Зачем бабушке ёлка

  За две недели до Нового года я начинаю канючить:
   -Хочу ёлку!
  Мой муж, человек серьёзный и практичный, пытается меня урезонить:
   У тебя лишние деньги завелись? И зачем нам ёлка? Гостей не будет. Дочь и взрослые внуки далеко. Новый год встречаем вдвоём.
  А я одно своё:
   -Хочу ёлку!- а зачем она-объяснить не могу. Только чувствую: без ёлки праздник не в праздник. Когда возмущённый моим "детским капризом" супруг отказывается принести ёлку,волоку её сама,пыхтя и обливаясь потом.Если самочувствие не позволяет совершить такой подвиг,несу домой букет сосновых или еловых веток

  Но чаще всего всё-таки путём шантажа и вымогательства принуждаю мужа обеспечить настоящую ёлочку-сосенку. Наряжаю её по всем правилам: сначала размещаю на ней слепенькую электрическую гирлянду с тридцатилетним стажем, потом стеклянную звезду на макушку. Затем в произвольном порядке - шары,сову,зайчиков, Красную Шапочку, домики, чайнички, сосульки, стеклянные шишки и Деда Мороза. Снегурочки у него теперь нет - разбилась. Да и все ёлочные игрушки выглядят отнюдь не новыми. Живут они у нас давным-давно, со времён раннего детства нашей пятидесятилетней дочери. С каждой из этих  вещиц  связаны воспоминания.

  Деда Мороза и Снегурочку мы купили для нашей первой семейной ёлки, когда получили комнату в коммунальной квартире на три хозяина. Ёлочка была маленькая и стояла в углу на каком-то деревянном ящике,задрапированном марлей. Вот у этого облезлого домика был брат-близнец. Его раздавила в ручке, сильно порезавшись,наша трёхлетняя дочка Линочка. Помню, это была маленькая семейная трагедия!

  А вот эти крошечные, в пять сантиметров,зайчики достались после школьной ёлки (тогда я работала пионервожатой). Все мелкие игрушки тогда списали и раздали желающим.А эта электрическая гирлянда с крошечными лампочками в форме тополиных почек - эта вещица подарена мне сестрой Верой  лет сорок тому назад.Судя по инструкции, приложенной к ней, она должна была погаснуть четверть века тому назад. А она всё горит! Лампочки погорят-погорят - погаснут. Потом опять загораются, словно какой-то добрый дух поддерживает в них жизнь...

  ...В семье Аксёновых,наших мамы и папы, было три сына и три дочки. Отчётливо  помнить себя начала я году в 1945-46. И не было у нас ни одного Нового года без ёлки. Жили мы в Ульяновской области, в селе Красный Бор. Разумеется,по соседству был сосновый лес. А уж там можно было выбрать любую колючую красавицу. Дня за три- четыре до Нового года отец и старший брат Женя становились на лыжи и добывали в лесу подходящую ёлочку.

  Наряды для ёлки мы изготавливали заранее, и предвкушение праздника грело наши души задолго по его прихода. Тогда, в послевоенные годы, негде было взять игрушек. Даже цветной бумаги не достать. И мы красили чернилами и акварельными красками тетрадные листы и вырезали из них флажки с двумя зубцами внизу, потом нанизывали их на длинную нитку и вешали на ёлку. Любили мы клеить из узких разноцветных полосок бумаги длинные "цепи" и украшали ими и ветки ёлки,и комнату, где она стояла. Ещё клеили из бумаги и картона домики. Шиком считалось, если удавалось сделать домик с трубой, потому что трубу приклеить было очень трудно Также шили из тряпочек куколок, рисовали им лица химическим карандашом. Чтобы такой карандаш писал, надо было его "помуслить"(послюнить), отчего губы у мастера неизбежно пачкались, словно он пил чернила. Это нас очень веселило.


  На время священнодействия по изготовлению игрушек прекращались все семейные конфликты. Не ссорились мама с папой, и мы, ребятишки, не ругались и не дрались, что  в обычное время было не редкость. Ёлку наряжали 29-30 декабря. Электрических гирлянд тогда не было, и свечи зажигать было не принято( из экономии или из соображения безопасности).Стояла ёлка тёмная, пестрела нашими самоделками и казалась нам невыразимо прекрасной. И пахла изумительно.

  Подарки от Деда Мороза мы получали утром 1 января. Это обычно был самодельный бумажный пакет. В нём редко бывали конфеты. Если повезёт,то 5-6 карамелек-подушечек(позднее прозванных "дунькина радость"). Чаще всего в пакете были сушёные тыквенные семечки, лесные орехи, а также "куряга"(так мы называли кусочки высушенной пареной свёклы или тыквы). Получив подарок, нужно было быть настороже - старшие братья Женя и Олег могли ополовинить твой пакет.
 
  Новогоднего  праздника дома не предусматривалось. Все ёлочные радости   переживались в школе. Там мы и пели, и танцевали,и читали стихи , и водили хороводы. За выдающиеся заслуги там можно было и приз получить. Очень долго мама хранила один из наших призов - деревянную шкатулку, обклеенную диковинными морскими ракушками. Но самой желанной наградой бывала конфета в нарядном фантике:конфета неслыханной сладости, а фантик невиданной красоты. Иногда за такой фантик можно было выменять саму конфету.

  Незабываемой радостью было участие в новогоднем бал-маскараде. Так в школе назывались костюмированные вечера с конкурсами на лучший костюм и выступление, соответствующее ему. Помню, в четвёртом классе мама сшила мне длинное чёрное платье из сатиновой подкладки своего старого пальто Где-то она раздобыла "серебряную" бумагу. Я вырезАла из неё звёзды с длинными лучами, а мама пришивала их на чёрное платье. Папа сделал из картона полумесяц. Его обтянули марлей, а на неё наклеили мелкие бутылочные осколки. Получился сказочный полумесяц. Его  прикрепили к картонному обручу.

  И вот мы с мамой пришли в школу на маскарад. В учительской(мама-то здесь работала) я надела звёздно-чёрное платье. Мама расплела мою косу, расчесала  волосы и надела мне на голову обруч с мерцающим месяцем. Ещё осталось водрузить маску на глаза - и вот я увидела в зеркале не себя, а сказочную царицу ночи. Царицей я себя не чувствовала,но уж принцессой - точно. Что было на празднике и произвёл ли мой костюм на кого-нибудь такое же впечатление,как на меня,- не помню.Зато отчётливо помню состояние сбывшейся мечты. И мама была новогодняя. В повседневной жизни я её побаивалась: она говорила и двигалась быстро, резко, всегда торопилась, и ей некогда было с нами рассусоливать. Отдала приказ - и попробуй не послушаться! Думаю, с нами нельзя было по-другому - нужно было пресекать на корню всякую анархию в нашей буйной ораве.

  А новогодняя мама была нежной, ласковой, даже целовала меня.Всем сердцем я ощущала,как она любит меня. Это состояние новогоднего счастья повторялось каждый раз в связи с ёлкой. И каких только новогодних костюмов не шила  мне мама! И украинский, и ирландский(мы исполняли танцы этих народов). Была и грузинская царица Тамара с Демоном.

  Незабываем Новый год, когда на бал-маскарад мне пришлось идти на четвереньках. Была я тогда царевной-лягушкой. Мама сшила  из подсинённой марли длинное платье с пышным воланом на груди(волан разнообразил мои худющие формы). Сделали кокошник с острым верхом посередине,по контуру нашили ёлочные бусы. Вместо серёжек приспособили блестящие стеклянные шишки.
 
  Появляться у ёлки я должна была в виде лягушки, а в условный момент превратиться в царевну. Этот момент организовывал мой папа(военрук в нашей школе). Он взял камуфляжную плащ-палатку и скомандовал мне, уже одетой в костюм царевны:
   -Присесть!
  Я присела, но длинное платье мешало передвигаться.
   -Встать! Завязать узлом подол платья выше колен!
  Я исполнила приказ.
   -Присесть! Наклонить голову к коленям! Ниже! Чтобы кокошник смотрел вперёд!
 Я скрючилась, как было велено. Отец завернул меня в плащ-палатку и прикрепил  на выдающейся вперёд части "лягушечьего "тела нарисованную морду лягушки. Затем папа велел мне спрятать в туфельку бумажный свёрточек с порохом и держать в руке спичечный коробок. Я должна была совершить диверсию, когда  стрела Ивана-царевича упадёт возле меня.
   

  Путь до зала стоит того, чтобы описать его подробнее. Впрочем,подробностей я не видела, потому что, по сценарию папы, могла передвигаться, ориентируясь только по трещинам в деревянном полу коридора, а по условной команде "напра-аво!"должна была повернуть к открытой двери в зал. Теперь ориентироваться  нужно было исключительно по запаху ёлки. Унюхав её,подползти к месту, отмеченному мелом на полу, и застыть в ожидании появления Ивана-царевича, Генки Соловьёва.

  Искусство, конечно, требует жертв,но не таких же! Когда я достигла  искомого места, у меня уже свело ноги и руки и скрючило шею. Я обливалась потом  и ругала про себя Генку за то, что долго не появляется. Кажется, целая вечность прошла, прежде чем возле меня упала стрела Ивана-царевича. Я немедленно положила справа от себя свою "тротиловую" шашку -бумажку с порохом, чиркнула спичкой и подожгла "фитиль". Как взрослому человеку пришла мысль так рисковать со "взрывом" - уму непостижимо! ПЫхнуло очень сильно. Всё заволокло дымом. Я эффектно  распрямилась - все ахнули, потом засмеялись. Я горделиво вздёрнула голову и посмотрела вокруг. Все смотрели на мои ноги: подол платья был скомкан и завязан в узел выше колен. С полным самообладанием, я непринуждённо развязала узел, расправила смятый подол и фату, шагнула навстречу Ивану-царевичу. И мы,рука в руке, прошествовали вокруг ёлки, как вокруг аналоя. Досадный инцидент с задранным подолом не мог омрачить моего состояния счастья от свершения рукотворного чуда.


  Сохранилась фотография, которую сделал той зимой  приехавший на каникулы  двоюродный брат Володя.

  На бледной карточке зима. Просторный деревенский двор. На заднем плане щелястый забор из широких досок. Покосившиеся ворота. Голые стропила разобранной крыши над бывшей конюшней. Пышные сугробы. На этом фоне девочка лет двенадцати- тринадцати  в прозрачном марлевом платье. Сквозь него просвечивают тонкие ножки в широких и высоких валенках. На голове у  девочки кокошник с вуалью. Девочка шаловливо улыбается,наклонив головку вправо. Правою же рукой , двумя пальчиками,она слегка приподняла подол платья, так что видно небольшую дырку на месте шва. Чувствуется, что девочка гордится своим роскошным нарядом. На обороте фотографии надпись карандашом: "Принцесса трущёб". Потом "Ё" зачеркнули и написали "о".

  Сейчас я старше той девочки на 55 лет. Смотрю на неё и завидую её светлому детскому миру и её неведению. И сострадаю ей, потому что знаю, что ждёт её год за годом. Знаю,сколько будет боли и слёз, обманов и разочарований. Но знаю и сколько  радости и счастья будет ей отпущено в жизни - в этой суровой, беспощадной и прекрасной жизни.

  Уже в 68-ой раз в моём доме заиграет огнями новогодняя ёлка. В семье моей дочки она загорится в сороковой раз. И взрослые внуки с таким же волнением встречают её, как и я много-много лет подряд.
 Летит время. Меняется всё: облик Земли, климат, общественные отношения, мода, нравы... Но неизменно стремление человека к счастью, к добру. Неизменно ожидание новогоднего и рождественского чуда. Неизменно желание быть причастным этому чуду, желание самому творить это чудо.
 А вы спрашиваете, зачем бабушке ёлка!...   
   

   


Рецензии
Прекрасные воспоминания! Живые, яркие, окутанные радостью и любовью.
Какими выдумщиками были Ваши родители в стремлении сделать новогодние дни волшебными, а вас, детей, счастливыми!
Как бы хотелось, чтобы этот зимний подарок Рождества и Новогодья был всегда!
Добрые пожелания и поздравления Вам и Вашей семье!

Эн Штейнберг   09.01.2020 15:08     Заявить о нарушении
Уважаемая Эн! Спасибо за тёплый отзыв на "бабушкину ёлку".Очень важно знать, что где-то живёт человек,готовый разделить с тобой радость и печаль, душевно "созвучный "с тобой. Да будет 2020 год удачным для Вас и Ваших близких.Пусть радость и счастье светят Вам каждый день и час. Творческих Вам взлётов и благожелательных читателей. Эльвира Минеева.

Эльвира Минеева   13.01.2020 14:41   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за тёплые пожелания!

Эн Штейнберг   13.01.2020 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.