Вместо правды - сказка

Говорят, память - не магнитофонная дорожка: ее не переписать и не стереть полностью.Она упрямо возвращает нас к истокам истории и ставит проблемы, задает вопросы, на которые трудно ответить.
Одна из наметившихся - появление поколения. пораженного виртуальной реальностью. Мать, пытаясь оторвать чадо от компьютерной игрушки, слышит: "Подожди - раздолбаю Сталинград..."
Наши школьники сегодня не видят принципиальной разницы между событиями Великой Отечественной и Отечественной войны 1812 года. Они перестали логически мыслить, практически не читая художественной литературы, не говоря уже о ее новинках.
Другая проблема - использование на уроках устаревших программ про  литературе и учебников десятилетней давности, либо таких от содержания которых и трактовки фактов, давно бы верблюд издох.
Держу в руках несколько многократно переизданных учебников-хрестоматий для образовательных заведений"В мире литературы" под редакцией А. Кутузова. От  них на версту веет нафталином и академической скукой.
Бесполезно пытаюсь найти на страницах учебника пятого класса и списанного из стоя "за ненадобностью"  "Сына полка" Валентина Катаева.
Правду о событиях Великой Отечественной, поданную глазами ребенка, произвольно заменили ... сказкой Саши Черного "Мировая война".
Ушли из учебников пронзительные стихотворения Степана Щипачева и Константина Симонова. И такие примеры не единичны.
В конечном итоге,среди Героев Советского Союза ученики запросто называют Чапаева и Карла Маркса.
Никто не спорит: на полях сражений родилось чувство вины и долга перед рядовыми бойцами, желание изобразить простого человека на войне.
Образовавшийся вакуум знаний о великой победе на уроках литературы восьмиклассники пополняют только отдельными главами  "Василия Теркина - поэмы Твардовского "про бойца, без начала и конца".
Через год панораму войны школьникам заменяет "долгожитель" программы - сусально-приторный рассказ "Судьба человека" Михаила Шолохова, который штудивовали еще ученики 50-х годов, по сути дела, дедушки и бабушки нынешних школьников.
Современных выпускников знакомят с тремя потоками военной прозы, выборочно выдергивая и анализируя отдельные произведения А. Бека, А. Фадеева, В. Некрасова, вскользь упоминая "лейтенантскую прозу".
О военном лихолетье создано немало талантливых книг, написанных в 70-90-х годах и вошедших в золотой фонд отечественной литературы. Однако произведения В. Богомолова, Б. Васильева, В. Астафьева оказались за пределами школьной программы. Впрочем, они недоступны ученикам и по причине отсутствия этих томиков в достаточном количестве на абонементе библиотеки или просто пылятся нераскрытыми на полках.
Незнание учениками литературы, стремление узнать запретные детские "почему" телевидение компенсирует сомнительного качества кинопродукцией и "бормотухой" скандальных молодежных сериалов.
Школьники, разучившиеся мыслить, получили возможность лотерейного подбора вариантов вариантов и выполнения эссе, не владея основами написания сочинения.
 Усвоив только "а", "б", "цэ"
 Шагаем бодро на ЕГЭ.
 На языке ни "бэ", ни"мэ":
 Один компьютер на уме.
 Мораль, конечно, не нова:
 Поставить вузу дурака.
Думается, необходим серьезный пересмотр существующих программ, написание толковых учебников - своеобразный  конструктивный диалог поколений и наметившихся сумерках обучения истории, литературы и культуре вообще.


Рецензии
Если учебный процесс идет подобным образом, значит это кому-то нужно.

Ольга Ацегейда   03.07.2018 19:28     Заявить о нарушении
В том-то и дело, Оля, что никому это и не нужно: умеешь считать и расписываться,и хватит для образования, точнее оболванивания...

Валерий Ефимов   03.07.2018 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.