Сок земли родной

Берёзовый сок

В минуты радости, а чаще всего горя и одиночества, человек возвращается в своё детство, в свой незабываемый островок малой родины. Для кого-то это степь с её разноцветными просторами, для кого-то горы с головокружительной высотой, а для кого-то шумящий  берёзовый край.

С великой благодарностью и нежной любовью я вспоминаю свою сибирскую деревеньку. В ней было всё прекрасно: зарницы в ночной тишине, белое колыхание черёмуховых колков и дурманящий запах трав. Но чаще всего возникает образ белоствольных берёз на фоне брызжущего зеленью леса.
Любовь к берёзке живёт во мне с раннего детства - это запах клейких листочков, золотой водопад осенью и серебристая царственность зимой.
Сколько таинственной силы таит она в себе!Как только первые весенние лучи падают на землю, её сердечко вздрагивает от ощущения счастья и она оживает. Через самую малую трещинку. она дарит миру животворящий напиток - кровь своего тела.

Люди издавна восхищаются щедростью берёзки и торопятся заготовить впрок сок, несущий в каждом глотке целительную силу.

Уже с детства ребятня знает простой и доступный способ добывания вкуснейшего напитка. Стоит надломить верхнюю часть согнутой ветки берёзы и опустить её в горлышко привязанной бутылки.
Покачивается ветка под лёгким дуновением ветерка, а прозрачные капельки наперегонки плюхаются вниз.
С замиранием сердца ждёшь, когда же она наполнится прозрачно-молочным соком.

И вот долгожданный первый глоток! Какая это вкуснотища!Пьёшь, а напиться не можешь. Пахнет он треснувшими почками, прелыми листьями и берёзовой корой. И кажется, что ты и берёза одно целое - единая частица родной земли.



Кучерявые коровы

Как-то по весне приехала в гости  тётя Маруся Свиркова с  маленьким сыном. Увидел  Вова,  как наш отец отправляется в лес с двумя вёдрами на коромысле, спрашивает удивлённо:
- Дядя Вася, а вы зачем с вёдрами в лес собрались?
- Коров доить,-  стараясь быть серьёзным,  отвечает тот.
- Так тётя Вера уже подоила!- восклицает Володя.
-  А у меня свои коровы в лесу,-  улыбается уголком губ отец.
Сидит  на крылечке Вова, ждёт дядю Васю из леса. Да и как не ждать? Любит малыш парное молоко, а тут целых два ведра должны принести.
Наконец вернулся отец, поставил полные вёдра на скамейку:
-  Ну, Вова, неси кружку, да зови всех  лесное молочко пить.
Отпил малыш несколько глотков, приподнял голову:
-   Вкусно!    Что это за  коровки, которые такое сладкое молочко дают?
- А ты их знаешь, посмотри сюда,-  показал отец на берёзку в палисаднике.- Тело у них белое,листики  зелёные, а  весной по их стволу сок движется, тот. который тебе очень понравился.
- Берёзовое молочко!- с восхищением прошептал маленький Володя  и снова приник  к кружке. 

Чудо-бочка

А какой вкусный квас  из берёзового сока готовили в нашей деревушке! У каждой хозяйки был свой рецепт.  Но нам  кажется, вкуснее нашего кваса, вичиковского, мы никогда и нигде больше не пили. Да иначе и быть не могло. Ведь в его приготовлении участвовала вся наша большая семья.

Не все знают, что вкус кваса зависит  от ёмкости, в которой он изготовляется и хранится. А  по этому случаю лучше деревянной бочки ничего на свете нет. И такую необыкновенную бочку  со знанием дела смастерил наш отец.
 Сначала он долго выбирал сосну, затем приготовил из неё дощечки, хорошо просушил их на русской печке, и только потом аккуратно обработал  фуганком. Несколько вечеров он терпеливо подгонял по размеру  боковину, днище, обручи. Мы  вертелись рядом, с готовностью ожидая любое поручение.

Всё шло по плану, и ничто не могло нарушить наши ожидания. Но однажды произошёл случай, о котором до сих  пор с улыбкой вспоминают в нашей семье.

Отец поехал в Абан по неотложным  делам. Родня   у нас там хлебосольная и,  конечно,  без хорошего застолья в этот раз  не обошлось.  Домой он вернулся весёлый, подробно рассказал о прошедшем дне, передал от всех поклоны и приветы. И как полагается человеку в хорошем настроении, затянул свою любимую песню:
«Ах, помирать нам рановато,
Есть у нас ещё дома дела...»

 - Тише, - попросила мама вполголоса, - дети легли спать.
Отец замолчал, только слышно было, как он покряхтывает, снимая сапоги.
И вдруг  раздался дрожащий голосок Гали:
- Папочка, пожалуйста,  не помирай… Ты же бочку ещё не сделал…

После длительной паузы отец виновато пробормотал:
 - Что ты, доченька, это же песня, - и уверенно добавил,- А бочка на днях  будет готова.
Вскоре мы дружной толпой стояли возле папиного творения.  Красавица горделиво блестела желтоватыми боками, а обручи, как ремни, стягивали непомерно выпуклую талию. Это была настоящая  чудо-бочка!
-  Ну, а теперь именинницу   в баньке  нужно попарить, - пошутил отец.

Деревянное чудо, ёмкостью около  двухсот литров, осторожно закатили  в баню. Мама с бабушкой аккуратно уложили на дно   берёзовые веники и   веточки смородины.  Словно прочитав наши мысли, бабушка пояснила:
 - А  бочку, внучки,  надо обязательно  с веточками выпарить, чтобы   дух лесной, целительный впитался.

Из котла, бурлящего и пыхтевшего, как паровоз, родители осторожно зачерпывали кипяток и медленно вливали в бочку. Из неё белыми облачками  валил пар, и баня постепенно наполнялась неповторимыми запахами  леса.

Испытание

До начала сбора сока бочку прикрыли крышкой и оставили под навесом. Детям был дан строгий наказ - не приближаться.
Алла, Галя и Коля лишь пожали плечами, у них и без бочки есть чем заняться!Например, недалеко от бочки висели качели. На них можно было качаться вдвоём, втроём, а если быть пошустрее, то можно и одному. Какое же это счастье взлетать под самые небеса, распевая во всё горло песни собственного сочинения!
Вот только ожидающим своей очереди не очень легко, ведь всегда кажется, что счастливчик качается не по-честному долго.

Здесь же можно было поиграть в "дом" или "больницу". Толстущая сосновая чурка с сучком на боку и покрытая куском цветастого ситца служила для детей столиком.
На нём были собраны самые драгоценные и необходимые вещи. В центре красовался флакончик из-под тройного одеколона с пучком зелёной травы-муравы. Рядом находилась баночка от "ихтиоловой" мази, наполненная "йодом", точнее, выжатым соком одуванчика. В половинке некогда красивого блюдца хранился "сахар". Для его получения требовались лишь два обломка кирпича: трёшь один о другой, и льётся тонким ручейком мелкий красненький песочек.

Особую ценность составляли зелёные и коричневые осколки от разбитых бутылок. Благодаря им можно было видеть мир разноцветным и очень долго смотреть на солнце.
Тут же на большом листе лопуха "спала" тряпичная кукла. Возле неё стоял пенициллиновый пузырёк с настоящим молоком. Частенько бывали случаи, когда "родители" нечаянно его выпивали и  приходилось бежать за новой порцией для "ребёнка".

В тот жаркий весенний денёк кому-то из детишек пришла сумасбродная идея исследовать чудо- бочку. Забраться  в неё было непросто. Сначала подкатили поближе чурку-стол, с неё перелезли на невысокую поленницу, и лишь потом по очереди спустились на дно бочки.
- Настоящий домик!- радостно воскликнула Алла.
- Надо было взять с собой куклу,- пожалела Галя.
Где-то там, в другом мире, кудахтали куры и тихонько повизгивали поросята, а в бочке, пахнущей лесом, было всё таинственно и необычно.

Между детьми и бочкой невидимыми нитями обозначилась связь. Озорники топали ногами, стучали ладошками по гладким доскам, мяукали по-кошачьи, выли по-волчьи, а бочка приглушённым эхом вторила их голосам.

Но вот все запасы энергии и фантазии исчерпаны. Ребята почувствовали, что в домике стало тесно, душно и даже немного жутковато. Конечно, вслух сознаваться в этом никто не собирался. Но как-то одновременно все заговорили о еде, о качелях и о забытой тряпичной кукле.

Но вскоре ребята исчерпали все запасы фантазии. Домик вдруг показался тесным, душным  и немного жутковатым. Конечно,   сознаваться в этом никто  не собирался. Но как-то одновременно все заговорили о еде, о качелях и о забытой тряпичной кукле.

Первые попытки выбраться из бочки закончились неудачно. Зацепиться за гладкие бока было невозможно, дотянуться и ухватиться за край бочки не хватало роста и сил. Что делать? Отчаяние и безысходность стали закрадываться в их детские сердца.
- Что же, теперь до вечера мы будем жить в этом домике?- обречённо вздохнула Галя.
- Вариант есть,- осенила догадка Аллу.- Придётся вам побыть в роли табуреток. Вы подставляете спины, я выбираюсь наверх и спасаю вас.
Коля скорчил недовольную рожицу.
- Не хотите, как хотите! Придётся здесь ночевать...
- Ладно, давай попробуем,- наконец согласилась Галя.

Через несколько минут старшая сестрёнка была на свободе. Немного отдышавшись, она заглянула в бочку:
- Ну, и как вам в домике живётся?
- Освобождай скорее, а то всё маме расскажем,- пригрозил Коля со слезами на глазах.
- А я что делаю? Вот думаю, кого первым вытаскивать.
- Давай нытика,- предложила Галя.

 Коля, в меру упитанный и довольно сообразительный мальчуган,без особого труда забрался сестре на спину, одной рукой зацепился за край бочки, другую протянул Алле и через мгновение сидел уже на поленнице.
- Вот молодчина,- похвалила она его,- а теперь давай думать как будем спасать Галю.

После долгих рассуждений и споров кому-то пришло оригинальное решение: часть дров из поленницы опустить в бочку. Сказано-сделано. Через четверть часа, уставшая, с занозами на руках и ногах, со следами слёз на пухлых щёчках, Галя покинула своё заточение.

А чудо-бочка, прошедшая испытание на вместительность и прочность, освященная  чистыми детскими  слезами,  осталась ждать своего звёздного часа.

Сбор сока

Сосульки  первыми узнают о приходе весны. С утра и до вечера слышится их весёлое и бесшабашное  "Дзинь-ля-ля! Весна пришла! Дзинь-ля-ля!". Этот перезвон  плывёт над деревней  и звенящим облаком  нависает над   дремлющим лесом. Ну, разве тут поспишь? Сосна поворачивает к солнышку свой янтарный бочок, ель подкрашивает ресницы изумрудной тушью, а берёза от смущения покрывается бледно-розовым румянцем.

     Капель задорно напоминает взрослым: приближается пора сбора сока. Облачившись в чистые фартуки, мама с бабушкой   приступают к  мытью бочки.  Они тщательно трут её мочалками  из  хрустящего лесного хвоща. Затем приносят  из бани несколько вёдер крутого кипятка и  хорошо её ополаскивают.  На умытую до желтизны бочку кладётся  такая же чистая, пахнущая  лесом,  крышка. Затем её опускают в погреб и устанавливают справа от лестницы. Чудо-бочка к приёму сока - готова.
   
Выбрав свободную минутку, отец брал топорик и уходил в лес "на разведку". Берёзу он выбирал невысокую, с крепкими, частыми сучьями. По его словам сладкий сок бывает только у них. Затем он делал насечки    на стволе и устанавливал лоток над ведром. 

Иногда родители разрешали нам идти вместе с ними в лес.  Затаив дыхание, мы наблюдали, как по набухшему  лотку медленно стекают капельки сока. Пышная розовая шапочка пены окружала место надреза, а вокруг сновали сладкоежки-муравьи.  Мы искали на дышащей паром земле засохшие трубочки дудника, приникали ими  к лотку и втягивали в себя тёплый, как парное молоко, берёзовый сок.

И вот наступал день сбора сока. Отец убирал лоток, доставал из брезентового мешочка сероватую смесь и осторожно  замазывал ранку. Он что-то тихо шептал  берёзке,  и как  мы не старались, щёлканье клейких листочков не давало нам подслушать разговор.


Вичиковский квас

Наступал самый важный этап - приготовление  вичиковского кваса.         Несколько дней сок должен  был закисать в бочке. Регулярно мама или бабушка спускались в погреб и пробовали его на степень готовности. Мы тоже тайком как-то попытались снять пробу, но сок был уже и не соком, и ещё не квасом. Всякий  раз нас охватывало сомнение: неужели из этой кислятины получится что-то путное?

В нужный день и час мама с бабушкой   начинали священнодействовать. На противень насыпали ячмень и ставили в протопленную русскую печь. Затем прожаренные,   тёмно-коричневые зёрнышки ссыпали  в чистую марлю и  опускали в бочку. Сверху укладывались   нежные веточки смородины с едва распустившимися листочками.

Вскоре берёзовый сок  приобретал красивый янтарно-коричневый цвет. Это означало что квас готов.Он получался резкий, в меру кислый, с запахом смородины, мёда и хлеба.

Бывало,   зайдёт  в жаркий летний денёк  бабушка  Мартиниха (Ульяна Веремьёва), сядет на крылечке,  отдышаться не может. Спешит к ней наша бабушка Мотя с кружкой   искрящегося кваса:
- Отведай, сватьюшка, холодненького кваску, сразу полегчает.
Пьёт гостья мелкими глоточками напиток, ещё и шутить успевает:
- Гляди-ка, будто на сто лет помолодела!

Заходила иногда  и тётя Маруся Абакановская, наша соседка:
 - Вера, выручай, любят мои мужики окрошку с твоим квасом.
-Пейте на здоровье, не жалко,- наполняя кринку до краёв, приговаривала  мама.

Мы тоже частенько  "ныряли" с алюминиевым чайником в погреб. Разольём искристый напиток по кружкам и стаканам,  добавим туда ложку сахара,  чуть соды и начинаем помешивать...  Брызги, пена, газ в нос бьёт!   Чем не газировка? Лучше! (Всё равно на неё в многодетных семьях и денег-то не хватало).  А с корочкой домашнего душистого хлеба  - блаженство  вдвойне.

      Часто во сне я вижу свою деревеньку, а утром ощущаю на губах вкус берёзового сока. Пахнет он треснувшими почками,   прелыми листьями и берёзовой корой. На душе становится тепло и спокойно.  Я знаю,  в моей крови течёт частица родной земли - берёзовый сок.
                2013г


Рецензии