Удочки

Наш сосед по лестничной клетке, во время войны, служил полицаем. После войны он отбыл в лагерях в общей сложности 25 лет и был выпущен на социалистическую свободу в уже достаточно пожилом возрасте.
Так гласила подъездная легенда.
  Еще подъездная легенда ведала о том, что он не получает пенсию, так как не за что и поэтому живут они на пенсию его жены, божьего  одуванчика - бабы Шуры, которая по тому же приданию, не давала ему денег на водку и дед промышлял рыбной ловлей,  плоды которой сбывал у ближайшего магазина, после чего напивался на всю выручку и колотил свою бабку на развлечение всему подъезду.
Правда ли  полицайское прошлое соседа или нет, теперь уже не столь важно. Сосед давно умер. Мы давно выросли. И в этой квартире, в классической хрущевской "двушке", давно уже живет его внучка со своим мужем и ворохом детей.
  А тогда, это было важной частью устройства нашего мира и мы, мальчишки подъезда и всего двора, частенько раздумывали о необходимости мести деду, то ли за бабу Шуру, то ли за службу у фашистов, сейчас уже и не помню, но идеи такого толка, бродили в наших головах постоянно.  Но как, что и каким образом сделать, единого мнения не было. Поджоги почтового ящика и входной двери, привязывание дверных ручек к перилам, намазывание клеем коврика и подкидывание дохлых котов, отвергались, так как могли затронуть бабу Шуру, а ее обижать не хотелось. Одуванчик, божья душа.
 Но идея пришла. Социалистическая. Самая настоящая, основанная на непреклонной логике  марксизма-ленинизма.
    В социалистическом обществе нет классов, монопольно владеющих средствам производства. В условиях социализма средства производства составляют общественную собственность и не могут принадлежать кому-то одному.  В общем мы  решили украсть у него удочки. Как средство производства.
 Удочки были бамбуковые. "трехколенные" , дорогие и "общественность" двора, непременно желала экспроприировать такую вожделенную собственность.
 Откуда  такие  идеи у 10 -12 летних пацанов, мне до сих пор не ясно. Возможно источником идей служило плохое воспитание.  А может  нас заставлял дерзновенно мыслить  дух окружающего социалистического строя, толкал поступать  по ленински, по пионерски , со всей классовой решимостью, гордо и смело!
  На волне вдохновения от захватывающей идеи, не без споров скажу я вам, был сформирован карательный отряд. Трем мальчишкам, выбранных путем жарких прений  и одной  маленькой драки,  и поручалось восстановить высшую, классовую справедливость.
  В состав отряда входили : обитатель квартиры этажом выше, для возможности планировать похищение удочек с балкона деда путем зацепа их крюком, я - как лицо, по мнению общественности, имеющий доверие у объекта и этим возможно потенциально полезен и еще один мальчик, победивший в прениях, а главное в той маленькой драке. 
  Но дело сразу не пошло. Хитрый дед, крепко привязывал все удочки к балконным перилам и фокус с крюком не проходил. Слежка за ним, во время его походов на рыбалку, тоже не дала результатов, а один раз подкрадываясь к вроде бы оставленным без присмотру удочкам, были застуканы на месте и ими же  жестоко избиты по спинам.
 Так, в революционной, подпольной борьбе, проходило лето. Результата все не было. Близка была уже осень, школа  и соответственно надо было спешить.
 И тогда, от победителя прений и маленькой драки, поступило радикальное предложение - уничтожить. Раз не получается экспроприация, то ликвидация средств производства, то же способ ведения революционной борьбы и как карательная мера вполне ничего себе.
 После небольшого совещания, решено было объект взорвать. Изготовить "взрывпакет" из спичечной серы , спичечного коробка, изоленты  и еще пары ингредиентов (которые не буду указывать по понятным причинам, но тогда это знал любой мальчишка моего возраста) и бросить его сверху на балкон полицаю, прямо на удочки….
  Первая попытка стыдно провалилась.
  Заряд оказался маленьким и только распугал во дворе птиц,  да  оставил небольшое черное пятно на чехле в котором хранились удилища.
 Подготовка второго заряда, велась более тщательно, с увеличением его мощности и добавлением металлических предметов для усиления поражающего эффекта.
 Когда все было готово, то на верхнем балконе собралось чуть ли не все мальчишеское сообщество двора. Всем хотелось приобщиться к великой карательной миссии, к акту воздаяния и справедливости. Напряжение возрастало.
 Но вот заряд был подожжен и брошен вниз… Но то ли от волнения, то ли по указу неведомого перста Судьбы, бросающий заряд промахнулся… И он полетел мимо балкона и упал прямо на капот стоявших внизу новеньких жигулей, третьей модели, принадлежавших родителям  самого идеолога радикального метода борьбы с частной собственностью.
  Обалдевшая от ситуации, а большей частью от мощнейшего взрыва (случился перебор с мощностью пакета  и поражающими элементами) ватага юных революционеров-мстителей, даже не пыталась бежать. Мы просто ошалело смотрели с балкона на последствия своих деяний, где и были застуканы многочисленными взрослыми, сбежавшимися на это начало третьей мировой.
 Три выбитых стекла в квартирах первого этажа, испуганная и контуженная собака дворничихи, которую не могли  поймать следующих три дня, резкое снижение доверия подвальных котов к внешнему миру,   не шли в ни какое сравнение с  разбитым лобовым и одним боковым стеклом новенького автомобиля и дыркой в капоте от поражающего элемента. Такой ущерб по тем временам, был не переживаем.
Но мы все пережили. Все по разному, кому повезло и  он только   "послушал морали" и отсидел несколько вечеров дома, кому - то повезло меньше и они потом с гордостью на пляже демонстрировали синие полосы на худых попах. Но пережили все.
Все, кроме деда. Дед вскоре умер. Говорят ему рассказали о наших мотивах, о том что мы его сильно не любили  и он перед смертью просил его простить. Еще говорят, что он  плакал и не хотел умирать. С других слов, после очередной пьянки,  у него просто не выдержало сердце.
  Но все это все те же "подъездные" легенды, мифы отдельно взятой социальной группы, под названием соседи. Слухи.
  На похоронах деда, мы стояли в сторонке, сбившись в стайку.
  Баба Шура рыдала в голос. Соседи перешёптывались. Было пасмурно и жутковато.  А я почему то хорошо запомнил те  смешанные чувства которые терзали меня. Жалость к человеку,  который был всеми нелюбим и  вынужден перед смертью просить прощения перемешивались с чувством стыда за сделанное, с ощущением вины за произошедшее, за эту смерть, за вой бабы Шуры, за неуместный шепот соседей, за всю эту ситуацию.
И я такой был не один,  тогда "накрыло" всех,  накрыло  ощущением какой-то излишней жестокости, причастности к этой смерти, к соучастию в чем-то злом, гадком, в том что не позволено нормальному человеку. Мы стояли, сгорбившись, старались не смотреть друг  на друга и  других людей. Кто то тихо заплакал. Остальные просто молчали. Нам было стыдно и страшно . Мы впервые в своей жизни  заглянули в эту пропасть под названием смерть и ошалело осознавали всю мелочность своих терзаний по сравнению с этой темной бездной.
   После похорон, баба Шура пыталась подарить удочки нашей ватаге, но ни кто их не взял, нам было стыдно и она их отдала рыжему мужику из соседнего подъезда. Однажды мы слышали, как он хвалился, что удочки "заговоренные" и что всегда возвращается с крупным уловом. Повезло ему.
 Баба Шура вскоре тоже умерла и квартира несколько лет стояла пустая. Поговаривали, что там бродит дух деда, скрипит полами  и ищет бабу Шуру. Мне как соседу, было не по себе от этих разговоров и я в  вечерней темноте подъезда старался не задерживаться у этой двери.
  После этой истории с удочками, ватага наша распалась. Не знаю точно почему это произошло , может нам просто стыдно было смотреть друг другу в глаза, а может и по какой-то другой причине. Но так случилось.
 С тех пор  уже прошло много лет, много событий было в жизни, многое я уже умею формулировать и объяснять, знаю определения и взаимосвязи. Но все равно меня иногда посещает  вот те детские смешанные чувства и хочется сказать:
 - Прости дед…. За подлость и за глупость, за мелочность и трусость… И спасибо тебе….За обретенное знание, спасибо. Знание о том, какими не были другими люди вокруг, какие бы они не совершали поступки в настоящем или прошлом , главное что делаешь ТЫ, какие поступки ТЫ совершаешь и к каким последствиям они ведут. Ты сам -  это главное.  Только ты.


Рецензии