Ту заводскую проходную...

                Завод

    На работу меня устраивал дядя Коля, муж папиной сестры. Он решил, что мне стоит поступить работать на станкостроительный завод им. Кирова, где главным механиком работал Ботвинник (опять еврей), родственник тёти Гали, которая была женой дяди Володи, брата дяди Коли. В подчинении Ботвинника был ремонтно-механический цех завода. В него я был определён в качестве ученика токаря. Работать мне нравилось. Спустя четыре месяца учёбы у токаря Георгия Жадинского, дяди Жоры, я сдал экзамены техминимума, выточил зачётную деталь и стал работать самостоятельно.

    Работу мне давали не сложную, которая, естественно, имела низкие расценки. Мой заработок не превышал 500-600 рублей в месяц. Одно время я решил стать стахановцем – увеличил скорость, подачу. У меня вырвало деталь из патрона. Всё это видел мастер цеха Кардымон. После того, как у меня повторно вырвало из зажимного патрона обрабатываемую деталь, которая со свистом полетела в ограждающую сетку, он подошёл ко мне и непечатными словами выразил своё негодование. Здесь же он настоятельно посоветовал мне, чтобы я не торопился, так как моя цена на ближайшие пять лет не более 500-600 рублей. Я это понял, стал работать спокойно, уделяя внимание качеству работы. Мне стали давать обрабатывать более сложные детали. Появилось у меня и первое рационализаторское предложение.

    Когда нам давали для обработки конические детали, то на чертежах указывались длина конуса, начальный и конечный его диаметры. При этом не указывался угол, который следует устанавливать на лимбе токарного станка, чтобы получить требуемые параметры конуса. Мой учитель путем многократных проб различных углов, не без труда, добивался требуемого результата. Я, поняв проблему, принёс из дома таблицу Брадиса. С помощью её легко определял угол, который необходимо выставлять на лимбе токарного станка, для получения требуемых параметров конуса. Вначале мой учитель отнёсся к этой затее с недоверием. Когда же всё получилось так, как нужно, то все токаря цеха, при необходимости, обращались ко мне за помощью.

    (Оказывается Брадис жил и работал в Твери, куда меня забросила судьба. Проходя по тверскому кладбищу, обращаю внимание на его величавый памятник, кланяюсь ему и вспоминаю эту историю).

   Коллектив цеха был доброжелательным, многих я помню до сих пор. Считаю, что моя работа на заводе дала мне очень многое. Она, как и спорт, закалила меня физически и морально.

     В 2008 году мне пришлось, для получения нужной справки, написать на завод письмо. В нём в адрес завода я написал такие слова: «Всегда с чувством признательности и благодарности я вспоминаю о заводе, который по-отечески принял меня, пришедшего со школьной скамьи. Он дал мне профессию, закалил морально и физически. Здесь я научился добросовестно и ответственно трудиться, преодолевать жизненные трудности. Неоднократно мне вспоминались слова из песни: «ту заводскую проходную, что в люди вывела меня».

    Незаметно пролетел год, приближалось лето 1958 года. Нужно было уже всерьёз садиться за учебники. И снова я переносил занятия с утра на вечер, а с вечера на утро. От позора, что я не подготовлюсь к поступлению в БГУ и в этом году, меня спасла повестка в военкомат. В военкомате мне предложили поступать в военное училище. Я, посоветовавшись с родителями, с мастером, решил принять предложение военкомата. Запомнились слова моего мастера: «Посмотри на мои руки. Видишь, они чёрные от угольной пыли. Их невозможно отмыть. В армии  не сладко, но может быть там у тебя хоть руки будут чистыми».

     Я почему-то пожелал идти в авиацию. По здоровью на лётчика я не годился. В военкомате мне рекомендации написать заявление о моём желании поступить в Вольское военное авиационное техническое училище. Вместе со мною написали такое же заявление ещё трое минчан. Помню, с каким презрением мы смотрели на мальчика, лишённого, по нашему мнению, всякой романтики и желающего поступать в финансовое училище. Спустя некоторое время нас вызвали в военкомат и заставили переписать заявления. На этот раз  мы писали, что желаем поступать в Двинское (Даугавпилское) военное авиационное радиотехническое училище. Как потом выяснилось, всё, что не делается, делается к лучшему.

                Заключение

    Много написано, но не всё сказано. Кое-что, особенно, отношения с родителями и родственниками, вошло в Родословную Власовых. Здесь не хотелось об этом повторяться. Мне и моим уличным друзьям сверстникам повезло в том, что война, годы оккупации прошли для нас в бессознательном возрасте. Оглядываясь назад, можно сказать, что детство моё прошло интересно. Жили и развивались мы свободно, без особых ограничений со стороны родителей. Это позволило многое увидеть и познать, стать самостоятельными. С нами не нужно было возиться родителям, наоборот, мы помогали им в добывании хлеба насущного. Детская закалка позволила в дальнейшем легко преодолевать возникающие жизненные трудности.

     События, которые я здесь вспомнил, были 55-65 лет тому назад. Может быть, кое-что на самом деле было и не так. Но мною отражено то и так, как это сохранилось в моей памяти, как я понимал и воспринимал происходящее во мне и рядом со мной.


Рецензии