Домашняя работа

 
Второе полугодие первого класса. Конец января. Почти все буквы пройдены, почти весь букварь прочитан. Но сложные познавательные тексты из других книг Стасу даются с трудом, и бабушка, жалея внука, копается в книжках, выискивает и сама читает ему дополнительные тексты по окружающему миру. Трудно нашему первокласснику и красивые крючочки выводить, и с игрушками расставаться. И режим дня поддерживать трудно.

– Зачем только его придумали? – ворчал Стас. – Даже поиграть некогда! Раньше вы мне все разрешали и никакого режима не было!

– Ну как же так, не было? Вы в детском садике кушали, отдыхали, на прогулку ходили, играли… – все по часам, по режиму. – Говорила бабушка, усаживая внука  обедать.

– Зато вечером играл, сколько хотел. А теперь нельзя!

– А почему нельзя, знаешь?

– Знаю. Потому, что играю много.

– А еще почему?

– Потому, что режим не выполняю. За уроки сажусь поздно.

– А ты быстро делаешь домашние задания?

– Долго.

– А почему ты их делаешь долго?

– Потому, что задают много.

– Разве написать пару строк букв и сделать два примера – это много? Просто ты отвлекаешься часто, поэтому и получается у тебя долго.

– Да, знаешь, как тяжело эти буквы выводить! Да еще читать надо!

– Знаю, – бабушка ласково погладила внучка по головке. – Поэтому родители и сделали для тебя режим дня, по которому ты сейчас пообедаешь, и мы с тобой пойдем в бассейн…


«Какие же бестолковые эти взрослые! Они что совсем не понимают, что мне тоже отдыхать надо?» – бубнил себе под нос Стас, доставая из портфеля учебники, пока бабушка готовила ужин. Он, конечно, понимал всю ответственность перед школой, понимал, что стал почти взрослый. Теперь после школы, до прихода родителей, надо было успеть с бабушкой и в бассейн сходить, и в кружок рисования, и уроки сделать. А тут ещё недавно подаренная отцом игровая видеоприставка, ставшая среди его сверстников легендой, «Пи эс пи», с которой он никак не мог наиграться, занимала все его сознание, каждую минутку манила своими волшебными кнопками. И он опять в сердцах хлопнул учебником об стол: 

– А когда же мне играть-то?

Они уже сделали все письменные уроки. Бабушка нашла и прочитала из детской энциклопедии рассказ про «Эхо», с горем пополам пересказали его, и сели читать букварь. Чтение было для Стаса самым сложным предметом, и он всегда оставлял его «на потом». Но перед тем, как начать читать, снова заглянул в дневник и, водя пальцем по строчке, произнёс: «Читать десять раз и пересказывать».

– Ну вот, опять десять раз! – недовольно протянул он и засунул дневник в портфель.

Тем не менее, усевшись возле бабушки на кухне и раскрыв учебник на нужной странице, начал читать текст Льва Толстого: «Жучка несла Жучка кость через мост глядит в воде её тень…» – Ни точек, ни запятых. Текст не понимает. Один раз прочитал, второй, третий, а пересказать так и не может.

– Ты с интонацией читай. Где точка, там закончить мысль предложения надо, где запятая, там паузу сделать, – пытается наставлять бабушка.

– Знаю! Я все правильно читаю! Тут просто сложный текст, – не запоминается!

– Давай тогда по одному предложению читать и пересказывать, – пытается упростить задачу бабуля и, отложив недокрошенные овощи в сторону, подсаживается к внуку.

Уговорила. Разбирая с интонацией каждое предложение, оказалось, что Жучка не через мост глядит, и глядит не в воде, а идет по мосту и в воде видит тень.

– Теперь понятнее?

– Понятнее.

Читает дальше: «…Жучка и кость она и пусти…». Дочитав до конца, насилу разобрались со всеми запятыми и точками.

– Сколько же раз мы прочитали? – интересуется бабушка.

– Четыре.

– Хорошо, ты теперь дальше читай сам, а я буду слушать тебя и готовить ужин.

– Бабушка, а знаешь сколько раз ещё осталось прочитать?

– Сколько?

– Шесть.

– Правильно. Молодец!

– А знаешь «шесть» из чего состоит? – И тут же, не дожидаясь бабушкиного ответа, выпалил: Из трёх  и трёх, из двух и четырёх, из одного и пяти…

– Мы с тобой считать будем потом, – перебивает, оглядываясь бабушка. – Ты сейчас текст читай.

– Бабушка, а ты знаешь «пять» из чего состоит? – не унимается Стас, всё время поглядывая на лежащий неподалеку «Пи эс пи». И тут же, гордясь своими математическими познаниями, чуть ли не скороговоркой  произносит: Из двух и трёх, из одного и четырёх, из нуля и пяти, а ещё из трёх и двух! – От перемены мест слагаемых сумма не изменяется!   

– Стас! Ты сейчас чтение делаешь или математику?! 

Вздохнув, Стас продолжил:

– «Несла Жучка кость…». Бабушка, а мы ещё на вопросы не ответили.

– На какие вопросы? – удивляется бабушка и, повернувшись к Стасу, разводит руками. На её лице Стас читает явное недоумение. Даже пучок зеленой петрушки в одной руке и нож в другой, казалось, тоже вот-вот откроют от удивления рты.

– Ну как же? – Вот… – и лезет в портфель за дневником. Открывает, показывая пальцем на задание, читает: «Узнать про «Эхо».

– Я полчаса назад кому статью из энциклопедии про «Эхо» читала? – поднимая брови интересуется бабуля.

– А, да, забыл. Ну, ладно, – вздохнул снова Стас и продолжил: «…а Жучка и кость она и пусти…». Бабушка, тут текст какой-то трудный, – ничего не понятно.

– Так ты не отвлекайся и читай с точками, как мы с тобой читали, а не слитно, тогда всё поймешь.

– А можно я два раза подряд прочитаю, а потом один раз перескажу?

– Можно.

– «…ту взять ту не взяла…».

– Что ты с конца предложения всё начинаешь читать? Начни с начала, после очередной точки, – понятней будет.

– Ага, тогда мне шесть раз читать надо будет, а так – только пять.

Бабушка, пожав плечами, занялась опять приготовлением ужина.

– Да что толку? – вгорячах вырвалось у неё. – Ты ведь опять ничего не понял, что прочитал.

– Нет, понял, только расскажу потом, не сейчас.

– Ну, хорошо, читай.

– «…а своя ко дну пошла.»

– Так что же ко дну-то пошло?

– Не знаю...


Рецензии