Самоучитель радости

"Всем известная сейчас истина, скандируемая на каждом перекрестке – получай удовольствие от всякого момента жизни, вот как эта модель/актриса/телеведущая/кто угодно; купи наш шампунь/ликер/телефон/еще какую-нибудь рекламируемую вещицу (подчеркнуть нужное), и ты будешь ловить кайф от каждого прожитого мига, - в реальности, не такая уж и простая для исполнения. На самом деле по-настоящему счастливых, живущих настоящим людей видеть мне доводилось очень редко. И встречи эти были, как правило, для меня очень неожиданные, а вот для них же – вполне вписываемые в их абсолютно нирванистические законы природы.
Вот, например, помню, был я как-то в Вильнюсе. Зимой, в начале января - там уж не по моему желанию было, а когда отпуск дали. СССР, времена тяжелые.
Так вот, был я там в первый раз (хотя и неоднократно приезжал потом снова),- разумеется, надо все облазить, посмотреть, изучить. И вот, возвращался я однажды с экскурсии на автобусе вечером, часов в шесть-семь, и на одной из центральных улиц мы встали в пробку. Ну, понятно, люди едут домой с работы, тем более, на следующий день какой-то литовский национальный праздник, все торопятся готовиться.
И ползем мы, значит, со скоростью метр в минуту, светофоры постоянно мигают: то красный, то желтый, то зеленый,-  на движение особого влияния не оказывают, зато вечер уже, зима, темно, а тут такая иллюминация - красота неописуемая!
Подъезжаем мы, наконец, к перекрестку. И вдруг вижу: на пятачке дороги, очерченном белыми линиями, что машины объезжать должны - дорога там петлю такую делают, все видели наверняка - стоит кресло. В кресле сидит мужик, закинув ногу на ногу, а перед ним разожжен небольшой, но очень бодро пылающий костерок. У мужика на коленях - щенок, знакомой каждому дворовой породы - той самой, которой очень хочется казаться немецкой овчаркой, но не можется, - а рядом с креслом - вязанка дров и старый магнитофон. Из магнитофона доносится какая-то негромкая музыка (водитель открыл окно, и в перерывах между гудками я расслышал пару аккордов), мужик лениво поглаживает песика, костерок весело трещит. Вокруг пробка, куча машин мигают, гудят, грязноватый снег лежит по краям дороги, ночь, небо черное, закрытое тучами, все куда-то бегут, торопятся – и тут такой островок умиротворения посреди всей этой привычной городской суеты сует. И мне, знаете, так спокойно стало, так радостно, что хоть кто-то еще во всей мировой вакханалии умеет по-настоящему получать наслаждение от жизни, что я даже замурлыкал себе под нос одну из наших молдавских колядок. Ворчащие что-то (по поводу пробки, я думаю, хотя шут их разберет) литовцы вокруг посмотрели удивленно сначала на меня, а потом в окно, на мужика – и тоже все сразу заулыбались, подобрели.
Настоящая радость, мне кажется, она ж такая и есть – общая: себе приятное сделал и других подбодрил да обрадовал. Только ради этого жить и стоит, я думаю." (с) Мирослав Кружич, "Самоучитель радости"


Рецензии