взрослое детство

   Савоткин  Николай Александрович
      Взрослое детство

Родился я в селе Брынь Калужской области в 1936 году. Мой отец работал заготовителем кож и мехсырья. Мама работала в колхозе и заменила отца в работе, когда он был призван на Финскую войну и получил тяжёлое ранение.
После лечения был отправлен мой отец  на Великую Отечественную войну, где прошел путь от обороны Москвы до форсирования Днепра, освобождения Польши, штурма Берлина и рейхстага.
После войны много болел – последствие военных ран. Мама стала его главной помощницей в работе, но ведь работа с кожей и мехом в закрытом помещении с использованием дуста и нафталина является вредным производством.
Такая работа подорвала здоровье  родителей. Мамы не стало в возрасте 55 лет, а отец вышел на заслуженный отдых глубоко больным человеком.
В годы войны село Брынь (Брянские леса) завоёвывалось то немцами, то румынами, то финнами, то освобождалось Красной Армией – это была непрерывная фронтовая полоса.

 Голод, холод, бомбежки, обстрелы, пожары, болезни, смерти…Гитлеровские солдаты видели в каждом партизан, наши – помощников немцев (иногда не без оснований). В такой обстановке прошло моё детство.
В декабре 1941 года  ворвавшиеся в село гитлеровцы выгнали всех жителей из домов и большой колонной погнали на Запад.
 Мама шла в этой колонне с тремя детьми: больная дочь 10 лет, мне было 6 лет, а младшего трехлетнего моего братика везли на санках. Всех поместили в деревне Хотисино в концлагерь до марта 1942 года, где люди умирали от голода и холода.

 Вернулись мы в город Сухиничи, который находился между двумя железнодорожными станциями. В связи с таким расположением случались  почти ежедневные и непрерывные бомбежки. Было опасно выйти из укрытия под осколки зенитных снарядов и гильз крупнокалиберных пулемётов.
Через город непрерывным потоком шли пешие и автомобильные колонны наших войск и пленных немцев. У солдат можно было получить мешок сухарей в обмен на щавель и крапиву, а армейские кухни делились продовольствием с местным населением. Так и выживали…
Голод наступил после возвращения из эвакуации, когда в пищу  шло всё - от лебеды, вики, гнилой картошки до ворон. Люди пухли от голода, а также умирали от найденных в местах боёв консервов и грибов. Самым голодным был 1946 год. Запомнилась цифра: 150 грамм зерна на трудодень.

Все школьники, начиная с первого класса, трудились на прополке картофеля, овощей, сушке сена и сбору колосков. Старшеклассники трудились на животноводческой ферме и получали «сотку» для выращивания овощей, участвовали в пахоте и севе. Зимой собирали для колхоза золу, куриный помёт для удобрений, делали торфо-перегнойные горшочки, но трудодней нам не начисляли за эту работу.

В школе ученики сидели за самодельными скамейками,  тетради сшивали из старых книг, а в качестве чернил использовали отвар из наростов дуба. Класс освещали две керосиновые лампы, а учебник арифметики в 3 классе был только у учительницы. Задачи и примеры запоминали по памяти. И в таких условиях переходили из класса в класс…

Чтобы не портить единственную обувь в распутицу, дети ходили на ходулях  и самодельных коньках на высоких колодках.  Самодельными были лыжи, рогатки, пистолеты, санки и приспособления для извлечения тола из мин и снарядов. Много сверстников покалечилось в работе с взрывчаткой при разминировании и глушении рыбы.

В 1951 году я окончил семилетнюю школу в Брыни с отличием, а среднюю школу посёлка Думиничи с золотой медалью. В 1954 году поступил в Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского на физико-математический факультет.

Во время обучения занимался научной работой, спортом, играл в духовом оркестре, а в 1957 году в составе студенческого отряда работал на целине в Омской области. После защиты диплома получил направление в Новосибирскую область, село Ордынское, где проработал два года.
За это время успел организовать Народный университет в селе, участвовал в самодеятельности (игра на домбре) и даже стал лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности в Москве в 1961 году. В этом же году вернулся в село Думиничи в связи с болезнью матери. Там и познакомился со своей будущей женой Светланой Давидовной, учителем английского языка.

Поженились мы в  1965 году в городе Кировске, работали в одной школе №7, а впоследствии я был переведён в школу №1 в качестве директора данной школы. В браке счастливо прожили 37 лет до её ухода из жизни в 2002 году.


 текст из книги "Мы родом из детства",ред. Малыгина, 2014 год


Рецензии
Не пойму,кто писал: Савостин Николай или Зинаида Малыгина 2.Но написано от всей души и с болью

Анна Куликова-Адонкина   13.01.2017 16:53     Заявить о нарушении
Анна, я собрала воспоминания старожилов своего города, отредактировала и опубликовала в книге "Дети войны".Некоторые писали на листочках (без образования), некоторые просто рассказывали. Без редактора никто бы не узнал о ветеранах города, о их судьбах. Теперь и на моей странице прочитают: память уходящнй эпохи.Спасибо за внимание к теме.

Зинаида Малыгина 2   13.01.2017 17:50   Заявить о нарушении
Молодец,патриотка. Скоро нас не будет и некому вспомнить годы грозовые
Спасибо

Анна Куликова-Адонкина   14.01.2017 12:47   Заявить о нарушении
Не патриотка я, нормальная. Ещё поживём!

Зинаида Малыгина 2   14.01.2017 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.