Фирма в наследство

   Механик-технолог на производственной практике обязан получить.
1. Третий разряд слесаря.
   Бригада получила наряд на средний ремонт «Интерлок Ково». Ну, это такая единица технологического оборудования, которую можно было бы описать до последнего винтика и любопытный читатель смог бы воссоздать её в собственном воображении с абсолютной  достоверностью. Настолько уникальна,совершенна и гениально проста была её конструкция.
   Я этого делать не стану. Скажу только, что произведена она была в социалистической Чехословакии. Хотелось бы надеяться, что распад социалистического лагеря вслед за Союзом ССР не помешал  в настоящее время и чехам, и словакам творить в лёгкой промышленности такие же чудеса, как «Интерлок Ково».
  Меня привёл в слесарный цех старший мастер:
 - Студентка четвёртого курса. Обучить. Чтобы могла собрать машину после ремонта до рабочего состояния.  Все моменты обучения формулировать на цензурном русском.
И ушёл. Бригада из пяти человек отреагировала так, как если бы я напала на неё без объявления войны. И принялась за работу. Молча. Возможно она полным составом не владела цензурным русским. Каждый чётко знал свой черёд и объём работы. Работали, не путаясь друг у друга под ногами.
 - Простите, а мне что делать? – Обратилась я, как показалось мне, к бригадиру.
 - А ты смотри. Не в солидоле ж, тебе с маникюрчиком ковыряться.
Это была не шутка. Неделю я СМОТРЕЛА. Нет, не хлопала глазами, смотрела ровно пять смен. Хотелось, конечно, наорать, нажаловаться, но стерпела. В пятницу бригада в конце рабочего дня потянулась к выходу, и бригадир, кивнув на разложенные вокруг остова машины детали, бросил:
 - Дддавай, СОБИРАЙ. Неделя тебе сроку. 
 - Идите, мамонты, лесом, да не заблудитесь, - промолчала я им в ответ.
  Я книгу по ремонту открыла только, когда восстанавливала электрику. Да и в этой части чехи были на высоте!
2.Третий разряд помощника мастера.
   Машину по акту возвращала помощнику мастера, сдававшему её в ремонт. Я ждала от него шума и гама, которым он сопровождал приёмку машин из ремонта. Но он ПТУ-шкой поставил её на родное место, покрутил ручным приводом. Цилиндр – главная часть её, пошёл бесшумно. Пригласили электрика. Он взял подписку с помощника мастера, что, если КОРОТНЁТ, он отвечать за это не будет. Нажали «пуск», свинтили вариатор  на минимальные обороты, и машина пошла на приработку новых просолидоленных деталей.
   Помощник мастера Юра Ивашов. Он был неопределённого возраста.  Без морщин и седины, но с такой тоской в глазах, с какой лежат на смертном одре в глубокой старости. Когда жизнь прожита. И жаль, что она, наполненная горестями и радостями, уже покидает твоё тело, оставив в рабочем состоянии только мозг.
   Он ездил на работу на «Жигуле». А после, в гараже смертно напивался. По утрам приходил в цех зелёный, держась за сердце.
– Ты не переживай, хорошего поммастера я из тебя сделать успею.
Он, пока мы набирали цилиндр иглами и выставляли клинья, задавал мне вопросы, явно с целью проверить мои знания. И глаза его чёрные, как ночь, светились искрами доброты и радости, после моих правильных ответов.
  А, когда я подвирала, он поправлять меня начинал со слов:
 - Вот смотри:
  И я постигла целую науку наладки технологического оборудования.
  Цех работал в две смены. Зона обслуживания  помощника мастера  - 12 единиц оборудования. Зону Юры принимал сменщик Вильгельм Валькер. Худой, с бесцветными почти глазами, смотрящими с безразличием. Длинными волнистыми волосами до скул, большим носом.
 - Ну-ка, покажи, чему тебя научил Юрка? Я не то, чтобы лучше него выставляю нитеводители, а по-своему. Нет, ты встань против света. Видишь зазор между нитеводителем и фронтом игл? – Щёлочку света? Она должна быть одной ширины на всех 32-х системах. Юрка в этом вопросе – виртуоз. Ухитряется выставлять все системы на ощупь. Он и тебя заставлял пальцем проверять зазоры?
  А теперь повернись и посмотри вон туда, на соседний  участок. Видишь вязальщицу в голубом?  Это – Татьяна Ларина.
  Его глаза сияли. Он смотрел то на меня, то переводил взгляд на даму в голубом.
 - Не веришь? Спроси у Юрки. Это – его жена.
   Таня в льняном голубом спец костюме в цвет глаз, бирюзовыми капельками-серёжками в ушах, соломенного цвета мелкими пружинками-завитками волос из-под косынки ходила вокруг своих четырёх машин. И, когда поворачивалась в сторону участка Вильгельма,  смотрела – возвращала ему нежные взгляды.   Уголки рта её подрагивали едва уловимо, не срываясь в улыбку.
 - Ты можешь мне помочь? Я диплом пишу. У меня в ФРГ бабка. Владеет трикотажной фирмой. По завещанию я эту фирму унаследую. Я хочу не в рамках диплома, а в самых тонкостях знать производственный процесс от сырьевой базы до готового упакованного изделия. А ещё подскажи мне модель.
  У меня тема – швейный процесс. Надо модель разложить по швейным операциям на конвейере с привязкой к швейному оборудованию.  Если я там всё смогу, увезу Татьяну Ларину.
  Он всё там смог. Но за любимой женщиной не приехал. Он умер, успев завещать ей фирму.


Рецензии