1. На границе с 17-й республикой

     Спас Нерукотворный


     Издалека виден вознесенный на горушке чудо-храм. Такой мог бы  украсить и площадь столицы. А тут затерянное в лесах да болотах село. Это сегодня Кукобой связан с остальным миром ровной, гладкой лентой шоссе. А в начале века, когда замыслил и начал здесь строительство этого чуда  петербургский купец Иван Варонин, о Кукобое мало кто слышал  даже в Ярославской губернии. Уроженец этих мест, перебравшись в столицу, завел Варонин там свое дело. Сумел стать одним из  руководителей крупнейшего  акционерного общества по проектированию и строительству храмов.  На родине бывал, однако, часто, и каждый раз вез сюда кучу подарков землякам  - нарядные платки и материи женщинам, игрушки ребятишкам… Сколько времени прошло, а в иных кукобойских  семьях  и по сию пору  передают об этом память. Добрый был человек, рассказывала  о Варонине служащая местного сельсовета, молодая женщина, которая, естественно, самого Варонина и в глаза не видела. Но так говаривала мать, а той – её матушка.

     Удивительная все-таки  человеческая память. Кажется, уж опутала, затянула былое напрочь трава забвения, ан нет – и выхватит ближний свет из мрака  ниточку памяти, покатится ее клубок.

     Так и в Кукобое. Ни о Варонине, ни о делах его годами не говорили. Хотя , кроме  храма, служат и теперь его людям построенные им  школа и больница. Все три здания спроектировал  архитектор Косяков, человек столичный.  Но не  выглядят  ни вычурно, ни обособленно они в сельском  уголке России. Была у Косякова  одна творческая особенность:  окна у его  зданий разной ширины – от этого  и все здание приобретает какую-то  неуловимую таинственную строгость.

     Что же  подвинуло  купца Варонина  на такие великие дела  ради своих земляков (ведь только  на строительство собора передал он миллион золотых рублей), да  еще в довольно смутные времена, в канун и годы  первой мировой войны? Мечтал ли о будущем процветании  края,  думал ли о спасении  собственной души?.. Говорили мы об этом  с отцом Георгием, настоятелем  собора Нерукотворного  Спаса. «Видимо, особой души был человек, подвижник», - отозвался батюшка. Фактическими данными о Варонине не располагает, не знает, как сложилась его судьба после революции. Но и сегодня  звучит в храме поминальная молитва о нем,  бережно хранит  отец Георгий фотографии,  переданные ему  нынешней прихожанкой. На одной  из них  И.А. Варонин, снятый, видимо, в торжественный для себя день – 17  мая 1917 года.

     Освещение собора в Кукобое стало большим праздником. Съехался  на него весь  окрестный люд. Прибыл и епархиальный Ярославский архиерей Тихон,  святитель Тихон, тот самый, кому суждено  было в годы тяжелейших для русской церкви испытаний стать патриархом  Московским и всея Руси. Вот такая страничка есть в истории Кукобоя.

     Мы идем с отцом Георгием к храму. Слушаем рассказ о том, каким увидел  он его  в 1990 году, когда прибыл в Кукобой на службу: не было крыши,  куполов, крестов. На глазах разрушался собор, и казалось, ничем это не остановишь. До сих пор, созерцая его со стороны, издалека, замечаешь раны, нанесенные временем.  Отвалившаяся облицовка кирпича,  именно она придает зданию такой необычный, жемчужный вид, вместо стекол натянута пленка. А вот кресты уже на месте, и крыша покрыта.  Время временем. Но, пожалуй, более нещадны к собору оказались люди.  Вдвойне  досадно, что разрушала его не какая-то  там иноземная  тать,  а свои же, кукобойцы. Дети, внуки тех,  кто когда-то бережно вез на телегах упакованный  финский кирпич, чугунные удивительного литья решетки. Кто здесь, на местных  кирпичных заводиках, закалял из местной же глины сотворенный кирпич. Кто трудился на  строительстве не покладая рук и всего за  четыре года сотворил чудо – кукобойский  Нерукотворный  Спас.

     Нерукотворный Спас  и впрямь  удивляет. У тех, кто видел его, напрашиваются  сравнения то с храмом Христа Спасителя, то софийским Александра Невского, то с одним из  петербургских.  На все эти сравнения  Георгий только улыбается и  спокойно замечает, что такого, как этот, видимо, все-таки  больше нигде нет. Открывая тяжелую металлическую дверь и не переставая  удивляться, любуемся гладкой , сохранившейся  с первозданных времен штукатуркой, высотой купола, внушительностью алтаря, хорами 2-ярусными, широкими, мощными…  Пустой, по сути с голыми стенами, храм все равно внушает почтение. Как же и кто мог додуматься «приспособить» его под хранилище, склад, какие-то складские  конторы? Имен этих людей история , разумеется не хранит.

     Сегодня  собор Спаса Нерукотворного вновь передан  православной церкви. Уже  в самый канун этого события пришлось  кое-кому из кукобойцев  выдержать еще один нелегкий бой с  местными партийными властями,  но отстояли святыню, не позволили  разместить в ней престижный  спортзал. Правда, до того, как  засияет вновь храм своей  первозданной красотой, - далеко. И внешне, и внутри нуждается в  капитальной реставрации. И по сей день продолжается  тяжба с райпотребсоюзом, еще недавно хозяйничавшем здесь. Никак не хочет уходить райпотребсоюз  с территории, отведенной теперь церкви. Ставит свои условия, требует миллионный выкуп за возведенные  рядом гаражи.

     И все же Спас Нерукотворный возрождается. В одном из приделов  идут службы,  крестятся и венчаются  православные. Нынешним летом приехал на каникулы  в село слушатель духовной академии  в Загорске сын отца Георгия  Игорь, привез и товарищей, помогает во время службы , в хозяйственных делах, связанных  с реставрацией. Изучает историю края, ездит по местным,  большей частью забытым и разрушенным храмам.

     …Возвращаются к жизни русские святыни.  Труден и долог  путь их возрождения. Но уже затеплилась свеча.  Уже горит. И свет ее дальний  поддерживает путника.

     И. Коротаева (Копылова), И. Хрупалова
     Северный край, 28 августа 1993 г.

     Фото Л. Ватлиной


Рецензии