В страшное время мы живем

Есть места и памятники, которые служат некими опорными точками для государственности, т.е. оправдания существования нации именно в занимаемых ею пределах. Таковы Версаль или Мулен-Руж для Франции, замки Людвига II для Германии, или Пражский Град для Чехии. Исчезни любой из них, и исчезнет сама страна, для которой они были больше чем символы, - они для нее были обручами, магнитными полюсами, моральными скрепами.

В России такие географические объекты тоже есть, и одним из них являлась «Деревянная церковь» в Иванове, полностью именовавшаяся Храм Успения Пресвятой Богородицы. Один из немногих еще оставшихся православных храмов, сделанных без единого гвоздя. Церковь простояла около 400 лет, пережила все войны и даже сумасшествие бунтов и революций, царей, атаманов и вождей, Бориса Годунова пережила - а вот криминальной революции с ее «вечно-бесконечным лидером» пережить не смогла.

«В Иванове на улице Фрунзе сгорела деревянная старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы постройки ХVI века. Памятник полностью уничтожен, сообщает региональное УМВД.

По данным областного ГУ МЧС, сообщение о возгорании древнего храма поступило в 17.15 18 ноября [2015 г. ВС]. Первые пожарно-спасательные подразделения прибыли на место через 3 минуты, однако к этому моменту в здании уже горела вся кровля на площади 300 квадратных метров: помощь на место ЧП вызвали слишком поздно. Часть пожарных приступила к тушению огня, а их коллеги, надев спецкостюмы и дыхательные аппараты, начали выносить из горящей церкви иконы и ценную церковную утварь, передавая их под охрану полиции. В последний момент перед обрушением удалось вынести фрагменты церковных книг. Полностью потушить пожар удалось лишь через пять часов. Тушение осложнялось неблагоприятными погодными условиями и сильным ветром. В борьбе с огнем принимали участие почти 100 человек. Жертв избежать удалось.

- В настоящее время полицейские охраняют спасенное имущество. Здание церкви уничтожено огнем полностью.  На месте происшествия работает следственно-оперативная группа, выясняются причины возникшего пожара, - сообщили в полиции.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы строилась на рубеже XVI-XVIII веков. Первое письменное упоминание о ней относится к 1851 году. Первоначально она называлась Троицкой, принадлежала Покровскому монастырю и стояла в районе нынешней площади Пушкина. В 1815 году ее перенесли на Успенское кладбище, в 1817 году храм был освящен в честь Успения Божьей Матери. Постепенно деревянная церковь обветшала. В 1849 году был сломан придел Варвары великомученицы, а с 1883 года службы прекратились. Однако в 1904 году церковь перенесли с Успенского кладбища на новое Посадское, реконструировали и пристроили к ней колокольню. В январе 1906 года храм вновь был открыт. В 1946 году его передали старообрядцам, которые освятили ее в честь иконы Казанской Божьей Матери. В начале 1990-х годов церковь перешла Ивановско-Кинешемской епархии, но в 2007 году вновь возвращена старообрядцам. Внутри церкви сохранилась большая коллекция древних икон, некоторые из них старше, чем сама церковь». http://www.rg.ru/2015/11/19/reg-cfo/hram-anons.html

«В Иванове немало уникальных сооружений, но, пожалуй, наибольшее восхищение гостей города вызывает деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Храм был основан на рубеже 17—18 веков на Покровской горе, он входил в комплекс построек монастыря, из которых уцелел лишь этот памятник архитектуры.

Первоначально Успенскую церковь, построенную по клетскому типу, назвали Троицкой. Однако в 1815 году храм перенесли на Успенское кладбище, где освятили его под новым именем.

Службы в обветшалом здании прекратились лишь в 1883, до этого — в 1849 году — церковь уменьшилась в размерах, был убран прогнивший предел Варвары Великомученицы. На заре 20 столетия деревянное строение снова перенесли, отреставрировав, на улицу Фрунзе в Иванове.

Похожий на избу храм Успения Пресвятой Богородицы покрыт особой черепицей — лемехом, — а колокольня к нему была пристроена лишь в 1905 году. После Великой Отечественной войны выстоявшую церковь передали старообрядческой общине. В 1990-е она стала единоверческой. Необычный бревенчатый храм действует до сих пор, причем можно полюбоваться не только на саму постройку, но и на коллекцию старинных икон». http://tonkosti.ru

А вот более детальные сведения, к тому же, проливающие свет на одну из версий произошедшего.
«Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иваново была построена в конце ХVI — начале ХVII веков. Первоначально деревянная Троицкая церковь с приделом великомученицы Варвары находилась на Покровской горе, и только в 1815 году была перевезена на Успенское кладбище, где и освящена в честь Успения Божьей Матери. В 1883 году в церкви за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904 году церковь перенесена со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе) и отреставрирована по инициативе Д.Г. Бурылина, основателя городского музея.

В середине 1920-х храм находился в юрисдикции Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви (ныне известной как обновленческая церковь). С усилением гонений на религию храм был закрыт, и в 1935 году в  здании разместился антирелигиозный музей.

После Великой Отечественной войны, когда гонения на религию ослабли, по просьбам верующих в 1946 году древнюю церковь передали общине старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси, после чего её освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство храма создавалось заново, иконостас привезли из Шуи, из закрытой старообрядческой церкви. Много старинных икон пожертвовали прихожане.

В 1991 году по причинам личного характера часть общины РПсЦ во главе с уставщиком Лаврентием Селиным перешла под омофор Московской Патриархии. Законодательство того времени имело определенные недостатки, что позволяло общинам вместе с храмами дрейфовать из одной конфессии в другую. Также храмы иногда передавались зарубежным религиозным объединениям или вовсе продавались в частные руки. Подобная участь постигла и ивановский старообрядческий храм. Церковь стала старообрядным храмом в лоне РПЦ МП, то есть единоверческой. Настоятелем стал Лаврентий Селин, рукоположенный во иерея епископом РПЦ МП Амвросием (Щуровым) Иваново-Вознесенским и Кинешемским.

Эта история на протяжении долгого времени оставалась камнем преткновения в имущественных отношениях РПсЦ и РПЦ, поскольку в Иванове продолжала существовать община РПсЦ, но уже без храма.

Вопрос неоднократно поднимался на встречах представителей двух конфессий. Так, он обсуждался во время встречи митрополита Андриана (Четвергова) с председателем ОВЦС РПЦ митрополитом Кириллом (Гундяевым) в 2005 году. Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов) в апреле 2006 года встретился с архиепископом РПЦ МП Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием (Щуровым), с которым были обсуждены юридические основы передачи храма в ведение РПсЦ. Владыка Амвросий согласился, что храм следует вернуть старообрядцам. После этого состоялась беседа с губернатором Ивановской области М. Менем, который пообещал оказать хозяйственную поддержку в восстановлении и поновлении храма.

Также в Иванове в начале мая 2006 года побывал секретарь Старообрядной комиссии РПЦ МП, сотрудник ОВЦС диакон И.И. Миролюбов (ныне протоиерей Иоанн Миролюбов) с целью ускорить вопрос передачи храма РПсЦ. Однако по результатам его поездки Московская митрополия получила уведомление, что передача храма откладывается. Причиной названо желание нескольких ивановских единоверцев, т.е. прихожан РПЦ МП, исправляющих службу по старому обряду, продолжать молиться в храме
.
В августе 2007 г. митрополит Корнилий встретился уже с новым, пришедшим на смену вл. Амвросия епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом (РПЦ МП). На предложение владыки Корнилия о возвращении старообрядческих храмов, епископ Иосиф высказался о невозможности передачи и предложил оказать содействие в строительстве для старообрядцев нового храма в центральной части города.
Однако дальше слов дело так и не двинулось.

Успенская церковь — одна из достопримечательностей города Иваново и всей Ивановской области, незаурядный памятник древнерусского деревянного зодчества. Но до сих пор она остается малоизвестным и почти совсем не изученным памятником, о котором в научной литературе сказано буквально лишь несколько слов.

Второй старообрядческий храм в Иванове, каменный, был занят РПЦ МП еще в начале 1990-х гг. Теперь там помещается епархиальная соборная церковь РПЦ МП». http://ruvera.ru/news/sgorela_cerkov_ivanovo

Оказывается, вернули «старообрядцам», да не тем. Увы, и Церковь в стране победившего криминала чистоту одежд утрачивает, и в ее повадках тоже появляется «пацанский» оттенок. Нельзя жить в тюремном бараке, и оставаться белоснежно чистым.

Кроме РПЦ МП во главе с уже единожды упомянутым г-ном Гундяевым, интерес к храму, вернее, к бойкому месту, на котором он стоял, испытывал и класс-гегемон нынешней типа «России» - урки, сиречь, г-да бандиты. Они давно уж мечтали построить на этом месте очередной «Торговый центр», которые в стране при «демократии» плодятся как грибы. Что сделаешь, когда заработать деньги трудом нельзя, а воровством и спекуляцией сколько угодно, - это самое выгодное вложение капитала.

А капитал коварен, ему дорогу не переходи, как учил всех нас тов. Сталин, «Капиталисты - не пустые болтуны. Они люди дела. Они знают, что коренной вопрос революции и контрреволюции - это вопрос о власти». А власть нынче у них. Понравился участочек, - значит, непременно сожгут, хоть Лувр на этом месте стой.

Не удержусь процитировать еще из «великого вождя всех времен и народов»: «...Несомненно, что российская крупная  буржуазия  уже  организовалась в отдельный класс, она имеет свои местные, областные и центральную организации». Мне тут посчастливилось полежать в больничке, так меня, кабинетного затворника, там более политграмотные инсультисты просветили, оказывается, криминал не просто содержит всю официальную власть, но и имеет свою неофициальную, подлинную. Во главе каждого региона «встающей с колен» стоит… нет, не тот, на кого вы подумали, а «смотрящий» или «крэл» (возможно, под впечатлением от Понга Крелла, который был генералом-джедаем во время Войн клонов. Он был искусным воином и обладал молниеносной реакцией)!

Не берусь предугадать, что накопает дознаватель, бывает, и незаряженное ружьё стреляет, но мне кажется, эту версию, а так же и предыдущую, он будет тщательно обходить, как в новых ботинках обходят лужи.

Почти наверняка, если дознаватель не в последней стадии лучевой болезни, в конкурсе преступников победит электропроводка. Ох уж она, милая, а так же стрелочники и джихадисты Аль-Каиды, всегда так выручали наши следственные органы! Кому же захочется менять уютный кабинет на деревянный бушлат «по клетскому типу»?

Эх, Расея-Расея, ни конца, ни спасенья… Вот назовут виновника в лице проводно-кабельного изделия, и все поверят. Чего же не поверить, когда и кабель у нас тоже делают с такой ненавистью к труду, что любые злые стрелочники из Аль-Каиды перед нею ничтожны, как статья Конституции РФ со словечком «подряд».

А меня вот в церкви этой крестили, как раз в том не менее страшном, но, как оказалось, еще страшнее бывают, 1946 году, когда ее, церковь эту древнюю, не только перенесли на ее нынешнее, теперь уже прошлое, место, но и передали общине старообрядческой Архиепископии (а наша семья старообрядческая).

Крестить меня, пятилетнего, водила бабушка, родителям было нельзя, они оба были члены партии это для них был бы верный лагерь, так они сделали вид, что ничего не знают. А у меня в памяти отложились все детали обряда, как купали меня в купели и голову святой водой мочили, как батюшка молитву читал. Руки нежные были у батюшки, и доброе лицо… Пока бабушка жива была, она часто брала меня с собой на богослужения. Аура у старинного храма была волшебная, что мне, маленькому, было яснее ясного без всяких богословских книг.

Кстати, есть и третья версия, «коррупционная», - церковь-то только что отреставрировали, кучу денег потратили, самый раз концы в воду, пардон, в огонь, упрятать. Нет, куда ни кинь, проводка, подлая, виновата! Хотя… может, и как пел Высоцкий, «совсем простая штука»: чистое в помойке не выживает. Ему там неуютно.

Валентин Спицин.


Рецензии
Чего то припозднились сжечь этот храм.

Староверов активно жгли в Петровские времена.Сначала конечно жгли славян - язычников. Было принято политическре решение- Русь крестили, несогласных сожгли, но с любовью, многим глотки перерезали, но с любовью. В общем утопили Русь в крови и сделали её святой. Кстати тогда она ещё и православной не была, просто христианской. Ну потом было принято ещё одно политическое решение, потом ещё одно.

У меня у тети в доме висела репродукция картины Боярыня Морозова. Я поинтересовалась, что за тётка ипочему два пальца кажет....Вобщем как могли пятилетнему ребёнку объяснили. Это я уже позже читала про преследования "Веры отцов" и как людей НЕПРАВИЛЬНОЙ веры, истиные православные потомки русечей - язычников запирали в скитах и сжигали. Какая разница кто сжёг?

Кому надо тот и сжёг.

И пусть уж лучше победит версия проводки, чтобы не пополнять длинный список преступления власти и прислуживающей ей церкви. Заметьте именно Власть на Руси учредила церковь. Это потом большевики отделив церковь от государства, (значит было чего отделять) создали отдел политической пропаганды. Методы работы правда не изменились. Кто поднял церковь в России из небытия - ВЛАСТЬ (Криминально - фашисткая как вы её называете). За кого церковники будут молится - ЗА ВЛАСТЬ, которая их кормит.

Ни что не вечно под луной , окромя психологии человека и то только потому, что это Божье творение. И не нам тягаться с ним в мастерстве изобретать то, над чем не властно время.

Алекс Харр   27.11.2015 16:31     Заявить о нарушении
Спасибо. У меня ощущение, что мы что-то в христианстве не разглядели, поторопились, и превратили всё в аутодафе. И храм этот несчастный мне жалко. Каждый день, проезжал туда и обратно мимо, творил молитву: "Святой храм, где меня крестили, вознеси молитву Господу за здравие и благополучие...", а нет бы зайти. А теперь уж и не зайдешь... Неправильно мы живем, скажу я Вам!

Валентин Спицин   27.11.2015 17:35   Заявить о нарушении