Ниндзюцу

Ниндзюцу (в переводе с японского "искусство скрытности") — японское боевое искусство, использовавшееся для подготовки шпионов и наёмных убийц (ниндзя).
Зародились кланы ниндзя одновременно с появлением сословия самураев — в 9–12 веках. Духовной основой ниндзюцу стали учение секты горных отшельников ямабуси, буддизм школ Сингон, Тендай и Дзен-буддизм. Именно от ямабуси ниндзя переняли тайные знания в области медицины, химии, эзотерических практик. Изначально кланы ниндзя были ориентированы именно на духовное совершенствование, а не на исполнение роли шпионов и наёмных убийц в феодальных конфликтах.
Наибольший расцвет ниндзюцу пришёлся на феодальные войны в средневековой Японии (1467–1568) — когда различные самурайские группировки активно противостояли друг другу в борьбе за власть. Основными функциями ниндзя являлись — проникновение к врагу, шпионаж или убийство и возвращение живым.
Искусство ниндзюцу держалось в большой тайне и передавалось только внутри одного клана. Таким образом, сторонний человек практически не имел возможности постичь ниндзюцу. Всего кланов ниндзя в Японии существовало около 100. Все они имели жёсткую иерархическую структуру. Главой клана был Дзёнин, которому подчинялись военноначальники среднего звена — Тюнины. Низшую ступень иерархии составляли Генины, которые принимали непосредственное участие в секретных операциях в качестве агентов. Но неверно думать, что ниндзя проводили всю свою жизнь в постоянном выполнении шпионских поручений и осуществлении заказных убийств. Многие члены клана в тайне от непосвящённых практиковали ниндзюцу, живя при этом обычной жизнью крестьян или торговцев, но готовые в любой момент исполнить приказ и применить своё смертоносное мастерство.
Хотя изначально школы ниндзя формировались из самураев, со временем ниндзя и самураи стали олицетворять противоположные полюсы японского боевого искусства. Самураи — профессиональные воины — были людьми чести, безукоризненно придерживающимися морального кодекса бусидо, готовыми пожертвовать жизнью за своего господина либо совершить ритуальное самоубийство сеппуку (харакири), чтобы смыть позор. Для ниндзя не существовало моральных принципов, кроме верности своему клану и обязанности выполнить порученную работу — для достижения цели годились любые средства. При этом самоотверженностью ниндзя ничем не уступали самураям. Известно множество легенд, иллюстрирующих уникальные качества ниндзя — по одной из них, шпион, скрываясь от погони, угодил в медвежий капкан, и чтобы убежать отрезал себе ногу, но почувствовав, что силы его на исходе — обезобразил своё лицо (чтобы не быть узнанным) и совершил самоубийство.
Способности ниндзя поражают воображение. Наряду с искусством рукопашного боя и владения всеми видами оружия, они обладали даром гипноза, могли искусно маскироваться, незаметно проникать в крепости, часами оставаться в неподвижном положении, переносить голод и холод, с первого взгляда запоминать несколько страниц текста и т.д. — т.е. были фактически идеальными шпионами. Кроме того, ниндзя великолепно владели актёрским мастерством, умели великолепно подражать голосам и звукам.
Навыки ниндзя, с помощью которых они могли противостоять опасности, разделялись на три блока:
Использование окружающей среды — скрытное передвижение, маскировка, преодоление естественных и искусственных преград, устройство засад и т.д. Полностью сливаясь с окружающим миром, ниндзя становился невидимым для противника.
Рукопашная техника — с оружием и без него.
Использование внутренних ресурсов организма, в том числе погружение в изменённые состояния сознания.
Система рукопашного боя ниндзюцу была в основном позаимствована из боевого искусства самураев — дзю-дзюцу. При этом ниндзя модифицировали боевые техники в соответствие со спецификой стоящих перед ними задач, например, перенесли акцент на удушающие приёмы, как более бесшумные, больше внимание уделяли особенностям боя в закрытых помещениях, отдавали предпочтения внезапным ударам (сзади, из засады и т.д.).
Экипировка ниндзя была продумана до мелочей — костюмы, позволяющие им скрываться в ночной темноте, множество разнообразных видов оружия — от мечей до метательных звёздочек, приспособления для преодоления препятствий (например, переносные трамплины) и т.п.
Согласно одного из самых авторитетных описаний ниндзюцу — "Бансэнсюкай", составленного в 17 веке, данное искусство подразделялось на две части:
Ёнин (светлое), включало стратегию и тактику получения информации — от создания шпионских сетей до системы многофакторного прогнозирования изменения ситуации;
Иннин (тёмное) — касалось практических аспектов добывания секретных сведений — приёмы проникновения на территорию противника, подслушивания, подсматривания и т.д.
После завершения периода феодальных войн и объединения страны под властью клана Токугава — надобность в услугах ниндзя практически отпала. Некоторые из них вошли в состав государственной секретной службы, другие — за деньги демонстрировали свои уникальные умения.
Именно в это время начался интересный процесс — фактическое исчезновение ниндзюцу сопровождалось ростом популярности легенд и книг о ниндзя, театральных представлений, в которых ниндзя изображались как злокозненные колдуны. В 20-м веке это явление приобрело масштабы ниндзямании, которая захлестнула не только Японию, но и Европу, а главным образом — США. Образ людей со сверхспособностями, непобедимых шпионов волновал воображение, создавал постоянно растущий спрос на художественные произведения (кино, книги) с участием героев-ниндзя.
Между тем традиционное ниндзюцу практически прекратило существование уже в 19-м веке. Есть некоторые сведения о применении системы ниндзюцу для подготовки солдат спецподразделений Японии во Второй мировой войне, и ёще более скудная информация о тайном сохранении традиций ниндзя несколькими кланами и их сотрудничестве с японской мафией Якудза.
На волне огромного интереса к ниндзюцу в 20-м веке в Японии были созданы, а затем распространили своё влияние на весь мир, две школы ниндзюцу — Бусинкан-ниндзюцу и Гэнбукан-ниндзюцу. Обучение по их программам даёт возможность современному человеку постичь некоторые практики ниндзя (рукопашный бой, выживание экстремальных ситуациях и т.п.) с учётом их максимальной адаптации под его возможности. В России также действуют школы ниндзюцу, имеющие тесный контакт с японскими инструкторами.
Вероятно, ниндзюцу является самым противоречивым из восточных боевых искусств — в его истории причудливо перемешались: таинственность древних кланов, хранящих секретные знания, и раскрученный образ поп-культуры; сверхчеловеческие возможности, которые навряд ли в полной мере можно будет когда-либо воспроизвести, и полное отсутствие общепризнанной морали; духовное совершенствование на основе буддизма и существование за счёт профессионального убийства и шпионажа.


Рецензии