Старость

Недавно я перебрался в другой город – поближе к работе. Удивило обилие в нем молодых раскрепощенных лиц. На улицах, в магазинах, в транспорте. Даже подумал, что если молодежи здесь нравится, то значит, город хороший. Пока однажды не пришла в голову разгадка. Что не молодых вокруг много, а то, что я сам старею. Просто раньше как-то не обращал на это внимания. А тут все вокруг новое, поневоле приглядываешься. Неожиданно. Я и раньше замечал, что на фото мои одноклассники выглядят как-то необычно. Добавились морщины, ушла прежняя привлекательность. Этот стал лысым, а та… Как же она поправилась. Но это было с другими, а что и я также изменился? Тогда я стал внимательнее присматриваться к пожилым людям и старикам. Не обходить стыдливо взглядом, как прежде, а именно присматриваться. Я такой же? Не замечали, как старики похожи друг на друга? Какие у них застывшие лица, печальные и уставшие. Неужели и я так выгляжу со стороны? До этого открытия, я все считал себя относительно молодым, в меру жизнерадостным. И как-то все прояснилось. И молчание неделями телефона, и то, что стало меньше друзей, которых как-то интересовала моя жизнь, моё здоровье. И стали редкие звонки от родных. А что звонить? Помощи от меня все меньше, хоть и стараешься изо всех сил. А что твои проблемы – со своими бы разобраться. Почему-то считается, что когда человек стареет, то лучше ему не мешать. Оставить в покое. Замечаешь, как создается вокруг тебя разреженное пространство. Тебя вычеркивают из списка живущих. Может быть все так и должно происходить? Но только не с тобой? Ты не доволен? Вспомни, когда ты сам в последний раз просто позвонил своей маме. Не помнишь? Ах у тебя есть оправдание? Ты весь в работе, заботах? Боишься услышать в ответ, что приезжай, помоги? Что мучает боль. И что плохо с отоплением. Скорее нет. Старые люди не говорят так. Они привыкли терпеть и рассчитывать только на себя. В преклонном возрасте люди часто остаются один на один со своими проблемами, болезнями, неустроенностью. Их прежде уважали и любили. Они были молоды и полны сил. И им кто-то был близок и дорог. А сейчас они слабы и немощны. Чаще одиноки. Куда же всё уходит? Почему неделями молчит их телефон? Помогает гордость. Она не стареет в людях. Как бы тяжело не было в жизни, но просить помощь? Непривычно, стыдно. Гордость и вера в справедливость. Этой верой живет старый человек. Но справедливость не может быть сама по себе. Она должна идти от людей. Но не идет. Телефон молчит, гостей нет. А ещё им страшно. Страшно от приближающейся неизбежности.
Мне некогда было в жизни думать о старости. Как –то это все, думал, далеко, и происходит с другими. И ещё мне стало стыдно. За то, что отводил взгляд от пожилых и стариков. Как от неопрятных попрошаек. Только вот просят они внимания и ДОБРОТЫ к себе.
А навстречу шли люди, с молодыми и жизнерадостными лицами. С каждым днем все больше и больше таких лиц.


Рецензии