Художник

Светлой памяти моих учителей посвящается...

      Наше первое знакомство произошло на заре туманной юности 70-х. Еще, будучи студентом Уральского политехникума, меня распределили на практику на предприятие отрасли. На втором этаже производственного здания находилась художественная мастерская. По необходимости мне понадобилось получить консультацию художника по вопросу оформления и я смело поднялся на второй этаж в мастерскую.
      Небольшого роста, худощавый, доброжелательный хозяин мастерской представился мне Николаем Кузьмичем Пожарским. Я застал его за кропотливой работой за большим, как биллиард, столом. Твердой рукой он выводил плакатным пером крупные стандартные буквы поздравления к Новому 1971 году. Вся его мастерская была обставлена с определенным мастерским вкусом, полочки с красками, шкафчики, стойки с плакатами и большая лампа освещения на потолке.
      Этот день запомнился мне как вхождение в новый мир искусства, я стал частым завсегдатаем, поклонником его художественных премудростей.
Николай Кузьмич, с определенной вежливостью, педагогическим мастерством, легко делился своими секретами и я за короткое время освоил его краткий курс «молодого бойца».
Со временем я стал вспоминать, что где-то, я уже встречался с ним в детстве, но никак не мог припомнить.
      Прошли годы, немало воды утекло, и я уже стал забывать о моем художнике. Судьба разделила нас по разным предприятиям, если бы не один случай, повлиявший на всю мою дальнейшую жизнь.
      Решили мы, с моим школьным товарищем, Андреем, навестить нашу любимую учительницу Фаину Павловну - по случаю ее дня рождения. Прихватив подарок, цветы и поздравление в стихах, с замиранием сердца, постучали в дверь ее квартиры.
      Каково же было мое удивление, когда дверь открыл мой стародавний «дядя Коля». Мы, по-дружески, обнялись а наша дорогая Фаина Павловна, улыбаясь, по-хозяйски, пригласила нас в гостиную, где за праздничным столом сидели гости — несколько девчонок наших одноклассниц. На столе были сладкие пироги, сладости. Дружное чаепитие не заставило себя долго ждать.
      С этого дня я часто бывал у них в гостях, а в феврале, по старой традиции, всегда поздравлял любимую учительницу с днем рождения. Наши встречи были всегда радостными, делились новостями о школе, о моих друзьях товарищах и всегда это был праздник души.
      Как мало я знал о своих учителях. Волею случая, я открыл для себя еще одну страницу из жизни Николая Кузьмича. В одном из разговоров, при нашей встрече, я рассказал о поездке нашей группы техникума в Крым по местам боевой славы летом 1972 года.
      Мой рассказ о паромной переправе пассажирского поезда через Керченский пролив привел «дядю Колю» в состояние смятения и тревоги. Что-то чувствовал, — в его душе появилось беспокойство и на мой вопрос что встревожило его - он ответил - Я там был.
      И он поведал мне историю его личной трагедии во время обороны Керчи в октябре 1941 года. Я слушал его рассказ затаив дыхание.
      Немцы рвались в Крым, прорвали нашу оборону, вплотную подошли к Керчи, зажав обороняющиеся соединения между проливом и сушей.
      Молодой, тогда, летчик бомбардировщика, Николай Кузьмич, после удачной бомбардировки танковой колонны немцев, был сбит и попал в число оборонявшихся защитников Керченской губы. Последние роты защитников были притиснуты к воде, гибли, обороняясь. Осталась одна надежда — переплыть пролив, что б, снова, мстить или погибнуть.
      С последними силами бойцы уходили в водную пучину и плыли. А, сзади - строчили пулеметы.
      Не всем тогда повезло. Одним из счастливчиков был наш легендарный «дядя Коля». Судьба распорядилась ему выжить в этом кромешном аду.Тяжелая жизненная травма поражения, потери товарищей, пролегла через всю его жизнь.
      Никогда об этом он никому не рассказывал, и только в восемьдесят пять лет открыл мне свою тайну. Не любил он рассказывать о войне, не хвалился своими наградами, хотя, имел награду - Орден Красного Знамени. Передо мной сидел человек - легенда, мой неунывающий "художник".
      Дальнейшие наши встречи были частыми, я долго засиживался у них в гостях. В силу обстоятельств, я сменил место жительства на Подмосковье, но каждый год, летом, навещал моих «стариков» и всегда наши встречи были радостными - я покупал большой арбуз, торт к чаю и смело звонил в дверь.
      Все тот же, знакомый голос дорогой моей Фаины Павловны звучал за дверью и радость встречи со слезами на глазах.
      Две дорогих мне женщины - мать и учительница, в этот момент наполняли все мое пространство. Обоим было за восемьдесят пять лет, и им надо было помочь.             Николай Кузьмич уже не вставал, был тяжело болен. Мы долго сидели и перебирали в памяти все наши годы совместного общения.
      Последний миг нашего расставания остался как камень на душе. 19 февраля, по старой традиции, я поздравил ее по телефону - с девяностолетием, а через три дня — ее не стало. Николай Кузьмич не дожил до своего девяностолетия два месяца.
      Проходит время, а волны Черного моря, нет-нет, да пройдутся по моей памяти, вспомнятся те места боевой славы, прошибет, как молнией, представив себе весь ужас тех военных лет. Я мысленно пройдусь по тем местам, постою у обелисков павшим героям, вчитываюсь глазами в поименные списки павших и сердце сжимается от волнения.
      Когда-нибудь, я буду в тех местах и чувство великой гордости, сейчас, одолевает мое сознание за свой непобедимый народ от мысли, что мы потеряли бы Крым.Но, слава Богу, Крым - наш!
      Стоят обелиски прошедшей войны,
      Священные белые плиты,
      Мы ходим печально, по кромке волны,
      Твердя: - Не забыть! Не забыты!
      Случайно, роясь в инете, я зашел на сайт героев войны Уральского округа.
Пере-до мной открылась еще одна история моего художника времен 1959 года. Трудно было в это поверить, но это был он - мой дорогой «дядя Коля».
      Любовь к самолетам у него осталась надолго. В те годы международной напряженности 60-х, Карибского кризиса, он остался верен своим идеалам и творил  поистине, чудеса.
      Руководя секцией авиамоделизма на станции юных техников, в глубинке, в городе закрытого административного округа, его запущенная со стадиона ракета, начиненная метанолом и какой - то «дрянью», улетевшая далеко, за перевал, за пределы ЗАТО, понаделала шуму в Горкоме Партии. Создание комиссии, в которую включили и его, разбирательство, поиск...
      И он - выжил, пожалели фронтовика.
Только тут я вспомнил где мы раньше виделись - еще перед школой, меня мой друг водил на соревнования по авиамоделизму, а руководил там - Николай Кузьмич. Многие его ученики стали, в последствии, победителями всесоюзных соревнований, штурманами аэрофлота, начальником эскадрильи, руководителем кружка авиамоделизма в городе.
     Так, он стал художником, и теперь, вспоминая моих дорогих «стариков», с гордостью смогу сказать, что мне посчастливилось знать и видеть их, судьба свела меня с замечательными учителями, людьми из легенды, как Николай Кузьмич и дорогая Фаина Павловна.


Рецензии