Всего несколько слов о Театре

текст выступления на WorldStageDesign-2013

8 сент. 2013, Королевский Колледж Музыки и Драмы, Кардифф, Уэльс, Великобритания.



иллюстрирующий/сопровождающий видеоряд на моей страничке youtube
http://www.youtube.com/watch?v=vZmesnjxiuE

-

...Я постараюсь обозначить некоторые проблемы современного театра, каждая из которых требует отдельного подробного комментария и анализа.

И ограничусь проблемами сценографии, светового дизайна и, главным образом,  звукового дизайна.

Под саунд дизайном в области театральных представлений я понимаю вид, а точнее тип сценографии – звуковую сценографию: искусство создания звуковой среды спектакля, его атмосферы и архитектоники средствами звука и музыки.

Что-то подобное можно сказать и о световом дизайне.

Иногда меня спрашивают – в чем различие между музыкой, soundscape(1) и sound design?

По моему мнению - в базовом организующим начале – то есть в ритме (или темпоритме).

Т.е. , говоря формально, музыка это определенным образом организованные звуки, и организующее начало – ритм – находится внутри.

Организующее начало саундскейп условно и часто абстрактно. Организующим началом саунддизайна является сам спектакль.

То есть ритм саунддизайна не внутри, а снаружи, и самостоятельное значение саунд дизайна вне спектакля, в отличие от музыки, не очевидно. Но, конечно, и  музыка, и саундскейп могут быть частью общего саунд дизайна спектакля, что часто и происходит.

Если раньше и световой дизайн и звуковой дизайн были, в основном, второстепенными и поддерживающими по отношению к "основной", скажем так, декорационной сценографии – т.е. задачей светодизайна было выразительное освещение декораций и актеров, а звукодизайна – создание атмосферы, раскрытие внутреннего мира героев, поддержка действия и т.д., - то сегодня каждый из этих типов сценографии имеет практически самостоятельное значение.

Они могут быть использованы как все вместе, так и каждый по отдельности.

Т.е. можно сделать спектакль без саунддизайна и с минимальным формальным светом, можно сделать спектакль без традиционных декораций, пользуясь только проекционными аппаратами и экранами, и можно сделать спектакль используя исключительно саунд дизайн как единственное средство сценографии – об этом я достаточно подробно рассказывал во время моей мастерской в Праге несколько лет назад на Пражских Квадриеннале.

Можно сказать, что в современном театре, театре двадцать первого века,  по своим возможностям эти три типа сценографии практически равноправны. И это дает новые возможности сценической выразительности, интеллектуальной и эмоциональной полифонии и создает предпосылки для создания драматургии принципиально нового типа.

Но существует и ряд серьезных проблем, на мой взгляд.
 
Это, например, унификационный характер многих спектаклей, потеря национальной культурологической самобытности, бездумное разрушение собственных традиций и фактическая декларация унылой однообразности в сценографических решениях спектаклей.

То есть использование примерно одного и того же набора сценических средств в любом типе и жанре представления. 

Я думаю, каждый из нас легко сам вспомнит спектакли, общее сценографичекое решение которых, а также светодизайн и звукодизайн могут без больших потерь использованы в любом другом таком же спектакле от древнегреческих трагедий до современных авангардных пьес.

А каждый спектакль вместе с его визуально-звуковым дизайном должен быть уникальным, неповторимым. Каждый раз приходя в театр, хочется увидеть чудо, быть его свидетелем, быть сопричастным ему.

Или, например, другая проблема, а точнее, я бы сказал,  болезнь, которая, как какое-то венерическое заболевание охватила все континенты.

Это изменение времени и места действия.

Первые опыты такого рода были еще в начале двадцатого века – сейчас это приобрело характер эпидемии, особенно в опере.

Полчища "изобретателей велосипедов" с легкостью находят простые и убогие решения для любой пьесы любого автора любого века –  надо только перенести действие в наши дни, одеть героев в современные костюмы и всё -  спектакль создан.

Но есть и более частные, но тем не менее достаточно серьезные проблемы тормозящие, на мой взгляд, развитие , например, саунд дизайна.

Когда-то выдающийся философ и гуманист Альберт Швейцер разделил музыку на "звукописательную", т.е. подражающую происходящему в природе и в мире, "изображающую" происходящее - к ней он относил, например, Баха и Вивальди, и на "поэтическую", не описательную, к ней он относил, например, Шопена.

Так же примерно мы можем разделить все спектакли. Есть спектакли, для которых важна некоторая, хоть и условная "достоверность" – утро, вечер, усадьба, поле, звонок телефона…

И есть спектакли, как бы, тоже в кавычках, более "абстрактные" по сценографии, свету, звуковому дизайну.

Проблема для обоих типов, на мой взгляд, состоит в отсутствии сейчас по-настоящему новых идей в создании источников звука, как, впрочем, и света.

Мне кажется, что звуковые колонки, как идея, давно морально устарели. Нужны принципиально новые, другие устройства, распределяющие звук по залу, разделяющие его по частотам и инструментам или семплам, в зависимости от творческой задачи саунд дизайнера.

Средства редактирования, обработки и т.д. оказались здесь далеко впереди. Опыты с различными системами типа 3.1, 5.1 и т.п. по-моему не оправдали надежд, и большинство дизайнеров в конечном итоге всё равно сводит все каналы в стерео.

Это и проблема театральной архитектуры в значительной степени.

И в античном театре, и в средневековой церкви умели хорошо решать подобные задачи доступными в те времена средствами.

Кроме того, для качественного воспроизведения низких частот нужны динамики достаточно большого размера, и это тоже накладывает определенные ограничения.

И совсем уж дико смотрятся звуковые колонки в старых  театрах.

Это как если бы к прекрасному арабскому скакуну прицепить паровой двигатель.

Нужны новые идеи в этом направлении.

При появлении таких новых источников звука радикально изменятся сами принципы инструментовки, качество и философия  театрального представления, как такового.

___________

1. soundscape - своего рода "музыка", созданная исключительно из звуков, произведенных не музыкальными инструментами. Т.е. саундскэйп композитор создает "музыкальную" (точнее сказать - атмосферную звуковую) композицию, комбинируя и переплетая например, шум ветра, жужжание насекомых, крики галок, далекий гудок парохода и т.п. Или, например, включает рекордер и записывает все, что слышится, пока он едет в электричке, а потом редактирует. И получается такой вот "день жизни".

Как правило, все звуки записываются самими композиторами, а не ищутся среди сэмплов. Это такой способ познания и отражения мира (ср. конкретная музыка/musique concrete)

-


Рецензии