Здравствуй, Галя...

Лесная полянка

И вот я дома, в Сибири….  Спешу по едва заметной тропинке к своей полянке. В висках серебряными колокольчиками стучится радость предстоящей встречи и необъяснимая тревога. Останавливаюсь на опушке: ожидание встречи чувствуется в нежном дуновении ветерка, в радостном шелесте листвы и шорохе трав. Даже в движении воздуха я слышу:
-Здравствуй, Галя…

Низко наклоняюсь над подснежником, так в детстве я называла сон-траву. Он уже  отцвёл и вместо лепестков на стебельке качается пушистый шарик.  Нежно глажу кончиками пальцев его кудрявую головку:
-  Я тебя часто вижу во сне, ты меня помнишь?
Цветок приветливо кивает головкой и замирает, влюблено глядя на меня.

А вот и моя сосенка.   Прислоняюсь к её стволу и растворяюсь в сосновом аромате.
-Какая ты выросла большая!  А деток, сколько деток возле тебя!

Я осторожно беру янтарную капельку смолы и кладу её на ладонь. Под лучами  солнышка она заулыбалась   разноцветными  искорками.  Я прикасаюсь губами к ней, частице моего детства, и на ладонь соскальзывает   капелька-слезинка. На какое-то мгновение они сливаются в единое целое, и я слышу радостное биение наших сердец.   Я замираю, а веточки сосны тихо и задумчиво гладят моё лицо.

Ищу глазами свою подружку - белоствольную берёзку. Но взгляд упирается в молодую поросль возле пенька.
- Не дождалась, - печально качаю я головой.

Я знаю, я помню, здесь, под берёзкой, среди незабудок и лопушков, растёт земляничка. Ловлю себя на мысли, что пора сбора ягод отошла, что засуха нещадно выжгла всё вокруг, но неведомая сила тянет меня вперёд, к моему заветному месту.

 Стайка маленьких берёзок приветливо машет мне ручонками, призывно шелестит зелёными платьицами, о чём-то просит меня чёрными глазками. Я оглядываюсь.   Быстрее мысли   из груди вырывается крик удивления и восторга. Возле берёзок, из-под восковых листиков, на меня смущенно смотрят красные щёчки земляники!
- Милые, родненькие мои! Вы ждали меня! Вы так долго ждали меня!

Я вдыхаю до боли знакомый запах моей лесной полянки - неповторимый запах моего счастливого детства….
          Перед глазами возникают родные и любимые лица, и я, обняв берёзку, погружаюсь в тёплый поток воспоминаний....

                Бабушка Матрёна

Мы росли в большой и дружной семье. Мама с папой   были заняты работой в совхозе, а с нами была бабушка -  Матрёна Савастеевна Железнякова, в девичестве – Новикова. Сколько я помню себя, бабушка никогда не произносила громких пышных фраз о своих чувствах. Но в каждом её поступке сквозила мудрость и любовь ко всему живому.

Вот я забегаю в дом с букетом цветущей черёмухи. У нас в гостях дядя Коля Новиков, букет как раз кстати. Белое облачко цветов осветило и наполнило всё вокруг запахом весны. Я стою и жду похвалы от родных. Тишина.  Поворачиваюсь к бабушке и вижу её строгий взгляд:
-Зря красоту обломала.   Сколько ягод не выспеет…

А вот бабушка пришла из леса. В руках у неё веточки материнки, так она называет душицу.  С улыбкой на лице она подходит к столу. Мы бросаемся ей навстречу и завороженно смотрим на её фартук, настоящую кладовую сокровищ.  Бабушка осторожно высыпает на стол ягоды клубники, костяники, смородины…


А вот мы идём с ней по лесной тропинке.  Время от времени у неё в руках появляются душистые сладкие ягоды. Я удивляюсь, где же она их берёт?
 - Под ноги, внучка, смотри, земляника под листиками прячется, -  говорит бабушка

И в самом деле, из травы мне весело подмигивают красные ягодки-фонарики.
 Чудеса!

                Сказочные павы

Иногда бабушка открывает свой таинственный сундук. Чего только там нет интересного!

В левом углу сундука   лежит аккуратная стопочка рушников.   В холодные зимние дни бабушка    вышивает на них крестиком узоры.  Смотришь на рушники и оказываешься в волшебной стране: по полотну важно хаживают прекрасные птицы - павы. Бабушка ласково называет их «птушки». Они гордо несут на голове царские короны и о чём-то мирно беседуют.

- Где живут эти сказочные птицы? - спрашиваем мы у бабушки.
- В свете, - коротко отвечает она.

В свободные от работы минуты мама берёт в руки крючок. Из-под пальцев белым ручейком появляется нежное кружево снежинок.  Этим кружевом мама с бабушкой украшают концы рушников. У рушников своё предназначение: они неотъемлемая часть красного угла с иконами.

Накануне Пасхи мы терпеливо натираем образа репчатым луком, украшаем их бумажными цветами. Работа трудная, но очень почётная.

В Пречистый четверг, начищенные до блеска иконы покрываются новыми рушниками. В избе сразу становится светло и уютно.  Лики святых приветливо нам улыбаются и излучают тепло и любовь. Сказочные павы в бликах свечей весело кружатся в танце. С ощущением счастья мы любуемся ими и ждём праздник.

Может, рушники и есть та волшебная страна, где живут сказочные павы?

                Митя

В бабушкином сундуке хранится не виданной красоты овальная баночка от конфет. На жёлтом фоне изображены замки, леса и принцессы с принцами. Эту баночку-шкатулку привёз ей в подарок из далёкой Германии племянник Андрей Новиков, сын погибшего в войну брата Якова.

Бабушка хранит в ней дорогие её сердцу вещи: фотографии и письма с фронта от сына Мити. Иногда она достаёт их и подолгу рассматривает. В эти минуты мы стараемся не шуметь, мы чувствуем - бабушке нужна тишина.

В сорок третьем пришла весточка о том, что сын пропал без вести, под Сталинградом.  Но бабушка каждый день ждёт его возвращения. Не верит она, что Митя погиб, да и цыганка наворожила, что вернётся он живым и здоровым.  Мы тоже ждём девятнадцатилетнего Митю с войны. Во время просмотра хроники военных лет мы всматриваемся в лица солдат: вдруг увидим Митю?

Однажды к нам в гости  заехал бывший односельчанин Василий Жукович. Во время разговоров о повседневной жизни, он как-то странно посматривал на бабушку и, наконец, сказал:
- Савастеевна, ты не волнуйся, тут такое дело….   Гостил я недавно у сына в Ростовской области.  Остановились мы по дороге к вокзалу у памятника погибшему солдату...

Он замолчал, потом глядя в побледневшее бабушкино лицо добавил:
 - На памятнике гравировка «Железняков Дмитрий, погиб в 1943 году».

Бабушка сидела неподвижно, только губы шептали то ли молитву, то ли имя единственного сына….

Мама взяла адрес, и в этот же день было отправлено письмо в пионерскую организацию указанного района.

В доме воцарилась тревожная тишина. Бабушка вечерами подолгу стояла на коленях перед иконами. Все с нетерпением высматривали в окно почтальонку тётю Лену Волкову.  Если она не заходила, мама шла на почту.   Валентина Николаевна Веремьёва, начальник почтового отделения, отводила взгляд в сторону и успокаивала:
- Расстояние дальнее, письма идут долго.

Через месяц пришёл ответ.  В письме сообщалось, что в окрестностях данного района памятника солдату Железнякову Дмитрию нет.

Может, Василий Жукович перепутал название района? А может невнимательно прочитал фамилию и имя на памятнике? Кто знает….

А бабушка продолжала ждать своего единственного сына Митю ещё долгие годы….

Весной 2013 года мы нашли сведения  в Общем Банке Данных «Мемориал»: Железняков Дмитрий Фёдорович погиб 18 марта в 1943 году, захоронен в братской могиле в городе Рудни Смоленской области….

                Анфиса

В бабушкиной шкатулке хранится  небольшая пожелтевшая фотография. Со снимка на нас внимательно смотрят  бабушка и  молодая красивая девушка.

 -Кто это рядом с тобой? - интересуемся мы.
Бабушка бережно берёт в руки фотографию:
-Анфиса… жиличка моя, - с нескрываемой теплотой в голосе отвечает она.
- Расскажи нам про неё, - просим мы.

Бабушка на какое-то время задумывается и начинает свой рассказ об Анфисе.

В 1942 году в деревню Шаро-Лермонтово, где жили в те годы мои родные, приехала молоденькая учительница Анфиса.  На квартиру её направили к моей бабушке: и место есть, и в доме всегда чистота и порядок. В деревне Анфису сразу полюбили за скромность и отзывчивость. А бабушка вместе с сыном Митей и младшей дочерью Марусей, и вовсе в ней души не чаяли.

Долгие сибирские вечера при керосиновой лампе они коротали вместе. Анфиса готовилась к занятиям, а бабушка, в то время ей было чуть больше сорока, вязала носки и рукавицы для фронта. Молодая учительница с грустью рассказывала о своих родных местах и о близких. Бабушка делилась тревогами о пропавшей без вести дочери Еве, о воевавших на фронте родных. С болью в сердце обсуждали они последние новости.  Обе ждали победу и надеялись, что беда обойдёт их стороной.

Анфиса и бабушка с полуслова понимали друг друга. Вместе могли и поплакать, и посмеяться. Как-то бабушка управлялась по хозяйству. До калитки идти далековато, и решила она перелезть через прясло. А верхняя жердина возьми да и обломись.
-Ах ты, господи, и куда ж это я полезла! -  причитает бабушка, держась за ушибленный бок.

А тут Анфиса во двор вошла.  Увидела  потерпевшую, подбежала к ней, гладит, а как помочь - не знает.

Затем блеснули весёлые искорки в глазах, и она неожиданно выпалила:
- Савастеевна, как же так? Я думала толстеньким женщинам падать не больно….
- Кому? – ощупывая себя и пытаясь найти лишний жирок  на боках, растерялась бабушка, - это я-то толстенькая?
Посмотрели они друг на дружку, и давай хохотать!

***
Как-то Анфиса спросила бабушку:
- Савастеевна, а ты и вправду писать не умеешь?
 -Не только писать, я и читать не умею,- тихо ответила бабушка.
- Как же так получилось?
- Ах, Анфисушка, если бы ты знала, как я хотела учиться! Отдали меня в первый класс, когда мы ещё в Белоруссии жили. Да училась я недолго, до первых холодов. Жили бедно, не было в доме лишней пары обуви…

-А потом, здесь, в Сибири?  - допытывалась Анфиса.
- Я уже большенькая была, лет двенадцать, надо было родителям по хозяйству помогать. Пришлось и нянькой у богачей поработать.
- И как они к тебе относились? - не унималась Анфиса.
- Не знаю….  Помню случай, не понравилось хозяйке, как я клубок ниток смотала, она им в меня и швырнула. Долго потом рёбрышки болели…

- Не печалься, Савастеевна! Смотри,  какой красавицей ты выросла,- успокоила её девушка. И после минуты молчания вдруг воскликнула:
- А хочешь, я тебя читать научу?
 - Хочу, Анфиса, очень хочу, вот только чуть полегче с работой станет, - взволнованно отвечала бабушка.

Но работы не становилось меньше. В деревню шли похоронки, возвращались домой покалеченные войной мужики. Слишком тяжёлая ноша легла в те годы на женские плечи.

Несколько раз они всё-таки смогли позаниматься. И хоть плохо держали перо натруженные за день пальцы, бабушка старательно выводила палочки.
- Молодец, Савастеевна, у тебя всё получится, - похвалила молодая учительница.

Но война так и не дала возможность бабушке научиться читать и писать.  И всю послевоенную жизнь она сожалела о не сбывшейся мечте.

                ***
А потом пришло долгожданное письмо от Евы. Дочь писала, что её эвакуировали с детьми из Карелии в Кировскую область. Повеселела бабушка:
 -Услышал Господь мои молитвы, живы дочь с внучатами. Маруся, напиши, пусть с Евой и сваты приезжают, всем места хватит,- просит бабушка младшую дочь.

В апреле вернулась Ева с трёхгодовалым Геной и годовалой Валей. Взглянула бабушка на них и сердце сжалось от боли. Да и было от чего сжиматься: стоят три тростиночки - подует ветерок и с ног сшибёт.
- Боже ж ты мой! Да как же вы живы, остались: глаза, животы да косточки, обтянутые кожей!

Хлопочет она возле внучат, а у Анфисы боль и слёзы в глазах:
-Ах, Савастеевна, если бы можно было частицу тела от себя оторвать, да деткам под кожицу положить - не пожалела бы!
 -Ничего, Анфиса, были бы косточки..., - шепчет бабушка дрожащими губами.

***
Бабушка смотрит на фотографию и о чём-то думает, а нам не терпится узнать продолжение.
-А  где теперь Анфиса? - интересуемся мы.
- Не знаю, детки. В апреле мама ваша вернулась, в мае Митю на фронт взяли.  Анфиса вскоре замуж вышла за парня из Соловьёвки и уехала с ним. А потом и мы переехали в Покровку.  Так и разошлись наши дорожки….

В словах бабушки чувствуется любовь и искреннее уважение к Анфисе - прекрасному человеку и учителю.

Я слушаю бабушку и представляю встречу с необыкновенной Анфисой.

Вот я вхожу в светлый класс, и девушка с фотографии приветливо мне улыбается:
-Здравствуй, Галя. Ты внучка Савастеевны? Садись, я обязательно научу тебя писать и читать.
 -Вот вырасту и буду, как Анфиса, учительницей, - мечтаю я.

А потом, в школьные годы, я искала образ таинственной Анфисы в Галине Константиновне Яковлевой, Галине Евгеньевне Стадниченко (Яковлевой), Людмиле Николаевне Сороковской (Корольковой), Марии Фёдоровне Веремьёвой, Марии Петровне Мажухиной …. И в этих прекрасных людях я находила черты девушки из Подмосковья, черты необыкновенной Анфисы.


                ***
Тихий голос племянника Андрея прервал мои воспоминания:
 -Тётушка, мы здесь, на полянке, заночуем или поедем дальше?

По его глазам  вижу, он понимает меня как никто другой, и я ему за это очень благодарна.
 -Не поедем, а полетим на твоём замечательном  "ветролёте",- пытаюсь шутить я.

Еще раз окидываю взглядом свою полянку, хранительницу моих детских радостей и слёз.
- Спасибо тебе, родная….
Ухожу по едва заметной тропинке из вчера  - в сегодня. Ухожу, чтобы вновь вернуться сюда завтра….

***
И вот я сижу между Галиной Евгеньевной и Людмилой Николаевной. В душе необъяснимое чувство: я - ученица и я - коллега. Я счастлива.  Нашим воспоминаниям нет конца и края. Мы обсуждаем вопросы образования в России и в Казахстане, делимся новаторскими находками, сетуем на загруженность в школе. Наперебой спрашиваем и рассказываем о наших общих знакомых. Виктор Яковлевич безнадёжно предлагает нам бруснику, мёд, заморские вина…

 -Вы знаете,- обращается к нам Людмила Николаевна, - я сегодня пойду поздравлять свою первую учительницу с юбилеем, девяностолетием.

Она поворачивается ко мне:
- Представляешь, Галя, это такой необыкновенный человек! Семьдесят лет назад она приехала в Абанский район из далёкого Подмосковья….

И вновь, как на полянке, тысячи серебряных колокольчиков застучали в моём сердце. Перед глазами возник образ моей  бабушки с фотографией в руках.
 -Анфиса…

Беру дрожащей рукой трубку телефона, пытаюсь проглотить предательский комок в горле:
-Анфиса Артемьевна…, здравствуйте! Я внучка... Матрёны Савастеевны....

И слышу в ответ голос из такого далёкого и такого близкого прошлого:
 -Здравствуй, Галя….

2013г


Рецензии