68. Герионт и Клеобул. Мера

        (Диалоги антиков.)

А. - Как-то ты, Клеобул, сказал - “всё в меру”. Но разве не состоит много полезного из крайностей? Например, оригинальность, талант, подвиг - это уже превышение меры. Живое - превышение меры мёртвого, а разум - крайность рассудка. И даже размеры вещей относительны: мера вещи одна, но является равной такой же мере и неравной мере большей или меньшей. Существует ли вообще мера объективная? Если же мы возьмём малое и многое, то и они крайности, хотя без них обойтись в жизни невозможно.
И в жизненных ситуациях не всегда же нужно соблюдать меру, на и психологически она часто становится свойством равнодушия, которое мы тем не менее рассматриваем уже как крайность. Хорошее или плохое настроение - это тоже превышение меры.

К. Твои сомнения, Амфеокл, имеют свои основания. Но если мы возмём любую материальную вещь удлинённой формы, например, палку, то, даже не сравнивая её с другими палками, обнаружим, что она имеет начало, середину и конец. И здесь “мера” означает “середину”. Можно уколоть человека палкой с обеих концов, но не серединой.  То же самое в поступках и прочих явлениях сознания и поведения, если мы назовём превышение меры - крайностями или страстями, имея прежде всего в виду пороки человека, а не его добродетели или нейтральные состояния. Моё “всё” относится к этике. Здесь крайности всегда приводят к злу и если нужно выбирать между равнодушием и яростью, лично я выберу равнодушие.
Но если мы возьмём любую полезную крайность жизни и сознания, то она окажется мерой, золотой серединой этого явления, принижение или превышение способности портит и извращает её. так явление становится разумной мерой самой себя. Скажем, разум должен соответствовать разумности, его принижение превратило бы его в глупость, а повышение не в меру для данной личности превратилось бы в большое напряжение и могло бы даже свести её с ума. Ум имеет свою меру, чтобы быть умом, гениальность свою, глупость свою. Иными словами это соответствие вещи её назначению. Человеку достаточно двух ног, чтобы ходить и три ноги ему не нужно. Меру можно понять и как гармонию частей некой целостности. Особенно важно соблюдение меры в эмоциях, для их благотворной оптимальности достаточно придерживаться “золотой середины”. Мера эмоции быть эмоцией, а не безразличием или страстью.  И при всей относительности мер во взаимоотношениях двух людей можно ведь найти некий оптимум, это и будет мерой.
Также мера это и сохранение специфики вещи. Если отрезать большие куски от палки, она уже перестаёт быть палкой, а становится маленьким куском дерева. Или возьмём Любовь. Её превышение может сделать её тиранией, а уменьшение свести на нет.  Мера может согласовывать и крайности, как потолок объединяет четыре стены. Наконец, можно понимать меру как неподвластность души крайностям, когда человек становится их рабом. Вообще любой принцип регуляции может иметь значение меры, смягчающей противоречия и агрессивность сторон.  Мера  важна и в познавании - например, переоценивать или недооценивать явление равно плохо. Излишество веры или сомнения мешает оптимально познавать. Мера как равновесие частей целого, возможно, не всегда полезна, но часто. А во всём негативном мера вносит в плохое хорошее. Поступок она делает плохим, но не преступлением. И лучше чванливость в меру, чем в крайней степени. Вообще в этике есть черта, за которую лучше не переступать.  Действие крайность в сравнении с бездействием, но оно может быть мерой в сравнении с другим действием или с действием другого человека. То есть и относительность не мешает мере быть мерой. А обдуманность - желательная мера любого существенного для жизни и отношений с людьми действия.  Если мы сравним состояние войны и мира, то мир будет мерой, а война крайностью. В этом случае мера обычное оптимальное состояние общества. Если добродетель не всегда нуждается в мере, то порок всегда. Хладнокровие - мера в бою, нежность чувств - мера любви, что вовсе не делает её равнодушием и мешает стать  излишеством. Для каждой ситуации своя мера реагирования на неё и характера действия.  Нарушение меры мешает часто овладеть ситуацией - быть медлительным, когда нужна быстрота и быстрым, когда нужна медлительность. В общем мера - разумное отношение к действительности или благоразумие - его часто называют “здравым смыслом”. Этот здравый смысл должен присутствовать во всём разумном.  А в отношениях людей мера становится и равенством отношений, что отражается в обычае - око за око (принцип взаимности).
Можно добавить и следующее. Для человека быть богом или чудовищем - крайность, но быть человеку человечным - это его мера и обязанность.

Теперь я уяснил твою позицию, Клеобул, и совершенно с нею согласен.


Рецензии