Восстание 1830-1831 гг. и Могилевщина

29 ноября 1830 г. в Царстве Польском началось национально-освободительное восстание, вызванное комплексом социально-политических причин, связанных с политикой российского самодержавия на присоединенных после разделов Речи Посполитой землях.
Весной 1831 года повстанческая борьба развернулась в Литве, Западной и Южной Беларуси, хотя ее восточная часть оставалась, по большому счету, спокойной. Но ошибочно было бы полагать, что восстание почти не затронуло современную Могилевщину.

После начала польско-русской войны в конце 1830 года на белорусские земли тяжелым бременем легли ее тяготы – многочисленные реквизиции, рекрутские наборы, произвол со стороны военных. Тяжело приходилось крестьянству. Эти беды коснулись и жителей Могилевщины. Для подавления восстания в своем тылу – белорусско-литовских землях — российское военное командование бросило крупные силы.

С целью локализации опасных очагов и скорейшего подавления восстания в апреле 1831 г. была создана многотысячная резервная армия под командованием генерала П. А. Толстого с подчинением ему белорусско-литовских губерний. Первая линия квартирного расположения войск Русской резервной армии проходила через Полоцк, Сенно, Оршу, Могилев, Бобруйск, Быхов, до Новой Белицы. Штаб армии изначально располагался в Витебске.

На территории современной Могилевской области значительных волнений народа, а также боевых действий почти не происходило. Идеи воссоздания Речи Посполитой нашли слабую поддержку у нашего, по большей части православного населения. К тому же «неблагонадежные» граждане высылались в отдаленные губернии России либо на протяжении всего восстания удерживались под строгим полицейским надзором.

Тем не менее, идея возрождения независимого государства все же нашла свой отклик и у наших земляков – были и те, кто воевал с царской армией на польских и землях ВКЛ, среди них было немало офицеров польской регулярной армии. Биографические сведения об этих людях есть в книге О. Горбачевой «Удзельнiкi паўстання 1830-1831 гадоў на Беларусi».

Таким образом, можно сделать вывод, что количество повстанцев с Могилевщины – несколько десятков человек (общая численность восставших в белорусских землях — более 10 тыс.).

Отдельный вопрос — это Бобруйская крепость в восстании 1830-1831 гг. После начала ноябрьского восстания в Варшаве император Николай I приказал немедленно вооружить и привести в военное положение «фортецию» на Березине. Ее комендант генерал-майор К.Берг получил из С.-Петербурга секретные предписания и в точности выполнил их. На «верках» (валах) крепости в Бобруйске он подготовил 146 орудий, хоть и не самого большого калибра.

Таким образом, Бобруйская крепость стала грозным и неприступным бастионом русских войск и, кроме того, местом заключения для большого числа повстанцев.

Восстание 1830-1831 гг. хоть и косвенным образом, но весьма негативно сказалось на Быховском замке. После подавления восстания замок был конфискован у Сапег и перешел в российскую казну, придя вместе с тем в запустение. В конце XIX века здесь размещались казармы, а в ХХ веке замок пришел в состояние полной заброшенности.

Большими усилиями в августе 1831 г. восстание было подавлено по всей Беларуси и Литве. Вооруженная борьба 1831 года на территории исторической литвы продолжалась до осени, однако известия о взятии в начале сентября русскими войсками Варшавы и поражении восстания в Королевстве Польском заставили белорусских повстанцев окончательно сложить оружие.

После подавления восстания 1830-1831 гг. российское правительство значительно усилило русификаторскую политику на землях бывшего ВКЛ. Имения многих помещиков были конфискованы. На территории Могилевской губернии таких имений было всего одно, в отличие, например, от Гродненской губернии (70 конфискованных имений), где развернулась наиболее активная на территории Беларуси освободительная борьба.

Можно по-разному относиться к восстанию 1830-1831 гг. и к его участникам-повстанцам. Но, на мой взгляд, следует помнить, что восстание это национально-освободительное по своему характеру, ведь граждане Речи Посполитой, в том числе и белорусы, уроженцы Могилевщины, храбро с оружием в руках поднялись против большой несправедливости, обращенной против них, – унизительного захвата и раздела их Отечества.

История помогает нам не делать ошибок прошлого. На мой взгляд, далеко не всегда восстания, мятежи или митинги агрессивно настроенного народа являются эффективным средством борьбы, часто принося лишь непоправимый вред.  Об этом следует помнить, живя в современном мире.

Вячеслав Зайцев, специально для «Исторической правды»


Рецензии