О моей разбросанности

Довольно долгое время меня пытались представлять этаким разбросанным в мыслях и поступках вахлаком. Особенно доставалось моим идеям и разработкам.
Вот только некоторые выдержки из характеристик, данные мне известными на всю страну (СССР!) журналистами:
«С Аексеем Ратушным я знаком более двух десятков лет. Он – романтик, жаден к знаниям. Пишет стихи и прозу. В его голове то и дело возникали «гениальные» идеи, грозившие революцией в разных сферах науки и практики. Ратушный окончил философский факультет, работал в газете и школе.» (Г.А.Супрунюк «Советская Россия» 4.10.1991 «Мерцающий вариант»)
«За несколько месяцев работы в Урайской 4-ой школе он начал … 72 эксперимента, после чего поругался с «рутинёрами» и ушёл.
Ничуть не уверен, что к тому времени когда вы будете читать журнал, Ратушного не снимут с работы, или что он сам не уедет из Урая, как уже уезжал из многих мест. Или (это реальнее) что всё, о чем я пишу, он к тому времени признает устаревшим, вчерашним днём, туфтой. А единственно стоящим разговора будет для него идея, пришедшая ему в голову вчера ночью. Абсолютно блестящая идея, способная перевернуть вверх дном всю нашу жизнь. Что-нибудь вроде мерцательных шахмат, гениальной игры, придуманной Ратушным от нечего делать.
Не удержусь от её описания. Шахматы как шахматы, ходят по очереди белые и чёрные, но не один ход делают, а сколько хочешь. Правда каждую фигуру и пешку можно двигать лишь раз. Алексей Алексеевич готов сыграть в эти мерцательные шахматы со всеми гроссмейстерами мира (включая Каспарова и Карпова). И даже дать им сеанс одновременной игры. Что ещё интересует Ратушного? Он пишет стихи и песни. Выпускает радиогазеты. Занимается шахматной композицией. Ну, вот, школу модульную придумал…» (Ефим Шур «Урай без ура» Орган ЦК ВЛКСМ Парус,1989)
Вот эта идея: что я ПРИДУМЫВАЛ свои «ИДЕИ» как-то уж очень нравилась моим биографам.
Вот доктор наук Ю.В. Громыко употребляет другой термин: «Это очень похоже на игру в «мерцающие шахматы» изобретённую поэтом А. Ратушным», когда ход делается всеми шахматными фигурами одновременно.»
Но давайте объективно сравним эти описания между собой, добавив сюда и представления меня сообществу Борисом Самойловичем Вайнштейном.
Приведу только несколько цитат из его главы «Мерцающие шахматы» в книжке «Ловушки Ферзьбери» (стр.144-145)
«Рабочий Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, студент-заочник Ленинградского университета он готовил дипломную работу о философских взглядах… Затем оказалось, что Ратушный и сам сочиняет стихи, или, как он их называет, песни. Это грустная песня, другие тоже печальные. Приехав однажды в Москву он пел их глуховатым голосом. Мелодии были однообразные, а стихи хорошие. Я уговаривал его подготовить сборник, а он робел, не примут мол, не охота огорчаться. Есть такие люди, будучи талантливыми они не борются за победу, опасаясь неудачи. Очень хочется привести еще оду его песню…
Теперь о «мерцающих шахматах» придуманных А.Ратушным…»
Как видим: большая группа товарищей упорно предлагает нам считать, что «Мерцающие шахматы» ПРИДУМАНЫ Алексеем Ратушным. В крайнем случае – ИЗОБРЕТЕНЫ.
Идея эта базируется на одном очень важном моменте в отношении авторов этой недоработки к автору Алексею Ратушному.
Эта идея заключается в осознании собственной значимости и превосходства над описываемым субъектом. Я – известный серьёзный автор – а тот, о ком я пишу – по сути дела никто, пустышка, мелкая галька на берегу. Так биолог описывает порой любопытную зверушку: «Смотрите! Хомячок с необычно кривым хвостиком, завязанным в узелок! Прикольно!»
Но мне необходимо привести сильную аналогию.
Долгое время материк Австралия европейцам был неведом.
Наконец нашелся мореплаватель, который на сей занятный объект на планете Земля наткнулся.
Последовало сообщение о вновь открытом объекте.
Можно ли утверждать, что первооткрыватель материка «изобрел» или «придумал» этот самый материк?
На мой непросвещенный взгляд материк Австралия был именно ОТКРЫТ.
Открытие тем и отличается от «изобретения» или «выдумки» что предъявляемый обществу объект СУЩЕСТВУЕТ САМ ПО СЕБЕ, НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЛИ И СОЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕКТИВНО.
В указанном смысле он – объект – МАТЕРИАЛЕН.
Не уходя пока в абстракции высочайшего уровня (вся Земля придумана Богом) отмечу:
Мне довелось именно ОТКРЫТЬ своеобразный «континент» - ПОЛИФИГУРНЫЕ ИГРЫ и в их числе Игру МЕРЦАЮЩИЕ ШАХМАТЫ. Как первооткрыватель, я дал имя и всему этому объекту и некоторым элементам его составляющим.
Таким образом сам текст «придумывает» у моих биографов НЕКОРРЕКТЕН.
А что важно?
А важно то, что все как один описывают меня в первую очередь как автора стихов и песен.
Вайнштейн, кстати, единственный, кто фиксирует внимание публики: «стихи … он называет песни»
То есть подчеркивает, что я пишу не «стихи» а «стихи, которые называю песнями».
Далее он описывает мои песни так: «мелодии однообразные».
Настал век высоких технологий.
У вас, дорогой Читатель, есть возможность просто пробежаться до ЮТьюба или просто набрать в поисковике «Алексей Ратушный слушать онлайн» и сравнить мелодии трех песен: «Севастопольского вальса», «Если б прийти назад» и «Последний тайм». Доступно конечно больше, даже на моем авторском канале в ЮТьюбе, но я указываю ТРИ просто для сопоставления описания с фактом: насколько сии мелодии однообразны.
Да, композитор Рота написал 11000 мелодий, Максим Фадеев говорит о 600-х.
Мне посчастливилось написать две тысячи песен.
И на свои мелодии и на чужие.
Лично мне так и не довелось обнаружить их однообразие.
Но это к слову.
Прошло 50 лет активной человеческой жизни.
Чем же я занимался всю жизнь?
Анализируя все сделанное я могу с удивлением отметить, что никакого «разброса»  мыслей и идей никогда не было.
Я всю жизнь занимался ИГРАМИ.
ИГРАМИ УМА.
И есть чёткая взаимосвязь между преподаванием шахмат и «модульной технологией» выработанной как раз на базе опыта преподавания шахмат нескольким параллелям сразу.
Шахматный инструментарий примененный к организационным структурам школ дал технологические решения моих школ. Исследование происхождения шахмат - реконструкция Чатуранги - выводит на методологию и Тетраэдальную логику.
Исследование функционирования игр в обществе даёт Клиентеллу агрессора.
Применение полученных теоретических результатов порождает и юридические и технологические развёртки и в том числе и "Территорри". Исследование перспектив развития шахмат, построение общей и специальной теории игр дают нам и теорию плоскоорганизованных структур и теорию шахматного поля и открытие полифигурных игр и мерцающих шахмат. Поэтому если совсем кратко: я шахматист, композитор и поэт. Если угодно - шахматный философ, если не нравится, то философ шахмат.
И в этом качестве и игротехник и психолог и психотехник.
Вот собственно и всё. Так что в известном смысле Юрий Вячеславович в своём кратком упоминании подошел близко к истине.
Но недоработал... как всегда!
На самом интересном месте.
О моей биографии кратко: в детстве я узнал, что хорошие писатели меняют много профессий прежде чем начинать писать.
Я сие усвоил и позаботился на эту тему весьма старательно.
Капитально.
Основательно.
И в этом смысле очень даже цельно!


Рецензии