Почему всё-таки большой ночной Париж?

   Почему всё-таки из всех стран Западной Европы игил выбрал для совершения теракта Францию.Большой ночной Париж? Пятую республику?
   Что является главной западноевропейской ценностью? Ответ на данный вопрос находится в мировой художественной литературе. И прежде всего в классической русской литературе. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Вот как отвечает на данный вопрос главный герой романа один из «старичков Кирсановых» - западник Павел Петрович Кирсанов.
 - …я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе,- а в аристократе эти чувства развиты,- нет никакого прочного основания общественному…bien public…общественному зданию. Личность, милостивый государь,- вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится…»
           Таким образом, И.С.Тургенев стал архитектором и идеологом главной западноевропейской ценности – идеи человеческой личности. И символом такой человеческой личности в Западной Европе стал Наполеон Бонапарт – идеология бонапартизма.
            А.С.Пушкин подчеркнул эту особенность главной западноевропейской ценности в целом для всей мировой цивилизации в романе «Евгений Онегин»:
            Двуногих тварей миллионы,
            Мы все глядим в Наполеоны.

        Веками  цивилизация Западной Европы строилась на этом мощном и капитальном фундаменте, пока в мировую литературу не пришёл граф Лев Николаевич Толстой. Он написал роман – эпопею «Война и мир», который посвятил одной цели, одной задаче, одной художественной идее, одной художественной правде - развенчать  западноевропейский культ личности Наполеона,ставший уже мифологией.
         Он противопоставил ему русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, который приехал на фронт не только бить французов, но и победить их в Великой Отечественной войне 1812 года. И сделал это Л.Н.Толстой только по одной исторической причине. М.И. Кутузов, в отличие от Наполеона, был очень близок, к так называемому, простому трудовому земледельческому народу, к «мысли народной».
         Именно «мысль народная» пронизывает весь роман «Война и мир» , всё творчество писателя и стала краеугольным камнем эстетики и этики пацифиста Л.Н.Толстого. Именно двумя этим словами «мысль народная» можно передать всё содержание романа «Война и мир».
           Шесть составных частей «мысли народной»:
1. «Мысль народная» пронизывает и философские выводы Толстого, и изображение конкретных исторических событий, исторических деятелей, и обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного облика и жизненного поведения;
2. Важнейший вывод, который вытекает из художественных картин и из теоретических рассуждений писателя,- вывод о решающей роли народных масс в истории;
3. Народ предстаёт перед нами со с страниц «Войны и мира» как носитель высших нравственных ценностей;
4. Самое дорогое для Толстого – любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели;
5. Критерий оценки человека в романе определяется степенью его близости к народу, определяется тем, в какой мере человеку свойственны лучшие национальные черты;
6. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.
Имя Л.Н.Толстого стало не просто нарицательным, а выражением христианского мировоззрения, христианской идеологии, пацифизма, которое известно в истории как толстовство. Оно нашло много последователей. Одно имя здесь хотелось бы назвать – Махатма Ганди. К сожалению, при Советской власти толстовству придали скрытые черты антисоветчины, антисоветизма. Во-первых, в силу своей глубокой религиозности. Во-вторых, под влиянием работ В.И.Ленина о творчестве Л.Н.Толстого и его личности как художника - творца.
           К главной западноевропейской ценности - исключительной человеческой личности и её наполеоновскому культу- обратился в своем творчестве и такой великий русский и мировой классик художественной литературы, как Фёдор Михайлович Достоевский. Правда, он не стал ограничивать себя жёсткими рамками конкретной реальной исторической личности в лице Наполеона, а пошёл дальше. Под пером писателя в романе «Преступление и наказание» родился главный литературный герой с говорящей фамилией Раскольников, который принуждён был тоже развенчать западноевропейский культ личности Наполеона, но уже на русско-российской революционной почве, на основе теории «почвенничества»,в духе "бесов" и бесовщины.
            Если Л.Н.Толстой поставил главную задачу - развенчать культ личности Наполеона, западноевропейскую идеологию бонапартизма, то Ф.М.Достоевский решил глубоко исследовать пределы свободы человеческой личности. Где начало этого выбора и где конец? А может быть, преступление и наказание в самом человеке? В свободе выбора человеческой личности? Если бога нет, тогда на белом свете всё позволено? Всё дозволено? Чего изволите – с? Если бога нет, то какая сила тогда управляет всем и всеми? И вместе с Толстым Достоевский не мог не задаться вопросом, а что такое жизнь и что такое смерть? Что такое я?..
             Не случайно Раскольников должен был ответить на главный вопрос жизни: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?..» Налицо конфликт права и обязанности, о последних почему-то все забывают, а правозащитники  больше заботятся только о правах человека. Но прав без обязанностей не бывает.
             К глубокому сожалению, при этом Достоевский чётко не разграничивает насилие на историческую революционную и объективную необходимость и на право «избранной субъективной личности» совершать обыкновенные  и заурядные уголовные преступления, но прикрываясь при этом построением какой-то якобы мифической теории, в основе которой лежит как бы  «нерасторжимое единство сердечной муки и возбуждённой, ищущей мысли». Таких преступных и разбойных случаев в истории набралось уже немало, например, благородный Робин Гуд или Дубровский,а также Юрий Деточкин из художественного фильма Э.Рязанова "Берегись автомобиля".  По такому поводу хорошо сказано: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».К исторической революционной идее этот индивидуалистический бунт, эта анархия, произвол и пиратство не имеют никакого отношения. Поэтому в романах «Братья Карамазовы», «Бесы» Достоевский не сказал ничего нового и больше того, что он уже сказал в социально-психологическом романе «Преступление и наказание».
            С лёгкой руки пролетарского писателя А.М.Горького имя Достоевского стало нарицательным, которое известно в истории под названием – достоевщина и связано прежде всего с самыми тёмными закоулками человеческой души и даже извращёнными сторонами психологической жизни человека, которые представляют больше интереса для психиатрической науки, чем для рядового читателя.
             Почему Родион Раскольников пошёл на преступление против старухи-процентщицы?На её убийство?На убиение?Стал её убивцем? Он сам ответил на этот жгучий жизненный вопрос так: «Я хотел Наполеоном сделаться…»
             По словам А.В.Луначарского, Достоевский идёт на преступление вместе со своим героем и кается вместе с ним. Зачем такая мучительная нечеловеческая жертва со стороны писателя? Автора? Для того, чтобы поставить вопрос шире, тем самым вынести его за рамки искусства: «Зачем человек вообще идёт на преступление?», и дать на него убедительный и окончательный исчерпывающий ответ: «Чтобы сделаться Наполеоном…»

                Двуногих тварей миллионы,
                Мы все глядим в Наполеоны…

           Чёрная Тень Наполеона,как тень отца Гамлета, витает над Западной Европой.
           Зловещий призрак-дух бродит по Западной Европе...призрак еврокоммунизма.
             
 
 


Рецензии