Танки семейства КВ

… Конец  30-х годов. Международная обстановка все более накаляется.  Красная армия интенсивно перевооружается, готовясь к будущей войне. Особое место среди различных видов вооружений занимают танки. К этому времени, созданные 5-7 лет назад образцы, заметно устаревают. Военных не устраивает плохая защищенность и посредственное вооружение боевых машин. Наиболее напряженная ситуация с тяжелыми танками. Состоящий на вооружении Т-35 – громоздкий, ненадежный, с тонкой броней, не имеет резервов для модернизации, к тому же их выпущено всего 61 штука.
  Ведущие конструкторские бюро весной 1938 г. получают задание на разработку новых тяжелых танков. Год спустя были построены три образца: Т-100 (Э. Палей), СМК (А. Ермолаев, Ж. Котин) и КВ. Последний разрабатывался на Кировском заводе, там же где разрабатывали СМК, но в отличие от него, КВ был разработан группой проходивших практику дипломников, под руководством Л. Сычева и А. Ермолаева. На завершающем этапе проектирования, ведущим конструктором проекта был назначен Н. Духов. Проект оказался удачным, в августе 1939 построили опытный образец.
  Все три танка были испытаны на полигоне и в боевых условиях на Карельском перешейке, где все проявили себя хорошо, хотя СМК подорвался на мине. Несмотря на устарелость многобашенной схемы, Т-100 и СМК были удачны, совмещая довольно толстую броня с сильным вооружением, но в серию они не пошли в отличии от третьего танка.
  Изначально, КВ нес два орудия в башне 76-мм и 45-мм, затем малое орудие было снято и заменено пулеметом. Конструкция танка была самой совершенной на то время – надежное противоснарядное бронирование в 70-75 мм, удачная торсионная подвеска, сильное вооружение. Скорость 35 км/ч обеспечиваемая мощным дизельным двигателем была вполне достаточна для тяжелого танка.
   Вскоре была разработана и принята на вооружение вторая модель с большой башней и 152-мм гаубицей, получившая индекс КВ-2. Фактически это была самоходная артиллерийская установка способная вести круговой обстрел. Для танка КВ-2 имел слишком низкую скорострельность, к тому же ведение стрельбы на ходу могло разрушить ходовую часть. Но в качестве САУ КВ-2 был удачен – он имел башню и пулеметное вооружение для борьбы с пехотой. К сожалению, в этом качестве он практически не применялся, почти все из 334 машин этого типа были потеряны летом 1941 года.
   Главным недостатком КВ была его техническая ненадежность, особенно плохо дела обстояли с коробкой передач и бортовыми фрикционами. Из-за поломок и невозможности эвакуации было потеряно множество танков в начале войны, когда поле боя оставалось за немцами. Недостатки пришлось устранять уже в ходе войны. Выпуск первой модели КВ продолжался до августа 1942, КВ-2 выпускался до конца июня 1941 года.
  Несмотря на техническую недоведенность, КВ-1 был для немцев опасным противником. Подбить этот танк из 37 и 50-мм  пушек было очень трудно, требуя высокого мастерства стрельбы и подкалиберных снарядов. Часто с ним боролись при помощи зенитных и крупнокалиберных орудий. Невысокая скорость движения и широкий профиль  КВ-1 позволяли эффективно применять его для поддержки пехоты.
  Еще до начала войны началось проектирование новых образцов КВ, подогреваемая  информацией о разработке в Германии новых тяжелых танков.
  Первоначально были разработаны и построены два образца КВ с усиленной броней и более мощными двигателями , один со стандартным шасси и вооружением (Т-150), другой с удлиненным шасси, новой башней и 85-мм пушкой (Т-220). На испытаниях они показали себя ненадежными и были отправлены на доработку. Вскоре были выдвинуты требования об усилении вооружения и защиты новых танков. За образец был взят Т-220, получивший обозначение КВ-3 (первоначально этот индекс закреплялся за Т-150). Он получил новую башню с толщиной брони 90-130 мм и 107-мм пушкой ЗИС-6. Вес танка должен был достигнуть 68 тонн. Дизель В-6 мощностью 850 л.с. разгонял танк до 30 км/ч. Проектирование и постройка были сопряжены с  большими трудностями из-за высокой сложности и неотработанности многих технологий, прежде всего сварного соединения толстых броневых плит, ходовой и двигателя для столь тяжелой машины. Ряд узлов были построены, но до начала войны КВ-3 так и не был построен, а затем все работы над ним прекратили.
  Также разрабатывались сверхтяжелые танки КВ-4 и КВ-5, массой свыше 90 тонн. Здесь  все ограничилось лишь проектами, которые подтвердили крайнюю сложность постройки таких танков и отсутствие особой необходимости в них. В начале войны все работы над проектированием новых моделей были прекращены, а все силы направлены на повышение качества и технологичности КВ-1.
   После начала блокады Ленинграда производство танков КВ было перенесено на Урал. Эвакуация и развертывание производства на новом месте (Челябинский тракторный завод (вызвало неизбежные трудности. Нарушились связи со многими смежными предприятиями.  В этих условиях  в технологию производства и конструкцию танка приходилось вносить изменения. Некоторые носили прогрессивный характер как например установка более мощной и технологичной 76-мм пушки ЗИС-5,  а некоторые были явным шагом назад, как оснащение части танков бензиновыми двигателями из-за нехватки дизелей.
  Новые условия реанимировали конструкторские работы, но теперь они носили иной характер. Нехватка ряда узлов и материалов, снижение качества техники вызвали к жизни проекты безбашенных машин, по сути САУ. Уже  в конце 1941 года был построен КВ-7. Вместо башни он имел неподвижную рубку с тремя орудиями, двумя 45-мм и одной 76-мм. Установка была испытана, но показала себя неважно и была направлена на доработку. Вскоре  она была перевооружена двумя 76-мм орудиями, но стрельба из них выявила низкую кучность и машина была забракована окончательно.
   Между тем, конструкторская группа во главе с Н. Куриным создала более удачную модель  КВ-9, в штатной башне танк нес 122-мм гаубицу М-30. Это позволяло в значительной степени заменить уже подзабытый КВ-2.  К сожалению, качество изготовления танков к этому времени настолько упало, что небольшой перегруз из-за перевооружения был сочтен абсолютно неприемлемым. Проект был временно отложен в сторону, но когда качество было доведено до приемлемого уровня, актуальны стали  уже совсем другие машины.
   КВ-1 провоевал два военных года, вызывая противоречивые отзывы танкистов. Наряду с низкой надежностью нарекания вызывала плохая маневренность машины. Это привело к разработке облегченной модели КВ-1С (скоростной). За счет уменьшения толщины брони удалось поднять скорость танка до 43 км/ч, отличный показатель для машины такого класса. Этим же удалось снизить нагрузку на трансмиссию и двигатель, продлив срок их службы. В новой башне, однако, оставалась прежняя пушка. Ее мощность была уже недостаточна для новых реалий боя, работы же над более мощными артсистемами велись достаточно медленно. Слабость вооружения стала особенно очевидной после появления у немцев тяжелых танков Тигр и Пантера (последний формально считался средним танком).
  Меры были приняты – осенью 1943 года на свет появился последний серийный представитель семейства КВ – КВ-85. Сохраняя уровень защищенности на уровне прежней модели, этот танк был вооружен 85-мм пушкой в новой башне, что позволяло ему с высокими шансами на успех, противостоять противнику. Увеличение калибра орудия повышало также и мощь осколочно-фугасного снаряда, актуального в борьбе с пехотой, небронированной техникой и укреплениями. Зафиксирован документально случай столкновения КВ-85 с Тиграми в январе 1944 года. Этот  бой  в районе совхоза имени Тельмана, характеризуется высочайшим мастерством и героизмом советских танкистов, нанесшими противнику большие потери при минимальных собственных.
  КВ-85 пытались перевооружить 122-мм орудием, но к этому времени завершались работы над более совершенным тяжелым танком ИС и все работы над КВ были прекращены, а в декабре 1943 он был снят с производства.
   В завершение стоит рассказать о попытке создать то, что через два десятка лет  назовут основным танком. В 1942 году группа конструкторов (С. Махонин, Н. Цейц, С. Мицкевич, А. Красников, Г. Москвин) спроектировала танк КВ-13. При весе чуть более 32 тонн, он имел  лобовую броню 80-мм и скорость 60 км/ч. Вооружение состояло из  76-мм пушки ЗИС-5 и спаренного с ней пулемета. Курсового пулемета не было, что повышало прочность лобовой проекции. Танк был построен и испытал. Несмотря на передовую концепцию, технически он оказался ненадежным и требовал доработки. В это же время резко обострилась обстановка на южном направлении, что потребовало наращивания выпуска уже существующих танков в ущерб новым разработкам. Тем не менее, работы над КВ-13 продолжались еще какое-то время, в начале 1943 года были выпущены два модернизированных танка с увеличенной толщиной брони, была разработана и новая трехместная башня, позволявшая установить более мощное орудие. Хотя КВ-13 не пошел в серию, он оказал большое влияние на  создание танка ИС-1.
  В предвоенное время большое внимание уделялось огнеметным танкам, Советский Союз обладал большим парком огнеметных (в терминологии тех лет – химических) танком. Большинство из них были на базе легкого танка Т-26. Минусом этих машин было слабое бронирование. Неудивительно, что серийный КВ в качестве носителя огнеметного оборудования был особенно востребован. Первым в линейке огнеметных КВ был КВ-6, выпущенный в Ленинграде  летом 1941 в количестве пяти экземпляров. Вместо пулемета танк имел огнемет АТО-41. Следующей моделью, уже серийной, был КВ-8. Огнемет на нем размещался в башне, из-за чего монтаж стандартного орудия был невозможен, поэтому танк вооружили 45-мм пушкой. Позже некоторое количество огнеметных танков было выпущено на базе КВ-1С. КВ-8 принимали участие в отражении деблокирующего удара группы Манштейна под Сталинградом. В бою с полноценными танками немцев возможности огнеметных танков были ограниченны, и они понесли тяжелые потери. Уставы прямо запрещали применение специальных танков в качестве линейных, но из-за критического положения эта норма была нарушена. В  итоге несмотря на все усилия, атакующая группировка так и не смогла выполнить задачу, советские войска удержали позиции и вскоре уничтожили окруженную в Сталинграде 6-ю армию немцев.
   Чтобы повысить боевые возможности огнеметного КВ, была создана модель КВ-12, на котором  сохранялась 76-мм пушка. Испытания подтвердили несколько большую эффективность по сравнению с КВ-8, но в серию новая модель так и не пошла.
   Наконец, шасси КВ послужило базой для тяжелой САУ СУ-152.
Когда говорят о КВ, обычно имеется в виду самая известная модель КВ-1, не менее легендарен КВ-2. Своеобразный облик и мощнейшее орудие сделали его узнаваемым даже среди людей, далеких от военной техники. Об остальных  КВ большинство людей не знает вовсе. Судьба танков этого семейства была непростой – принципиально новая схема сочеталась с «сыростью» узлов, мощная броня с плохой подвижностью и посредственным вооружением. Применение танка также было не всегда однозначно удачным, но в руках умелых танкистов они становились всесокрушающим оружием. КВ громили танковые колонны немцев в 1941, вставали на пути лавины группы армий «Юг» тяжелейшим летом 1942, они пробивали дорогу к Ленинграду – городу своего рождения, закончили свой путь там, где начали четыре года назад – на линии Маннергейма. Отдельные машины воевали до конца войны. Именно на КВ погиб командующий танковой армией А.И. Лизюков и именно на КВ, неоднократно восстановленном, въехал в Берлин генерал П.С.  Рыбалко.
Нам есть чем гордится!


Рецензии
Здравствуйте, Нури!

С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе - http://www.proza.ru/2016/09/21/1058 - для новых авторов.

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   21.09.2016 13:21     Заявить о нарушении