Настоящий учитель... Какой он?
Почему я до сих пор работаю в школе?.. Небольшая зарплата, вечный дефицит времени, бесконечные бумаги и проверки, постоянная загруженность. Бывают моменты, когда что-то не получается, хочется все бросить и уйти в спокойную жизнь, где работа с восьми до пяти, где можно, придя домой, больше времени уделить своей семье.
Почему я до сих пор работаю в школе?.. Недавно в школу пришли выпускники прошлого года, которым я преподавала биологию. Увидев меня, они искренне обрадовались, сказав: «Как мы скучаем по Вам, по Вашим урокам. Как у Вас дела? Мы поступили на биофак в СГУ на педагогическое отделение». И я подумала: «Дожила... Вот и у меня появились преемники». Наверное, ради этого стоит работать, не спать ночами над конспектами и сценариями, терпеть вечные проверки.
Почему я до сих пор работаю в школе?.. Идя на урок, особенно в старшие классы, я всегда ожидаю чего-то. Может быть даже чуда. Чуда, что меня будут слушать с интересом, чуда, что кто-то не согласится, и мы поспорим, чуда, что кто-то поймет и примет мою точку зрения, чуда, что кто-то задаст вопрос, и мы вместе будем искать ответ, чуда, что, выходя после звонка, кто-то скажет «спасибо за урок».
На днях одна моя пятиклашка задержалась после занятий и сидела на уроке 11 класса. Сидела буквально раскрыв рот, переводя свои глазенки с одного на другого, смотрела то на меня, то на отвечающего. А потом выдала: «Я тоже хочу стать учителем». Что ее так заинтересовало в нашей беседе со старшеклассниками?
Чем же меня привлекает работа в школе, работа с детьми? Многие мои однокурсницы уже не работают в школе, не смотря на то, что был и опыт, и профессионализм. Они ушли на работу, где больше платят, где работа длится 8 часов и все. Удивляются, что я до сих пор в школе. Вероятно, это не оттого, что я больше ничего не умею. Звали и меня, я думаю, у меня получилось бы. Но там нет такого творчества, как в школе, творчества каждодневного, когда каждый день передо мной встают новые задачи, и решать их нужно срочно, прямо сейчас. Именно работая в школе, я могу проявить себя, реализовать многие мои способности и наклонности, причем с пользой для других. Например, меня всегда привлекал театр. Будучи подростком, я даже пыталась заниматься в театральном кружке, но меня даже не взяли. Работая в школе, я организовала экологический театр, который в позапрошлом году получил грамоту «За лучшую режиссуру». Это для меня такая награда. Я как будто доказала тому руководителю кружка, что я все-таки могу. Или вот еще. Я люблю Кумысную поляну, мне очень жаль, что гибнет дубрава, что обедняется ее видовой состав. Что бы я сделала одна? А у меня есть ученики, их родители, целая армия помощников. Учеников предыдущего класса вместе с их родителями я просто водила в лес, рассказывала, показывала, объясняла. Теперь я хочу вместе с учениками 11 классов создать проект по сохранению первоцветов, привлечь внимание к этой проблеме. А у меня еще есть 5 класс и семь лет впереди. Можно спросить: для чего мне все это нужно? Просто я хочу быть настоящим учителем.
Настоящий учитель… Конечно, это профессионал. Не сразу у меня все получалось. На заре моего учительства были жестокие разочарования, слезы, обиды. Ну почему, почему они не слушают меня? Ведь я перерыла столько литературы, так тщательно продумала урок, нашла такие интересные примеры, а они не слушают. Был даже момент в первый год работы, когда я написала заявление по собственному желанию в связи с профнепригодностью. Но мой первый директор, Краснова Раиса Григорьевна, мне его не подписала, поговорила со мной по душам, и я осталась. Время шло. Слушала опытных учителей, причем не только биологов, смотрела их уроки, читала литературу, искала, выдумывала, пробовала. И стало получаться, эти достижения и победы, пусть маленькие, но победы, воодушевляли на дальнейшую работу, на дальнейшие поиски.
Свою главную цель как учитель биологии и экологии я вижу в том, чтобы научить любить и понимать природу, знать законы, по которым она живет, быть ответственным за свои поступки, предвидеть их последствия, показать, насколько мы зависим от состояния нашей природы. При этом воспитывать личность, которая сможет отстоять свои интересы, свое мнение, которая будет активно бороться за сохранение дерева, речки, лесочка, родника, если им угрожает опасность.
Настоящий учитель… Это человек, любящий и уважающий детей. Каждый ученик – личность, и как сказала мне одна мудрая учительница, через несколько лет он может стать кем угодно, превзойти тебя, поэтому не унижай его, не показывай, что ты умнее, просто ты – старше и поэтому больше знаешь, помоги ему в его становлении, в его взрослении. Я полностью согласна с этими словами. Каждый ученик уже человек, он уже живет свою жизнь, а не потом, когда окончится школа. Поэтому наша задача, задача взрослых, сделать так, чтобы эта жизнь была интересна, насыщена, приносила радость, чтобы ребенок развивал все свои таланты и способности. Я согласна, это трудная задача, она требует такого труда, такого напряжения всех сил, не только физических и моральных, но и душевных. Поэтому в школе есть учителя и Учителя с большой буквы. Я заметила, что дети прекрасно чувствуют, кто в школе работает «за деньги», а кто «за идею». Долго не могла понять, почему одним учителям дают прозвища, а другим – нет. И пришла к выводу: любимым учителям прозвища не дают. Удивительно, какие тонкие психологи наши дети.
Настоящий учитель… Это человек, не только любящий детей, свой предмет, вообще любящий жизнь. Он живет в полную силу. И хотя у него есть свои увлечения, хобби, но все они перекликаются с его работой. Это обязательно оптимист, верящий в людей, в то, что добро победит. Это обязательно выдумщик и творец, организатор разных дел, с ним интересно общаться. Он уважает своих учеников, видит их недостатки и достоинства, помогает справиться с одними и повышать другие. Он имеет устойчивый авторитет, склонность к юмору, но без иронии и сарказма, умеет хранить детские тайны. Настоящий учитель – это профессионал своего дела. Этим он привлекает, заинтересовывает, притягивает к себе детей…
Свидетельство о публикации №215112901176
Валентина Павлюкова 06.12.2015 20:00 Заявить о нарушении