4. Природа таланта

Инцидент привнес в гостиную нотку неловкости.

- Зачем кипятиться? Давайте порассуждаем, - предложила сестра.
-Фу, как безграмотно: «порассуждаем», - отозвалась другая сестра.
- Я лишь процитировала выражение нашего бывшего лидера, - с улыбкой пояснила первая.

- Цитируй грамотные выражения, а не исковерканную русскую речь. У того лидера были проблемы с грамматикой. Изобретенная им языковая форма «порассуждаем» пошла в народ как насмешка над ним, как шутка. Но некоторые об этом не знают и употребляют это слово как правильное.

- Но мы-то с тобой шутку знаем …
- А кто-то не знает. Потому не надо сознательно засорять язык безграмотными ляпами, пусть и шутливыми. Глагол «рассуждать» в русском языке может быть только несовершенного вида. Нельзя сказать (что сделаем?) «порассуждаем». Правильно говорить (что делать?) «рассуждать», в значении «последовательно излагать свои суждения о чем-нибудь, обсуждать что-нибудь, вести беседу».

А в повелительном наклонении правильно сказать «давайте рассуждать». Или, используя глагол совершенного вида (что сделать?) «рассудить» в значении «разобрав обстоятельства, вынести решение по поводу чего-нибудь» в повелительном наклонении правильно сказать  «давайте рассудим».

- Дамы! – воскликнула нетерпеливая сестра. – Не уходите от темы. Мы смотрим фильм «Людмила Гурченко», говорим о природе таланта. Так (что сделаем?) «рассудим»  или (что будет делать?) «будем рассуждать?»

- Пусть рассудят люди. Мы только рассуждаем, - вступила в дебаты третья сестра, -  о природе таланта, как ты сказала.

Вот, кстати, моя мысль о «природе». Тебе талант представляется в виде младенца, требующего пищи, а мне – в виде растения-лианы. Чтобы лиана могла расти, ей нужна опора. Без опоры растение гибнет. Так и талантливые люди без опоры гибнут, чаще, спиваются.

- Лиана – растение-паразит. По твоему получается, что человек и его талант – это две разные сущности, и талант живет за счет человека, питается человеком?

- Ах, как глубоко ты копнула! Вьюнок тоже разновидность вьющегося растения, которому необходима опора. Не думаю, что он паразит. Я хочу сделать акцент на слове «опора». В отношении человека под опорой я имею в виду материальный достаток. Вот Люся приехала в Москву, хотела покорить всю страну. А поди-ка покори хотя бы Москву, когда денег нет, прописки нет, связей нет, друзей нет, а каждый день хочется кушать, хочется красиво одеться, красиво подстричься, куда-то пойти (а за что билеты купить?).
А иначе, как обратить на себя внимание? как выйти в люди? Поэтому она не перебирала. Она всегда использовала первый представившийся шанс как ступеньку для последующего роста. И к Ордынскому на первом курсе пошла, потому что он предложил ей реальную материальную опору. У Люси не было другого выбора. Поступи она тогда иначе – не было бы артистки Гурченко.

- Надеюсь, мы не станем копаться в чужом белье? – спросила сестра.

- Конечно, нет. Мы используем данные нам самой актрисой факты для рассуждений общего порядка. О таланте, об искусстве.

- А вот мне талант представляется как неотъемлемое КАЧЕСТВО самого человека. В этом смысле талант как раз и есть у каждого.
 
Приведу пример. Где-то в классе пятом, пожалуй, весной во время субботника мы вскапывали газоны на улице перед школой.  Мне дали грабли. Я первый раз в жизни держала грабли в руках. Ребята резво копали землю, и ушли далеко вперед. А я волочилась за ними с граблями, в поту  разбивая твердые комья земли. «Ох, нелегкая  это работа - из болота тащить бегемота!».
Вдруг один прохожий сказал: «Давай я тебе помогу!». Он взял у меня грабли  и быстро, легко и красиво сделал мою работу, словно песню спел задушевную. Тогда я и поняла, что искусство - это не только то, что на сцене. Искусство есть и в быту, когда человек умело, с любовью делает свою работу. Талант – это умение работать с любовью, умение жить с любовью.

- Согласна, талант – это умение жить со вкусом, - поддержала ее сестра.

- Талант – это умение жить с любовью, - поправила ее другая сестра.

- Талант – это умение любить жизнь, девочки! – подвела итог третья сестра.

продолжение следует


Рецензии
Мне понравились ваши рассуждения о стилистике. Сами по себе эти размышления уже вызывают уважение. Все-таки интересно, почему они такие прилипчивые, эти новейшие
полуграмотные словообразования? "Лучше в разы", "контрпродуктивно", "озвучить текст"...

Владимир Байков   14.08.2017 08:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за визит. Что-то это прои получилось у меня занудное, не справилась я с материалом. Но Вы нашли в нем что-то интересное, и это вызывает благодарность к вам.

Попробую ответить на Ваш вопрос о полуграмотности в речи. Думаю, к ней прибегают тогда, когда говорящий хочет показать себя "своим в доску" и завоевать доверие аудитории. Аудитория в массе, видимо, не очень грамотная.

Что ж, думаю, в этом приеме нет ничего плохого. Помните, ВВ в начале своего правления говорил правильно: "обеспЕчение", а потом стал говорить, "как все" - "обеспечЕние"? "ПозвонИт" и "позвОнит" сохраняют паритет. А вот "углУбить" пошло в народ. Почему так происходит?

Культура - это продукт труда образованной части народа. Сейчас либо образованных меньше, либо народ сам создает свою культуру, т.к. прежняя культура уже не соответствует его интересам. Есть о чем задуматься.

Сестры Ивенс   15.08.2017 19:25   Заявить о нарушении
Ирина, есть еще более интересная тема для дискуссии: "Что такое язык?" Литературный, имеется в виду.
Помните у Булгакова?

– Язык! – вскрикивал литератор (тот, который оказался сволочью). – Язык, главное! Язык никуда не годится.
Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он ее выпил, закусил куском колбасы.
– Метафора! – кричал закусивший.
– Да, – вежливо подтвердил молодой литератор, – бедноват язык.

М.А.Булгаков
Театральный роман
====================

Владимир Байков   16.08.2017 00:05   Заявить о нарушении
Ну, Владимир, "язык"! Нам с вами еще классики марксизма-сталинизма сделали пожизненную прививку что есть литературный язык. Чего уж тут дискутировать! Но мысль у меня одна есть: литературный язык предполагает некоторую НОРМУ, а писателем становится лишь тот, кто приходит в литературу со СВОИМ языком. Второй Пушкин никому не интересен!
Но каков первый! Не устаю восхищаться, как он ПРЕДВОСХИТИЛ все нормы русского языка, которых русские еще сами тогда не знали: "Буря мглою землю кроет, вихри снежные крутя..." и все прочее, до последнего слова. Двести лет прошло, и триста лет пройдет, а лучше никто не скажет. Люблю тебя, Отца творенье!

Сестры Ивенс   16.08.2017 16:06   Заявить о нарушении
Буря мглою небо кроет.
Но я речь-то веду вовсе не о нормах языка. А о его образности, ритме, музыкальности. Вот Чехов говорил, что он иногда по несколько дней подыскивал подходящую метафору...
А вот это каково:
"Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось."

Владимир Байков   16.08.2017 16:15   Заявить о нарушении
Владимир, мы с вами говорим о нормах "литературного языка". В его нормы входят и метафоричность, ритмичность, музыкальность, и стилистика, семантика, культура речи и, я бы добавила, ...харизма автора, его личное обаяние, особый флер.

Булгаков - один из бриллиантов в советской лит-ре, наследник Гоголя. Помните: "Чуден Днепр при тихой погоде..."

Сестры Ивенс   17.08.2017 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.