлит, 2014. — 275 с. + 48 с. вклейка с. — ISBN ISBN978-5-9221-1537-7)


Рецензии
Здравствуйте, Александр Викторович!
Познакомилась с Вашими двумя главами из "Повести о Настоящем отце", а затем - с Вашей биографией и была НЕМАЛО удивлена тому, что такой именитый человек захотел "влиться в коллектив", в основном, "доморощенных" дилетантов "Прозы.Ру", где основная масса и пишущих и читающих не отличается высоким уровнем интеллекта и интеллигентности, а тем более, большими знаниями в высоких и тонких науках.
Почему-то возник вопрос: "Зачем?"
Конечно, Вы найдёте здесь СВОЕГО читателя, но навряд ли встретите человека своего уровня знаний, с которым Вам было бы интересно общаться, хотя... всё может быть.
Мне понравилось, с каким трепетным чувством Вы написали о своём отце, с каким уважением и любовью писали о своих отношениях с ним.
Для любого человека, будь он именитым учёным или простым работягой, ОТЕЦ многое значит в жизни. И для многих их отец - НАСТОЯЩИЙ, даже если он не имеет никаких регалий и наград, не является лицом публично известным и заслуженным.
Поразила и Ваша "родословная". Не каждому удаётся сохранить столько данных о своих предках, составить такое интересное и обширное "древо".
Для Ваших потомков это не менее ценное "вложение" в копилку Вашей семьи, чем Ваши большие достижения и вклад в науку, как отечественную, так и в зарубежную.
Когда читаю, что люди такого уровня, как Вы, в тяжкие для нашей страны времена, сбежали из неё и стали работать на другую страну, тем самым поднимая уровень её возможностей и достижений, у меня к ним появляется двоякое чувство: и чувство понимания их, как "человеков", ищущих для себя лучшей жизни, а с другой - полное непонимание того, как можно в тяжёлое время, практически ПРЕДАТЬ её.
Когда же из Вашей биографии узнала, что,по истечении времени, Вы стали многое делать и для своей страны, мои бурные отрицательные эмоции смягчились.
Извините за столь длинный и, может быть не совсем по делу, отклик на Ваши публикации.
Ну а поскольку Вы решили, всё-таки, попробовать найти себя ещё и здесь, желаю Вам больших удач, понимающих читателей и большого количества единомышленников.
Всего хорошего!

Людмила Калачева   07.12.2015 06:29     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и добрые слова. Ученый, учитель - призвание наднациональное и служит человечеству, это я понял еще маленьким мальчиком, глядя на своего Отца. Что касается публикаций дилетантов - к которым я уверенно и не стесняясь присоединился - о этом хорошо сказала моя дочь Маша Кабанова - профессиональный писатель и поэт - "в какой еще стране в мире почти миллион человек пишут и публикуют стихи" (о сайте стихи.ру). Повесть о настоящем Отце - конечно о любом настоящем Отце - но также и о науке, и в этом плане я надеюсь, она будет полезна будущему поколению Российских ученых, которому, кстати, и посвящена.

Александр Викторович Кабанов   07.12.2015 06:48   Заявить о нарушении