59. Холистическая эврология

Это взаимодействие психологии, этики, эстетики и философии. (Кстати, этот синтез мог бы дать нам оптимальную и педагогику).
Главный принцип холизма - такое взаимодействие частей целостности или целого, при котором в каждой части целого скрыто это целое. Это не просто механическое со-бытие, пусть и с рядом связей, но определённая онтолого-смысловая система. (В мировом целом человеческого мира она имеет значение подсистемы.) Это активное взаимодействие элементов и развёртывание с этой помощью всего своего частного потенциала каждого может быть для нас явным, познанным или неявным и скрытым.
Холизм предполагает равную важность как целого, так и частей, каждой части, единственной в своём роде.
Понятие “процесса” порождает у нас и представление о “творческом процессе” Целого и каждой его части. Это не просто “взаимодействие", но плодотворное, созидательное, что поддерживает нечто значимое для части или целого и развивает далее в сторону “совершенства” (как своей бесконечной задачи) Совершенство самого совершенства заключено в том, что, пока действует система, оно не имеет конца развития как явления, так и сущности.
Творческое начало в полную силу проявляется в “разумном и живом существе”, но имеется в виду не творчество вообще, а то, что специфично для человеческого бытия и может реализоваться. В нас творчество делает явным некоторое наше внутреннее и вместе с тем создаёт в нас мир “сокровенного”, мир специфично-творческих навыков и мир фантазии. Собственно, вся сфера идеального так или иначе причастна к творчеству (даже подсознание индивида), отсюда берёт начало и развитие, осмысление, теория и практика нравственности, науки, искусства.
Эволюция мёртвой материи и животного мира можно сравнить с подсознием человека,в той мере в какой оно творит (сны и т.д.) Феномены тела и сознания требуют именно творческой своей связи, так что можно даже говорить об умном чувстве и эмоциональном разуме (в его отличии от ума и рассудка). Становится понятным и то, что недостаточно иметь знание как пассивное нахождение преднайденого,но и активное познание его, оформление, например, в смысл или смыслы, включение в систему отношений и деятельности социума. Отчасти мы творим из объекта нечто сверх его объективности - уже с его осмысления и истолкования. Субъективнность ограничивает,искажает, но вместе с тем имеет и большой творческий потенциал, правда, требующий развития на основе интереса.
Холизм может быть использован оптимально как религиозным, так и атеистическим сознанием. Абсолют или Бог в таких “картинах мира” есть творческое начало, во-первых,вселенной, во-вторых, нашего специфично-человеческого мира.
Даже религия понимает, что Бог, лишённый творчества, это мёртвый Бог и именно по аналогии с творческими возможностями человека сам бог-творец становится человекоидным существом, а человек оказывается плодом творчества первого.


Рецензии