Дети Андрея Федоровича

   В начале войны в нашем доме появился Андрей Федорович с двумя мальчиками. Младшему было 3-4 года, а старшему 8-9 лет.
– Оля! Игорь! Вот и я родил себе детей, – с гордостью заявил Андрей Федорович.

   Оказывается, проживая в саду Профинтерна, Андрей Федорович вечером обнаружил двух плачущих, беспризорных детей, которых на время оставила мать. Она
почему-то не вернулась к ним. Андрей Федорович успокоил детей и отвел их к себе. Жили они у него более двух лет.
   В 1943 году старший мальчик, помня наизусть адрес, куда они должны были идти с матерью, пошел пешком из Минска в Гомельскую область. Он шел по оккупированной территории, на которой уже действовали партизаны, которым противодействовали каратели. Через время он вернулся с матерью, они забрали у Андрея Федоровича младшего мальчика и отправились обратно.

  Р.S. Летом 1962 или 1963 года какой-то молодой офицер Советской Армии стал искать в Минске Андрея Федоровича. Это был младший из «детей» Андрея Федоровича – Валерий Козырь. Он разыскал дом, в котором они жили во время войны. Хозяйка дома была еще жива и сказала, что она ничего не знает об Андрее Федоровиче, но знает, что у него были две племянницы, которые живут где-то на Сторожевке. Он разыскал одну из племянниц, то есть мою маму.
 
 Вскоре, в нашем доме за обеденным столом собралась вся наша семья, «дети» Андрей Федоровича и их мать. Все мы сожалели, что вместе с нами не было Андрея Федоровича убитого весной 1962 года. От наших благодарных гостей мы услышали предысторию, случившуюся с ними в июне 1941 года.

   Мать детей была женой офицера, который служил под Белостоком. С началом войны ей с детьми чудом удалось добраться до Минска. Она оставила детей с вещами, сама замоталась в поисках возможности продвигаться в родную деревню, находящуюся в Гомельской области. Когда мать, наконец, прибежала в сад Профинтерна, детей на месте не оказалось. Проделав безнадежные поиски, она отправилась к себе домой без детей. Можно только представить ее чувства.
Старший брат Валерия, офицер Советской Армии, рассказал нам драматическую историю своего путешествия из Минска в Гомельскую область. Шел он по адресу, который указывают в письме: Гомель – районный центр – деревня. Его несколько раз отлавливали каратели, как партизанского связного, и даже расстреливали. Он чудом остался жив.

   Валерий оказался в Минске, так как поступил учиться в Минское военное инженерное радиотехническое училище (МВИРТУ). В 1966 году в МВИРТУ поступил и я. Мы некоторое время учились вместе с ним. В 1967 году, не окончив училище, он по болезни уволился из армии, получил в Минске комнату, устроился работать электронщиком на протезном заводе. Он устанавливал инвалидам протез руки, управляемый биотоками. В 1967 году это было чудом.

   Мы с Валерием переписывались, а в 1966-1971 годах, во время моей учебы в МВИРТУ, тесно по-родственному общались. В 1971 году я по распределению уехал служить в Тверь и наша переписка постепенно прекратилась.


Рецензии