Осень художника

ГАЛИНА ДЕЙНЕГА - http://www.proza.ru/avtor/galka6 - ПЯТОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ-ПАРАДЕ, ПОСВЯЩЁННОМУ ДЕСЯТИЛЕТИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 "Крымская осень", акварель А. Васякина

«...если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот
и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более
 разумном и великом. Делайте добро!»               
(А.П. Чехов, «Крыжовник»)

У меня дома в красивых рамах висят две осенние акварели. На одной — пустынный берег, усыпанный разноцветными отшлифованными волнами камешками, и морская гладь, отсвечивающая солнечные блики. Впечатление, будто лучи солнца, выглядывающего из-за облаков, веселятся над морем. На другой — крымский лес. Листва на деревьях и кустах переливается жёлтым, оранжевым, красным цветом. Сквозь ажур листьев пробиваются солнечные лучи и рассыпаются на каменистой тропе пляшущими золотыми звёздочками. На заднем фоне вечнозелёная хвоя.

А рассказать мне хочется о художнике, авторе этих произведений. Познакомилась я с ним в тяжёлые девяностые годы. Период, когда все тянули  всё, что могли, а этот чудак открыл художественную студию, чтобы бесплатно обучать изобразительному искусству.

Как-то в погожий осенний день он окликнул меня на улице:

— Женщина, остановитесь на минутку. Вы мне понравились. Приходите в мою студию. Я бесплатно научу вас рисовать.

— Да поздно мне уже чему-либо учиться, — возразила я.

— Нет, учиться никогда не поздно. А в наше трудное время на умении рисовать можно и деньги заработать. Приходите. Обучаю бесплатно. Приводите родственников, знакомых. На всякий случай запомните адрес. — Он несколько раз повторил, где и когда проходят занятия, и ещё раз подчеркнул: — Обучение абсолютно бесплатно.

Внимательно пригляделась к этому странному человеку. Среднего роста, неброской наружности, но было в нём что-то притягательное. Может, ясный спокойный взгляд, приятный голос, уважительное отношение к собеседнику. Ссылаясь на занятость, я распрощалась, торопливо перешла улицу и уже с другой стороны оглянулась. Он всё ещё стоял на том же месте, где мы расстались, и провожал меня взглядом.

В выходной день, уговорив внучку (в то время еще дошкольницу), отправились  в изостудию. Желающих бесплатно обучиться художественному мастерству собралось человек двадцать. Люди разного возраста, разных способностей.

Занятия проходили так. Сначала устраивалась выставка домашних зарисовок учащихся студии. После их обсуждения руководитель ставил новую задачу, объяснял как взяться за её решение. Все приступали к работе, а он вынимал из потёртого футляра скрипку, водил смычком по струнам, заставляя их говорить волшебным неземным голосом, и погружал студию в чарующий мир музыки.

На одном из занятий он организовал в студии выставку своих осенних акварелей и предложил каждому отобрать работы, которые понравилось. Что мы и сделали.

— А теперь, — заключил он, — возьмите эти акварели себе на память.

Бесплатно? Мы предложили ему продать свои работы.

— Нет, нет, — возразил он. — Не надо мне денег. Возьмите. Это же на память.

Отказаться было невозможно. В тот  раз мы рисовали осень, а он заставил скрипку передать звуками осеннее настроение, когда проскальзывающие тёплые лучики солнца освещают золото осеннего убранства.

Это была осень художника. Вскоре его не стало. Остались работы со скромной подписью: «А. Васякин», да добрая память о нём.


Рецензии