Не делай Нотке больно...

Эвальд Риб (1930 - 2003) - российский поэт, прозаик, автор пяти книг стихов,прозы и педагогических этюдов.
Я познакомился с ним на одном из заседаний литературного объединения в самом начале 80-х годов.
Честно, наше общение с ним было эпизодическим и знакомство - почти шапочным, мы и виделись-то всего несколько раз.
Помню, как он с трибуны прочитал, почти проиграл, как бы исполняя свой педагогический этюд, который через пятнадцать лет изложил в методической работе "Не засушить цветок", отразившей сущность его музыкально-педагогической концепции.
"Не каждый может стать профессиональным музыкантом, поэтом, композитором, художником, актером, но приобщиться к искусству может любой ребенок, взрослый человек..
Французский писатель однажды сказал: "Каждый ребенок - несостоявшийся гений".
Только в чем?..
Вот неразгаданная загадка для всех, кто воспитывает и учит детей.Не сразу я пришел к выводу, что с детьми нужно говорить на понятном им образном языке.
Была в моем классе очень трудолюбивая девочка Галя, но играла плохо.. она сжимала шейку скрипки так сильно, что пальцы с трудом двигались, часто не подчинялись.
Однажды, когда она пришла на урок, я спросил:
- Галя, у вас собака есть?
- Нет... Кошка есть.
- Как ее зовут?
- Я назвала ее Нотка. она всегда садится перед нотами, когда я начинаю играть.
- Ты любишь свою Нотку?
- Очень! Знаете, какая она забавная! Только начну заниматься, она на стол запрыгнет, куда я ноты ставлю, и сидит. Вся черная. Мордочка красивая-красивая. Чуть усиками шевелит. Песенку мурлычет и смотрит-смотрит на меня.
 - Ты Нотку не обижаешь? Не делаешь ей больно?
- Нет, конечно.
Так вот , Галочка, представь себе, что скрипка твоя не скрипка, а кошка Нотка. Возьми-ка свою скрипку - Нотку... Так... Хорошо...Не делай ей больно... Не души ее... Она живая!
И тут Галя мягко прижала скрипку подбородком,а левую руку ослабила. Пальцы свободно пошли по грифу. Через неделю они даже побежали.
Так постепенно находил я приемы образной передачи внутренних ощущений при начальном освоении инструмента. Я продолжал искать понятные ребятам слова. Искал их в окружающей жизни,в детской литературе, речи самих детей.
Вскоре мои питомцы сами стали спрашивать, как сделать, чтобы пальцы не уставали, как добиться незаметного перехода в позицию, смены смычка.
Содержательнее становились и наши беседы, и я понял, о чем бы педагог не говорил: об инструменте, близких людях, родном городе, музыке,литературе - все должно воспитывать ребенка, оставлять след в душе, и вносить  в занятие музыкой дыхание жизни".
... Незадолго до кончины магнитогорского поэта Александра Павлова мы говорили с ним о поэзии. Он читал стихи друзей, в том числе и строки Эвальда Риба.
Павлов снял с полки небольшую книжицу "Капли весны" друга-музыканта, прочитал: "Дорогой Вере Антоновне - на добрую память, с пожеланием здоровья, счастья, удачи. 1994. Эвальд Риб".
Этот сборник Александр отдал мне со словами:
- Бери и поминай двух добрых людей, рано ушедших, маму и Эвальда Карловича.
Я поблагодарил, теперь выполняю завет Александра Павлова, вспоминаю - уже троих, ставших и мне надежными и верными друзьями.


Рецензии