Эчмиадзин
Сегодня город Эчмиадзин переименован в Вагаршапат, точнее, ему возвращено его изначальное название, однако, на мой взгляд, Эчмиадзин звучит более точно, поскольку полностью раскрывает суть и значимость города. Ведь если переводить буквально, Эчмиадзин означает «СОШЁЛ ЕДИНОЖДЫРОЖДЕННЫЙ», то есть – СЫН ТВОРЦА ВСЕМОГУЩЕГО и ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ИИСУС ХРИСТОС, заступник и спаситель Человечества.
Опираясь на данные, собранные в непревзойдённом шедевре древней истории, созданном Мовсесом Хоренаци, прозванным «Отцом армянской историографии», ГОСПОДЬ сам явился ГРИГОРИЮ ПРОСВЕТИТЕЛЮ во сне и указал место, где должно возвести святую святых армян Кафедральный собор первопрестольную церковь Святой Эчмиадзин. Так и случилось. С триста третьего года Кафедральный собор заменил собой языческий храм, существовавший со времён Урарту.
Хочется верить, что каждый житель этого Богом целованного города гордится выпавшей на его долю чести родиться на священной земле, ступать по ней, но, к сожалению, современная молодежь не привыкла зацыкливаться на таких мелочах, как история, зов предков, религия, у неё есть дела поважнее. Как иначе, кроме как преступление, назвать подобное неуважение и безразличие? Однозначно, это преступление, ещё какое преступление! Преступление по отношению к Господу, к памяти и, наконец, к самим себе.
Такова истина, неприкрытая, постыдная истина, истина, ведущая к потере ценностей и духовному вымиранию, одним словом, к обесчеловечиванию. И такое происходит в городе, не нами бренными избранном для преумножения целомудрия и духовного благоденствия.
Так неужели ничего нельзя предпринять, дабы изменить святотатственную ситуацию? Неужто мы по уши увязли во лжи, лицемерии, страсти к обогащению, (причём неважно какой ценой) и попросту не в состоянии распознать божественный свет, снизошедший до нас с небес? Может для начала следует оторваться от себя, обвести взглядом простор, и величественные исполины, превозносящие первостепенную и неоспоримую символику христианства, вернут нас в отдаленные, но подлинные времена, когда понятия армянин и христианин были неотделимы?
Бесспорно и в те, превозносимые мною времена, не чтящих христианство, в равной степени, как и бесчестных и лживых людей было предостаточно. Но, разве так уж необходимо всегда отталкиваться от худшего, равняться на него? Почему бы не вспомянуть, для примера, предание о непорочной страдалице РИПСИМЕ (в русской церковной традиции Рипсимия)? Ещё недавно каждый житель Эчмиадзина знал эту печальную историю на память. А сегодня? Многие ли ведают о ней сегодня? А между тем, эта отважная девушка заслужила, чтобы о ней помнили, ставили в пример. Нет, она не была армянкой, но если отбросить нашу маниакальную склонность к дроблению всех на нации и по месту рождения, можно заметить, что она была христианкой, и именно непоколебимая вера в ГОСПОДА придала ей сил, и она, не задумываясь, принесла себя в жертву.
В триста первом году в Армению пришли сорок девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Древнего Рима монастыре Св. Павла. Рипсимэ пленила своей красотой самого римского императора ДИОКЛЕТИАНА. Спасаясь от навязываемого ей замужества с язычником, она, вместе с сорока девушками – христианками, во главе с настоятельницей ГАЯНЭ бежала из монастыря СВЯТОГО ПАВЛА, что располагался в горной местности Древнего Рима, и укрылась в Александрии. По преданию, девушкам явилась СВЯТАЯ БОГОМАТЕРЬ и указала путь в Армению. Но и здесь страдалице не нашлось спасения. Несчастье неотступно следовало за ней, нередко опережая. Правящий с двухсот восемьдесят девятого по триста тридцатые годы в Армении царь Трдат III, ослеплённый красотой и невинностью девушки, не пожелал возвращать её ДИОКЛЕТИАНУ, и сам захотел жениться на ней. Однако он просчитался, он не учёл силу веры девушки. Несмотря на тяжесть положения, РИПСИМЕ, тем не менее, не приняла предложение правителя, и заявила, что принадлежит, и всегда будет принадлежать только Христу. Разъярённый и обезумевший ТРДАТ приказал побить камнями всех девушек. По преданию, именно после казни невинных девушек ТРДАТ заболел тяжёлым нервным недугом, или, как ещё говорится, превратился в вепря. Таковым было возмездие ГОСПОДНЕ. Тогда-то его сестре ХОМРОВАДУХТ и приснилось, что исцелить брата от недуга может лишь только проповедник ГРИГОРИЙ, который по милости того же ТРДАТА уже ТРИНАДЦАТЬ лет находился в заточении.
Речь идёт о ГРИГОРИИ ПРОСВЕТИТЕЛЕ, том самом, который, впоследствии, стал первым католикосом армянской церкви. После чудесного исцеления ТРДАТ III не только поверил во ХРИСТА, но и стал сподвижником ПРОСВЕТИТЕЛЯ, И вместе они, огнём и мечом распространяли в народе и утверждали новую религию, чему страшно противились языческие жрецы. Но, им изначально суждено было проиграть. Что касается бедной страдалицы, её, конечно, не вернуть, но память о ней не должна угаснуть, и сохранить её должны мы, дети нового непростого времени.
В склепе под храмом, именуемом РИПСИМЕ по сей день покоится тело стойкой и мужественной девушки. Храм этот был возведён в шестьсот восемнадцатом году, в одно столетье вместе с храмом ГАЯНЕ (630г), а уже значительно позже, в тысяче шестисот девяносто четвёртом был возведён храм ШОХАКАТ. Все эти божественные великаны расположены всё в том же ЭЧМИАДЗИНЕ, как и более новый духовный центр «ХРАМ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ».
Так неужели всего этого недостаточно, чтобы народ, населяющий этот светлый лучезарный город, опомнился, отряхнул от себя всё ненужное, весь хлам и осознал, наконец, что только взаимной любовью и уважением, почитанием многовековых традиций и сохранением истории, возможно, возродить раскрошившуюся на крупицы одухотворённость?
Разумеется, ЭЧМИАДЗИН богат не только храмами и церквами, однако, всё с чем олицетворяется этот город, так или иначе связано с религией. К примеру, мемориальные памятники средневековой Армении ХАЧКАРЫ, символизирующие несокрушимость веры. Они возникли в ДЕВЯТОМ веке и заменили собой древние стелы ЧЕТВЁРТОГО-ШЕСТОГО веков и стоящие отдельно колонны с крестами. Размеры этих символов христианства колеблются от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, и что особенно примечательно, творения эти не повторяются ни по орнаменту, ни по художественному замыслу. Всего насчитывается более ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ ХАЧКАРОВ и каждый ХАЧКАР – отдельно взятая история.
Одним из самых известных ХАЧКАРОВ Эчмиадзина является памятник жертвам геноцида армян, созданный архитектором Исраеляном в тысяче девятьсот шестьдесят пятом году. На его лицевой стороне, в левом нижнем углу видна надпись: «Хачкар моления и обета. В память армян – мучеников, жертв злодеяний 1915 года. Сооружён в 1965 году». На полярной стороне этого базальтового ХАЧКАРА, в центре, горельефом выгравированы щит и меч. На щите, также горельефом выгравированы названия городов и местностей, где армяне оказали героическое сопротивление погромщикам.
А как величественен и красив памятник великому армянскому композитору, неповторимому музыковеду и самобытному собирателю народных мотивов Согомону Согомоняну, больше известному миру под именем КОМИТАС, сооружённый известным скульптором Ервандом Кочаром и вздымающийся в самом сердце города, недалеко от ворот Кафедрального собора. Кстати, Согомонян окончил именно Эчмиадзинскую духовную академию, по окончанию которой и получил имя КОМИТАС и сан ВАРДАПЕТА (Архимандрита), став ЧЁРНЫМ МОНАХОМ. Образ задумчивого, глубоко скорбящего гения превосходно и исключительно точно передан умелым скульптором. Созерцая, ставший родным любимый город, Комитас, вроде как умиляется, и в то же время изумляется и вздыхает от бессилия, что-либо изменить. Хотя, скорее всего, замысел ваятеля не столь абстрактен и заключался в том, чтобы передать образ композитора в минуту вдохновения.
Важной страницей в истории Эчмиадзина является то, что именно здесь в четыреста пятом году МЕСРОП МАШТОЦ создал армянскую письменность, актуальную и сегодня. Здесь же была основана первая в Армении типография и бумажная фабрика.
Да, с тем, что Эчмиадзин был и есть эпохальный как на государственном, так и на духовном уровне город, спорить не приходится, и основополагающее, что его всегда выделяло среди других – это чистота и божественный дух. Но это было раньше. Так может, вернёмся?
Свидетельство о публикации №215112600580
Конечно, религиозные деятели прошлого много сделали для культуры, в светском государстве могут использоваться их духовные завоевания, и историю полезно знать. Но это не повод слепо возвращаться в прошлое. Несмотря на то, что и у демократии есть свои проблемы, как пример несчастной Америки, так обманувшейся с Трампом, где на выборах помимо сильного влияния из других стран, еще и компьютерные технологии использовались, игры с большими данными, это я о британской компании, чья технология была куплена Трампом, но все же религиозное государство гораздо хуже.
Всегда найдутся люди, готовые помыкать вами, используя ваши идеалы и вашу благочестивость. Посмотрите на Россию, я уже не говорю о некоторых мусульманских государствах. В России именно церковь творит бесчинства, и от них не меньше вреда, чем от депутатского корпуса со всеми их помощниками и лизоблюдами.
Мир меняется, и не знаешь, в какую сторону он повернет. Я желаю вашей стране процветания и поменьше кризисов.
Ольга Вячеславовна 03.08.2017 07:09 Заявить о нарушении