Из цикла Мудрость маленьких

Пасха. В церкви окончилась  утренняя служба. Священник только что ушёл в алтарь. Внезапно на амвон вылез  трёхлетний Антон и звонким голосом провозгласил на весь храм: «Христос воскресе!» Общий хохот, дружный ответ. И я уверен, что для немалого числа верующих эта пасха украсилась ещё одним милым эпизодом.


Кириллу девять лет. Он живёт в Бельгии, в Антверпене. Учится во фламандской школе, и фламандский (нидерландский) язык для него уже более привычен, чем русский. Но в семье говорят по-русски, устным русским он владеет свободно и  говорит без акцента. Чтобы закреплять богатства русского, его направили в воскресную русскую школу при православной церкви. В начале учебного года учительница задала детям сочинение на тему «Осень». Сочинение Кирюши начиналось словами: «Наступила осень, и вся природа сдохла». Учительница возмутилась такой грубостью. А мне нравится экспрессивность его фразы.


Дочка и внуки приехали отдохнуть в Москву из Антверпена, где они теперь живут. Мы отправились гулять в парк Покровское-Глебово. Вышли на боковую аллейку. Там стоит группа людей, о чём-то оживлённо беседующих. Одна из этой группы обращается к нам и на очень плохом русском спрашивает, как пройти к какому-то пруду. Русский так плох, что понять что-либо невозможно. Мы –  в недоумении. В этот момент откуда-то снизу выныривает шестилетний Антон и на хорошем нидерландском задаёт вопрос: «Вы по-нидерландски говорите?» Общий восторг, Лена переходит на язык, ясный для собеседников. Чуть отойдя, спрашиваем: «Как ты догадался, на каком языке они разговаривают?» –  « А одна девочка что-то спросила у своего папы». Представляю, как эти люди потом рассказывали в своей Голландии об удивительной встрече в московском парке с ребёнком, с которым сразу установилось взаимопонимание.


Внуки гостят у нас на даче. Я со старшим, Антоном, попробовал схо-дить в лес за грибами. Грибов было очень мало, к тому же на обратном пути у  меня закружилась голова, я потерял равновесие и упал в грязный ручеёк. Прихожу домой, рассказываю о наших неудачах. Четырёхлетний Кирилл:
«Дедушка, покажи, где ты упал. Я помогу тебе найти равновесие»


Девятилетний внук: «Дедушка! Почему это в тебе чем дальше, тем меньше красоты?».
 

Трёхлетний Герман – маме: «Эта водолазка  у нас давно? – Давно. –
Это когда твои бабушка и дедушка были обезьянками?»


Рецензии