Еретик Лев, царь российский
Софья Андреевна Толстая записала это в своем дневнике 18 февраля 1901 года. А через несколько дней святейший Синод принял определение о Толстом: «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Конечно, не домашние разговоры послужили тому причиной – писатель часто и резко критиковал Церковь в своих произведениях, а его огромный авторитет придавал особый вес брошенным им семенам сомнения. Не случайно на рубеже XVIII–XIX веков среди «демократической оппозиции», как мы бы сейчас сказали, гуляла неизвестно кем пущенная крылатая фраза: в России два царя – Николай да Лев, и второй колеблет трон первого.
Современники свидетельствуют, что определение Синода было воспринято неоднозначно: кем-то положительно, но многими – неодобрительно. «Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы. До сих пор продолжаются эти изъявления сочувствия Л.Н. и негодование на Синод и митрополитов», – пишет Софья Андреевна в дневнике 6 марта.
В день публикации Определения, совпавшей со студенческими беспорядками в Москве, Толстой шел по Лубянской площади, где собралась толпа в несколько тысяч человек. Увидев его, кто-то сказал: «Вот он, дьявол в образе человека». Многие оглянулись, узнали Л.Н. и начались крики: «Ура, Л.Н., здравствуйте, Л.Н.! Привет великому человеку! Ура!» Толпа все прибывала, крики усиливались, извозчики убегали... Наконец, какой-то студент-техник привел извозчика, посадил Льва Николаевича, а конный жандарм, видя, что толпа хватается за вожжи и держит под уздцы лошадь», вступился и стал отстранять толпу. «Несколько дней продолжается у нас в доме какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера – целые толпы», – отмечала Софья Андреевна.
Известен рассказ Репина о двух демонстрациях тех дней на XXIX передвижной выставке в Петербурге, где художник выставил картину «На молитве» (Толстой в лесу). В первый раз небольшая группа людей возложила к полотну цветы. А 25 марта у картины собралась большая толпа, какой-то студент, став на стул, украсил раму картины цветами и под крики «ура» произнес горячую речь о Толстом. Присутствовавшие на выставке отправили писателю телеграмму с четырьмя сотнями подписей и собранные для бедных 25 рублей. В итоге картина была снята с экспозиции. Известны резкие отзывы Короленко и Куприна о гонителях Толстого, известна поддержка писателю, о которой заявляли в письмах и телеграммах интеллигенты, рабочие, журнал «Образование»...
Словом, в обществе случилось именно то, о чем вслед за выходом Определения Софья Андреевна писала обер-прокурору Синода Победоносцеву и митрополитам, принимавшим этот документ: «С точки зрения той церкви, к которой я принадлежу и от которой никогда не отступлю, которая создана Христом для благословения именем божиим всех значительнейших моментов человеческой жизни: рождений, браков, смертей, горестей и радостей людских... которая громко должна провозглашать закон любви, всепрощения, любовь к врагам, к ненавидящим нас, молиться за всех – с этой точки зрения для меня непостижимо распоряжение Синода. Оно вызовет не сочувствие (разве только «Московских ведомостей»), а негодование в людях и большую любовь и сочувствие Льву Николаевичу. Уже мы получаем такие изъявления – и им не будет конца – от всего мира».
Письмо Софьи Андреевны не публиковалось в отечественных газетах – цензурой было запрещено печатать телеграммы и другие материалы «с выражением сочувствия» Толстому. Однако оно в марте 1901 года появилось в неофициальной части «Церковных ведомостей» вместе с ответом митрополита Антония, подчеркивавшего: «Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от церкви вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, сына бога живого, искупителя и спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж ваш, а от того, что отвратился от источника жизни вечной... Вы получаете выражения сочувствия от всего мира. Не удивляюсь сему, но думаю, что утешаться вам тут нечем. Есть слава человеческая и есть слава божия».
...Такие вот события разворачивались вслед за появлением определения Синода. Но и сегодня, больше века спустя, каждый из нас по-своему определяет собственное отношение к ним. И, наверное, вряд ли оценка этого документа станет однозначной даже через двести, триста, пятьсот лет. Ведь у любой власти, духовной или светской – представительной, исполнительной, судебной, – всегда была и будет оппозиция.
Свидетельство о публикации №215112900478
Говорите, утверждая: "Ведь у любой власти, духовной или светской – представительной, исполнительной, судебной, – всегда была и будет оппозиция."
Да, так всегда будет "у любой власти", так как она всегда не правильная. И это длиться уже 2500 лет.
Но у правильной власти, Власти Народа, оппозиции не будет! У неё могут быть только враги. Но это поправимо. Народные стройки будут нуждаться в каторжанинах.....
Но оппозиции не будет. Так будет правильно.
Анатолий Непушкэ 29.11.2015 14:53 Заявить о нарушении
И оппозиции не было. Что такое ”каторжанин” я не знаю, но догадываюсь. Конечно
”так будет правильно”. Ты Гитлер, я ”каторжанин”. Я Гитлер, ты ”каторжанин”. И это правильно.
Леонид Волокитин 29.11.2015 15:20 Заявить о нарушении
То, что ВЫ каторжанин, то думаю Вы правы...
Лучше подумайте и предложите, как сделать так, что бы Власть Народа была истинной, без изъянов и возможностей её "искривить". Будьте конструктивными... )))), а не "сопливым" либералом...)))
Анатолий Непушкэ 29.11.2015 15:53 Заявить о нарушении
Вы конструктивный.
Леонид Волокитин 29.11.2015 15:58 Заявить о нарушении