Шахта

Из цикла: На Севере Крайнем.

               


     В то время я была партийным секретарем на заводе строительных материалов. Местное партийное руководство любило проводить выездные партактивы с обязательной экскурсией на крупные предприятия. Благодаря этому, я познакомилась с экономикой Томпонского района. Мне позже это очень пригодилось. Об одной такой экскурсии я и хочу рассказать.
    После партактива, участникам было предложено посетить шахту Джебарики-Хая с обедом в столовой. Ну, а кто пожелает, можно устроить экскурсию в один из забоев. Покушать хотели все, а вот в забой сходить согласились четверо.
Трое мужчин и я.

    В раздевалке мне выдали настоящую шахтерскую робу. Вниз специальное обтягивающее белье, кальсоны. Вместо носков - портянки. На голову шерстяная маленькая шапочка и каска с фонариком. В сумке через плечо находились средства индивидуальной защиты и аккумулятор для фонарика. Ещё мне дали  рукавицы. Я стала отказываться, но женщина в раздевалке сказала, что мне они непременно пригодятся.  Я хотела посмотреться в зеркало, но его нигде не было. Штаны были подвязаны на веревку и подогнуты снизу, а роба больше походила на пальто с подвернутыми рукавами. Из-за фонаря, каска была ужасно тяжелая, и все время норовила  свалиться на нос. Когда я вышла из раздевалки, раздался дружный хохот.
- Петрович, принимай бригаду ударников! Сегодня три нормы на-гора дадим!

    В маленькой конторке с нами провели инструктаж о правилах поведения в экстремальных случаях. Потом нас посадили в маленькую машинку, и мы по карьеру поехали к шахте.
    Из фильмов я знала, что в шахту спускаются в клети, как на лифте, а тут нас привезли к большим воротам в сопке. На огромных отвалах мелкого угля «суетился» маленький бульдозер, что-то равняя и приглаживая. На узкоколейке стояли вагонетки  пустые и наполненные углем. Через калитку в воротах зашли в подземелье. Мы в шахте!

     Мы пошли под уклон сквозь выдолбленную породу. На потолке и стенах провода коммуникаций. На полу рельсы для вагонеток. В свете лампочек стены и потолок блестят, как драгоценные камни. Оказывается, мы проходим  зону вечной мерзлоты «линзу». Казалось, что я нахожусь в царстве Снежной Королевы.  Не знаю, сколько времени мы спускались, только на нашем пути стали попадаться выработанные забои. Еле успевая за широким шагом мужчин, я устала и вспотела. Наконец наш проводник остановился и сказал:
- мы с вами добрались до лавы, здесь ведется разработка породы. В полный рост идти не получится, местами  высота не более восьмидесяти сантиметров. Ну что, полезете? Кто смелый?
     Смелых оказалось двое - один мужчина и я.

     Мы полезли в узенький коридор, из которого слышался непрерывный гул. Чем ближе становился источник шума, тем ниже потолок коридора.Постоянно поддергивая длинные полы робы, я лезла на коленях за мужчинами. Включенный фонарь освещал только зад впереди ползущего. Сердце колотилось прямо в горле. Каска с фонарем съезжала мне на нос, голова взмокла, угольная пыль забивала рот. Руки вязли в какой-то каше. Вот тут-то и пригодились мне рукавицы. Я представила, что было бы с моими руками, если б не было рукавиц. 
      Мы доползли до небольшой круглой пещерки. Сели прямо в черную рыхлую угольную пыль и осмотрелись.Из пещерки было два выхода. Один, по которому мы приползли. Другой вход побольше.В него уходила транспортерная лента, торчали провода коммуникаций. Говорить не хотелось. В кромешной темноте с фонариками на касках мелькали четверо мужчин. Один обслуживал машину, которая соскребала угольную крошку со стен и потолка в углу пещерки. Другой обслуживал конвейер, подкладывая лопатой упавший уголь. А двое мужчин, при помощи сжатого воздуха, ставили под свод пещеры подпорки, которые очень напоминали автомобильные домкраты. Они все время потрескивали и шипели.  Стало так страшно... Казалось, что вот сейчас одна из них лопнет и начнется обвал. Дальше этого уже не хотелось думать.
- Страшно? Да вы не бойтесь! Лава – самое безопасное место в шахте. Эти стойки выдерживают огромную нагрузку, успокоил нас проводник.

       Немного отдохнув, мы двинулись в обратный путь. Всё, что я увидела, потрясло меня невероятно. Я увидела, в каких жестких условиях трудятся горняки. Это какой же силой и волей нужно обладать, чтобы каждый день идти на смену, в кромешную тьму, в ад. Для себя я решила, что никогда мой муж, или мой сын не будут шахтерами. Я просто умру от страха за них.
       Когда мы вышли из ворот, мы долго смеялись, глядя друг на друга. Белыми были только белки глаз, да зубы. Всё было в угольной пыли. После душа, нас, как героев, в столовой аплодисментами встречал партактив. Я гордилась собой и немного кокетничала, уверяя всех, что мне было совсем не страшно. Да-да, знали бы они о моих мыслях…



                Ноябрь  2015 года.
      
      
      
      


Рецензии
Ваше фамилия напомнили мне о моей школьной подруге- Нелле Симаковой, с которой учились в 49 школе г. Сталинобада. Это 4-б класс 1949 -50г.г.
Для меня это была лучшая девочка из всех, с которыми по жизни приходилось встречаться. Проучились вместе только год, но она была примером во всём.
Её мама была медсестрой на фронте. Получила ранение спасая своего командира. Кисть правой руки всегда забинтована(пальцы руки были ампутированы) Ещё её бесконечно мучили головные боли после контузии. Отчимом для Нелли стал спасённый мамой командир. Практически вся домашняя работа лежала на Нелле. Если выходила на улицу, то умела "завести" так ребят, что всем было интересно и весело. Наши гарнизонные дети её любили. Прочитала о вашей маме, тоже какая-то аналогия. Получила большое удовольствие от Ваших небольших, но содержательных рассказов. И ещё -мы с вами одной профессии. Здоровья, берегите себя. С уважением -Ада.

Ада Бабич   12.06.2021 22:34     Заявить о нарушении
Давно не заходила на страничку и не видела вашего письма. Я очень рада знакомству с вами. Спасибо за теплые слова. Это важно для меня. Вышла в свет моя первая в жизни книга "Круженье лет - судьбы круженье" - сборник рассказов и повесть. На прошлой неделе прошла презентация книги. Я очень волновалась, но все получилось и "книга ушла в люди".Сейчас займусь оформлением сборника стихов и надеюсь до конца года смогу выпустить и эту книгу.Очень надеюсь на удачу. И вам желаю творческих удач и здоровья. Пусть нам повезет!

Валентина Симакова   26.07.2021 17:51   Заявить о нарушении